[сборник ]
Российские экспедиции в Центральную Азию
в конце XIX — начале XX века.
Под ред. И.Ф. Поповой. [ На русском и английском языках. ]
// СПб: «Славия», 2008. 244 с. ISBN 978-5-9501-0159-5
См. файлы на сайте ИВР.
К 190-летию Азиатского музея — Института восточных рукописей Российской Академии наук.
Содержание
И.Ф. Попова. Российские экспедиции в Центральную Азию на рубеже XIX-XX веков. — 11
Л.Ю. Тугушева. Экспедиции в Центральную Азию и открытие раннесредневековых тюркских письменных памятников. — 40
С.Г. Кляшторный. Древнетюркские памятники рунического письма из Восточного Туркестана. — 50
М.И. Воробьёва-Десятовская. Экспедиция М.М. Березовского в Кучу (1905-1908). — 65
Ю.И. Елихина. Буддийские памятники из Хотана в собрании Государственного Эрмитажа. — 75
В.А. Лившиц. Manichaica в Азиатском музее. — 82
C.B. Дмитриев, Л.Ф. Попова. Кашгарская коллекция С.М. Дудина в Российском этнографическом музее. — 88
Т.Н. Юсупова. Монголо-Сычуаньская экспедиция П.К. Козлова (1907-1909) и открытие Хара-Хото. — 112
Е.И. Кычанов. Тангутский фонд Института восточных рукописей Российской Академии наук и его изучение. — 130
И.Ф. Попова. Первая Русская Туркестанская экспедиция С.Ф. Ольденбурга (1909-1910). — 148
И.Ф. Попова. Вторая Русская Туркестанская экспедиция С.Ф. Ольденбурга (1914-1915). — 158
Таката Токио. Японские исследователи российских коллекций из Центральной Азии. — 176
Имре Галамбош. Участие Англии в японских исследованиях в Центральной Азии. Роль А.О. Хоббса в третьей экспедиции Отани. — 188
Сьюзан Витфилд. Взаимоуважение в отношениях учёных в период политического противостояния. — 203
Жун Синь-цзян. Русские экспедиции и китайские власти в конце XIX — начале XX века. — 219
Именной указатель. — 228
Указатель географических названий. — 235
Принятые сокращения. — 242
[ Предисловие ] ^
Наше издание посвящено знаменательной дате — 190-летию Института восточных рукописей Российской Академии наук, бывшего Азиатского музея, основанного 11 (23) ноября 1818 г., в то время, когда Россия стала превращаться в мировую державу и когда изучение письменных памятников Востока явилось основой как практического, так и академического, фундаментального востоковедения в нашей стране. Азиатский музей был призван собирать, хранить и исследовать письменные памятники, книги и рукописи на восточных языках.
В 1930 г. Азиатский музей был реорганизован в Институт востоковедения Академии наук СССР, задачами которого стало, прежде всего, обоснование политики Советского Союза на Востоке, создание новых письменностей, составление словарей восточных языков и грамматик — в первую очередь, языков народов Советской Средней Азии, а также изучение рукописных коллекций. Блестяще справившись с исследовательскими задачами, институт не сумел решить прикладные внешнеполитические, и в 1951 г. было принято решение о его переводе в Москву в целях «обеспечения повседневного руководства» со стороны Президиума Академии наук. В Ленинграде был оставлен Сектор (первоначально его называли также музеем) восточных рукописей Института востоковедения, главной задачей которого оставалось хранение и изучение рукописной коллекции бывшего Азиатского музея. В 1956 г. Сектор был переименован в Ленинградское отделение Института востоковедения, в 1960-1969 гг. он назывался Ленинградским отделением Института народов Азии Академии наук СССР, а в 1991 г. получил статус Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской Академии наук. 19 июня 2007 г. Президиум Российской Академии наук принял Постановление № 143 о реорганизации Института востоковедения с выделением Санкт-Петербургского филиала и созданием на его основе самостоятельного учреждения — Института восточных рукописей Российской Академии наук (ИВР РАН). Основной его задачей по-прежнему является исследование письменных памятников Востока.
В настоящее время коллекция ИВР РАН содержит около 100 тысяч рукописей и старопечатных книг на 65 живых и мёртвых восточных языках. Эта крупнейшая в нашей стране и одна из немногих значимых коллекций восточных рукописей в мире является уникальным явлением в отечественной культуре. Она создавалась усилиями многих поколений граждан России — учёных, дипломатов, государственных деятелей, меценатов. В 1844 г. российское правительство вменило в обязанность всем консулам, служившим в Азии, покупать древние рукописи на восточных языках. Этот порядок неукоснительно соблюдался вплоть до начала Первой мировой войны. Целенаправленные усилия академиков-востоковедов приводили к прорывам в науке именно благодаря изучению собранных ими в Азиатском музее коллекций. С первого дня существования музей занимался не только хранительской и исследовательской, но и просветительской деятельностью, представляя свои фонды широкой публике. Желающие «без всяких формальностей» могли ознакомиться с выставленными в его залах раритетами, а востоковеды — пользоваться его рукописями.
Исследования российских экспедиций в Центральной Азии в конце XIX — начале XX в. оставили выдающийся след в мировой истории и стали важным этапом в пополнении фондов Азиатского музея. Русскими учёными и путешественниками были положены на карту тысячи километров неизведанных земель, их географические работы и картографирование сыграли решающую роль в формировании границ государств региона, а результаты историко-этнографических наблюдений и по сей день оказывают влияние на научные подходы к проблемам Центральной Азии.
Экспедиции рубежа XIX-XX вв. открыли миру следы ушедших цивилизаций и народов. Обнаруженные ими памятники письменной культуры привели к сенсационному открытию мёртвых языков и вернули человечеству память о давно забытых государствах и народах. Благодаря доставленным ими материалам возникли уникальные направления науки — дуньхуановедение, тангутика, уйгуроведение, тюркская руническая эпиграфика.
Восточные рукописи, доставленные российскими экспедициями в Центральную Азию, влились в собрание Азиатского музея — Института восточных рукописей РАН. Материалы естественнонаучного, археологического, этнографического и прочего содержания вошли в фонды ряда научных учреждений Санкт-Петербурга — Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Российского этнографического музея, Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, Архива Русского Географического общества и других.
И.Ф. Попова, директор Института восточных рукописей Российской Академии наук.
|