● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Во дворцах и в шатрах. Исламский мир от Китая до Европы. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2008. [ каталог выставки ]

Во дворцах и в шатрах.

Исламский мир от Китая до Европы.

Каталог выставки. Государственный Эрмитаж.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2008. 432 с. ISBN 978-5-93572-267-8

 

[ аннотация: ]

Каталог знакомит читателя, интересующегося исламским искусством, с исследованиями научных сотрудников Государственного Эрмитажа последних лет. Многие экспонаты публикуются впервые, другие уже широко известны, но представлены в новом контексте, некоторые комплексы имеются только в Эрмитаже. Авторы каталога — востоковеды (историки и филологи), искусствоведы, археологи — работают над изучением культуры исламских стран десятилетиями и получили международную известность; в каталоге они в наиболее доступной форме обобщают и излагают результаты своих исследований.

 

Содержание

 

От авторов. — 5

 

Между Китаем и Европой. Исторический контекст мусульманского искусства (М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа). — 7

 

[ Каталог. №№1-346 ]

 

Часть первая.

Раннеисламское искусство VII-XIII веков.

 

М.Б. Пиотровский. Халифат. — 16

А.Д. Притула. Искусство арабских стран X-XIII вв. — 17

А.А. Иванов. Сельджукское искусство в Малой Азии. — 34

А.А. Иванов. Иранское искусство до монгольского завоевания. — 35

Г.Л. Семёнов. Искусство Средней Азии до монгольского завоевания. — 52

А.А. Иванов. Металлические изделия Средней Азии домонгольского времени. — 54

 

Часть вторая.

Исламское искусство XIII-XVI веков.

Преобладание китайского влияния.

 

А.Д. Притула. Искусство мусульманской Испании. — 64

А.Д. Притула. Мамлюкское искусство. Сирия и Египет. — 74

М.Г. Крамаровский. Джучиды (1207-1502): три этапа самоидентификации. — 98

А.А. Иванов. Культура Кубачи. — 116

А.А. Иванов. Иранское искусство. — 126

А.В. Омельченко, В.Г. Шкода. Искусство Тимуридов. — 128

М.Г. Крамаровский. Китайская филигрань на путях к Ближнему Востоку. — 156

М.Л. Меньшикова. Китайские ткани для исламского рынка. — 164

 

Часть третья.

Исламское искусство XVI-XIX веков.

Преобладание европейского влияния.

 

Е.Н. Иванова. Испано-мавританская керамика. — 170

А.Д. Притула. Искусство османской Турции. — 176

А.Т. Адамова. Персидская живопись. — 196

А.А. Иванов. Иранские изделия из металла. — 228

А.Т. Адамова. Керамика Ирана. — 236

С.Б. Адаксина. Средняя Азия во второй половине XIX — начале XX в. — 250

Т.И. Зеймаль. Ювелирные украшения Средней Азии XIX-XX вв. — 256

О.П. Дешпанде. Индия в эпоху Великих Моголов. — 262

О.П. Дешпанде. Индия при англичанах: живопись школы Компании. — 286

О.П. Дешпанде. Прикладное искусство могольской Индии. — 302

М.Л. Меньшикова. Китай и ислам. — 354

 

Часть четвёртая.

Исламский мир и Россия.

Дипломатия, война, торговля.

 

И.Н. Уханова. Торговые контакты исламского мира и России. — 362

А.А. Иванов. Дипломатические дары и военные трофеи. — 365

 

Глоссарий. — 412

Литература. — 415

 

Summary. — 429

 


 

Памяти Григория Львовича Семёнова, заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа (2001-2007).

 

От авторов.   ^

 

На выставке, как и в каталоге, нам хотелось показать исламское искусство во всём его разнообразии, сделав особый акцент на связи с сопредельными культурами: европейской и китайской. Исламский мир предстаёт перед нами как мир, открытый для контактов, имеющий своё место в контексте мировой культуры.

 

В каталоге предпринята попытка познакомить читателя, интересующегося исламским искусством, с исследованиями научных сотрудников Государственного Эрмитажа последних лет. Многие экспонаты публикуются впервые, другие уже широко известны, но представлены в новом контексте, некоторые комплексы имеются только в Эрмитаже.

 

Авторы каталога — востоковеды (историки и филологи), искусствоведы, археологи. Многие из них работают над изучением культуры исламских стран десятилетиями и получили международную известность, в каталоге они обобщают и излагают в наиболее доступной форме результаты своих исследований.

 

В силу принадлежности авторов к разным специальностям очень различаются и их очерки, как по стилю изложения, так и кругом затронутых проблем. Представляется интересным показать всё разнообразие идей и направлений в недрах Государственного Эрмитажа, что вполне соответствует характеру самой выставки, яркой и разнообразной.

 


 

Авторы аннотаций.   ^

 

А.А. — Адель Тиграновна Адамова

А.В. — Анна Владимировна Виленская

А.И. — Анатолий Алексеевич Иванов

A.П. — Антон Дмитриевич Притула

Б.М. — Борис Ильич Маршак

B.Л. — Владимир Григорьевич Луконин

B.Ш. — Валентин Германович Шкода

Г.В. — Георгий Вадимович Вилинбахов

Г.А.С. — Галина Александровна Серкина

Г.Л.С. — Григорий Львович Семёнов

Е.И. — Елена Николаевна Иванова

Е.Н. — Екатерина Николаевна Некрасова

И.У. — Ирина Николаевна Уханова

М.К. — Марк Григорьевич Крамаровский

М.М. — Мария Львовна Меньшикова

О.Д. — Ольга Павловна Дешпанде

О.О. — Ольга Владимировна Ошарина

Р.Г. — Роман Геннадьевич Григорьев

C.А. — Светлана Борисовна Адаксина

Т.А. — Татьяна Борисовна Арапова

Т.З. — Тамара Ивановна Зеймаль

Ю.Е. — Юлия Игоревна Елихина

Ю.М. — Юрий Александрович Миллер

Ю.П. — Юрий Александрович Пятницкий

 


 

(/429)

 

Summary

 

IN PALACES AND TENTS.

ISLAMIC WORLD FROM CHINA TO EUROPE.   ^

 

The exhibition is devoted to Islamic contacts with the neighbouring European and Chinese cultures. One of the goals of the exhibition is to show Islamic art as it is represented in the Hermitage collection and to demonstrate that it always was part of the world culture, rather than an isolated phenomenon.

 

The catalogue summarizes the research in the field under review carried out in the Hermitage in the recent years. Some of the works are widely known, but are now presented in a new context; others are published here for the first time. Besides, some of the complexes are not known outside the Hermitage collection.

 

The catalogue consists of four sections. Of these, Sections one and two are devoted to Islamic art from the 7th century to the Mongolian invasion and from the Mongolian invasion to the 16th century (with the focus on Chinese influence that increased after the invasion), respectively. Section three includes materials from various Islamic countries, from the 16th to 19th centuries, when European influence became predominant.

 

Section four is concerned with political contacts (both diplomatic and military) between Islamic countries and Russia. It shows diplomatic gifts from Moslem rulers to various Russian monarchs, as well as trophies taken by the Russians in their wars against Turkey and Persia.

 

The authors are orientalists (both historians and philologists), as well as historians of art and archaeologists, all of them the Hermitage researchers, mainly of the Oriental Department of the Museum, although some of them belonging to the Department of the Western European Art, Department of the History of Russian Culture, and the Arsenal. Some of the authors have been studying Islamic cultures for many decades and are widely known in their field. In the catalogue, they have presented the results of their research. It is only natural, that the articles by different authors differ not only in style, but also from the point of view of the problems they discuss. It will be interesting to compare their methods and findings and, in this way, display the diversities of ideas and approaches typical of the exhibition and the Hermitage generally.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки