● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]У подножия Арарата.Каталог выставки. Государственный Эрмитаж.[ Санкт-Петербург, 28 октября 2008 — 25 января 2009. ]// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2008. 144 с. ISBN 978-5-93572-324-6
[ аннотация со стр. 144: ]
Каталог временной выставки «У подножия Арарата» посвящён 100-летию со дня рождения выдающегося востоковеда, археолога, отдавшего значительную часть своей жизни кавказской археологии, создателя отечественной урартологии Бориса Борисовича Пиотровского (1908-1990). Памятники из коллекций, прежде всего, Музея истории Армении, а также Музея крепости Эребуни, представленные в каталоге и на выставке, отражают разносторонние научные интересы Б.Б. Пиотровского и его неоценимый вклад в изучение древних культур, существовавших на территории Армении.
Экспонаты датируются от XIII тыс. до н.э. до начала II тыс. н.э. Значительную часть составляют памятники урартской культуры (IX-VII вв. до н.э.), происходящие из раскопок крепости Тейшебаини (совр. Кармир-блур), которые с 1939 года по 1971-й вела совместная археологическая экспедиция Академии наук Армянской ССР и Эрмитажа под руководством Б.Б. Пиотровского и благодаря которым стало возможным систематическое научное исследование урартской цивилизации.
Авторами книги являются известные армянские археологи, историки и искусствоведы — научные сотрудники Музея истории Армении, Музея Эребуни, Института археологии и этнографии Академии наук Армении, а также Калифорнийского университета.
Авторский коллектив:
[ Содержание ]
Урарту-Арарат.Михаил Пиотровский (Директор Государственного Эрмитажа). — 5-6Анелка Григорян (Директор Музея истории Армении). — 7
Г. Арешян. Б.Б. Пиотровский и Армения: портрет памяти. — 8-19А. Калантарян. Служение армянской археологии. — 20-22П. Аветисян. Вопросы хронологической интерпретации древнейших археологических комплексов Армении. — 23-28С.Г. Амаякян. Ванское царство (Урарту). — 29-32
Каталог (1-91). — 33-136
Библиография. — 137-142Принятые сокращения. — 143
At the Foot of Ararat. — 143
Урарту — Арарат. ^
За годы употребления выражения «лицо кавказской национальности» и десятилетия новых кавказских войн широкая публика во многом утратила представление о том, что собою на самом деле представляет Кавказ. Пришло время напомнить о тех древнейших пластах истории культуры, которые являются основой, фундаментом сегодняшней кавказской жизни. Этот фундамент есть, хотя его не всегда видят или хотят видеть.
Кавказ всегда был и остаётся мостом, соединяющим базовые цивилизации древности — Ближний Восток, Междуречье, Иран и даже Китай — с Европой. С древнейших времён здесь процветали горная добыча, ремёсла, торговля и искусство. Древнейшие изделия кавказских мастеров поражают взгляд не меньше чем их средневековое и новое искусство. Кавказ всегда играл знаковую роль в мировой политике.
Армения — это и Кавказ, и много больше чем Кавказ. Это срез всех крупнейших древних цивилизаций.
Эта выставка — воспоминание и напоминание. Это воспоминание о древней Армении, удивительной череде культур, сменявших друг друга на прекрасной и суровой земле. Это воспоминание о замечательных археологических находках, об археологах, отдавших свою жизнь и таланты её изучению. Это выставка в память о Борисе Борисовиче Пиотровском, его русских и армянских коллегах и учениках. Она память о его друзьях и его супруге — археологе Рипсимэ Микаэловне. Это выставка-воспоминание об удивительно плодотворном сочетании северных традиций и южного темперамента, о привычке ощущать себя гражданами мира. Это выставка об удивительных памятниках, которые земля до сих пор отдаёт далеко не каждому.
История Армении многообразна, но ядром её познания в XX веке стало государство Урарту, чьё название слышится в имени горы Арарат. Раскопки Тейшебаини (Кармир-блура) и других урартских крепостей стали сенсацией, благодаря которой армянская археология навсегда заняла особое и высокое место в мировой истории и науке. Многие ещё помнят, как ежегодно уникальные новые раскопки становились событием не только научной, но и культурной жизни Ленинграда и Еревана одновременно.
Удивительные находки, относящиеся к разным эпохам, собраны в Музее истории Армении. С урартскими шлемами, мечами и колчанами, фресками, надписями, статуэтками богов и сосудами для вина соседствуют серебряный кубок III тыс. до н.э. из Карашамба, бронзовые олени, быки, змеи и ритуальные пояса II тыс. до н.э. из Лчашена, стеклянные сосуды IX-X веков н.э. из Двина и многое другое. Послеурартское время, время древнеперсидского влияния обозначено удивительными серебряными ритонами и золотой пекторалью из Армавира. Замечательная армянская античность, символом которой является храм в Гарни, дошла до нас в золотых украшениях и серебряных монетах, фигурных стеклянных сосудах из Гарни и скульптурах всадников из Армавира.
Древнейшее христианское государство в мире покоится на очень твёрдых исторических и культурных основах.
Весь путь археологического открытия Армении в XX веке ещё жив в нашей памяти — он был частью процесса развития армянского самосознания и одновременно вёл к глубокому пониманию единства и сложности мирового исторического процесса. Всё это происходило при удивительно плодотворном взаимодействии русской и армянской науки.
Перед нами один из прекрасных примеров той пользы, которую может принести политическое единство. Армянская археология была неотъемлемой частью того процесса нового культурного творчества, символами которого были поэзия Егише Чаренца и Аветика Исаакяна, живопись Мартироса Сарьяна и других блестящих армянских художников, архитектура Александра Таманяна и целой плеяды армянских архитекторов, музыка Комитаса, Арама Хачатуряна и многих армянских композиторов и исполнителей. Символами этого культурного взлета были учёные — Иосиф и Левон Орбели, Виктор Амбарцумян, братья Алихановы и многие другие, творившие и в Армении, и в России. И всех их нельзя представить без той почвы, которую создаёт древняя история Армении — Арарат, Севан, Гарни, Тейшебаини, Эребуни, Армавир, Двин, Гегард, Санаин, Эчмиадзин и т.д.
Мне повезло. Многие из тех редкостных шедевров, которые представлены на выставке, появились из земли на свет практически на моих глазах. Мальчишкой и студентом мне довелось видеть и ощущать радость открытия сокрытого прошлого, видеть как отдельная археологическая находка становилась частью национального сознания и причиной восторга целого народа. Мне повезло, что первооткрывателем был мой отец, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Многие из замечательных памятников армянского Средневековья вышли из земли благодаря моей матери, которой в этом же году исполнилось бы 90 лет. Их судьба стала символом культурного взаимодействия, во многом определившего образ сегодняшней Армении.
Многие десятилетия совместной работы Эрмитажа с Музеем истории Армении и Академией наук республики — одно из проявлений этого полезного для всех взаимодействия. Десятки сотрудников Эрмитажа связали свою жизнь с древней Арменией. Десятки армянских учёных приобщились к традициям Эрмитажа. Эта выставка рассказывает о захватывающей древней истории Кавказа и о блестящей новой культурной истории. Мы благодарны нашим коллегам из Музея истории Армении: этой выставкой мы вместе не только напоминаем о совместном открытии прошлого, но и продолжаем великое дело.
Слово Урарту навсегда связано не только с Арменией, но и с Эрмитажем. Это для всех нас очень поучительно и радостно.
Михаил Пиотровский Директор Государственного Эрмитажа (6/7) ^
Выставка из коллекций Музея истории Армении «У подножия Арарата» посвящена столетию со дня рождения выдающегося учёного, академика Российской и Армянской академий наук Бориса Борисовича Пиотровского, чей вклад в армянскую и российскую археологию трудно переоценить. На ней представлены уникальные находки совместных археологических экспедиций (1939-1970) Государственного Эрмитажа и Комитета по охране исторических памятников Армении под научным руководством и при личном участии Б.Б. Пиотровского на холмах Кармир-блур (IX-VI вв. до н.э.) и Аринберд (совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Благодаря этим систематическим раскопкам и исследованиям Б.Б. Пиотровского, по его же словам, был открыт «богатейший и уникальный мир Урарту, одного из могущественных государств Передней Азии, которому удалось взять верх над постоянным своим соперником — Ассирией, быть влиятельным посредником в связях населения Северного Кавказа, скифов Причерноморья со странами Востока».
В экспозиции представлены также находки из раскопок памятников бронзового века (Лчашен, Кировакан, Артик, IV-II тыс. до н.э.), научным консультантом которых был Б.Б. Пиотровский, воспитавший три поколения армянских и российских археологов.
Выставка является данью памяти выдающегося учёного, вся жизнь которого, по его собственному признанию, была связана с «двумя городами. Один из них стоит в моем зимнем адресе, а другой в летнем, и когда я подъезжаю к Ленинграду или же к Еревану, я чувствую, что приезжаю домой».
Анелка Григорян Директор Музея истории Армении
At the Foot of Ararat. ^
Catalogue of the temporary exhibition At the Foot of Ararat is commemorating the 100th birthday anniversary of Boris Borisovich Piotrovsky (1908-1990), distinguished orientalist, the key figure in the Russian study of the Urartian civilization and the archaeologist who dedicated most of his life to the archaeology of Caucasus. Objects from the collections of such museums as the Museum of Armenian History and the Erebuni Museum represented in the catalogue and at the exhibition reflect the wide range of scientific interests of Boris Piotrovsky and his invaluable contribution to the studies of the ancient cultures that existed on the territory of Armenia.
The first group of exhibits (cat. Nos. 1-36) includes objects of the 13th — 2nd millenniums B.C. from different Armenian archaeological sites: statuettes, pottery, gold and bronze pieces, and jewellery. Objects of the second group (cat. Nos. 37-76) relate to the culture of Urartu (9th — 7th century B.C.): sculptural portraits of gods in bronze and clay, animal figurines made of bone and stone, pottery, gold and silver jewellery and vessels, bronze armour, weapons and ceremonial ware with votive inscriptions of Urartian kings, as well as several clay tablets with cuneiform texts. The major part of Urartian artifacts was uncovered at the excavations of the Teishebaini fortress (modern Karmir-Blur) situated on the western outskirts of Yerevan. The excavations were held in 1939-1971 by the joint archaeological expedition of the Academy of Science of the Armenian Republic and the State Hermitage Museum headed by Boris Piotrovsky and provided scientific basis for the systematic studies of the Urartian civilization.
Artifacts of the third group (cat. Nos. 77-83) are dated 6th — 5th century B.C. and illustrate post-Urartian period of the Armenian history. The last section of the catalogue (cat. Nos. 84-91) represents glass objects of the 8th — 13th century from the medieval city of Dvin and pays homage to the brilliant scientist and archaeologist Ripsime Djanpoladyan, spouse of Boris Piotrovsky, who dedicated her life to the research of the culture of medieval Armenia and greatly contributed to the studies of Armenian glass-making.
The authors of the catalogue are well-known Armenian archaeologists, historians and art historians — staff members of the State History Museum of Armenia (I. Mkrtchyan), the Erebuni Museum (A. Piliposyan), Institute of Archaeology and Ethnography of the Armenian National Academy of Science (P. Avetisyan, S. Hmayakyan, A. Kalantaryan), and of the University of California (G. Areshyan). Introductory articles deal with problems of chronological interpretation of the ancient Armenian archaeological complexes (article by P. Avetisyan), origin and history of the Van Kingdom — Urartu (article by S. Hmayakyan), and the roles that both Boris Piotrovsky and Ripsime Djanpoladyan played in the development of Armenian archaeology (articles by respectively — G. Areshyan and A. Kalantaryan).
наверх |