главная страница / библиотека / обновления библиотеки

От Китая до Европы. Искусство исламского мира. Каталог выставки.  СПб: «Чистый лист». 2008. [ каталог выставки ]

От Китая до Европы. Искусство исламского мира.

Государственный Эрмитаж; Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».

// СПб: «Чистый лист». 2008. 376 с. ISBN 978-5-901528-15-0

 

[ аннотация: ]

Каталог знакомит читателя, интересующегося исламским искусством, с исследованиями научных сотрудников Государственного Эрмитажа последних лет. Авторы каталога — востоковеды (историки и филологи), искусствоведы, археологи — работают над изучением культуры исламских стран десятилетиями и получили международную известность; в каталоге они в наиболее доступной форме обобщают и излагают результаты своих исследований.

На выставке представлены шедевры исламского искусства из собрания музея Лувр, до сих пор не выставлявшиеся в России, а также художественные произведения из собрания Национального музея Республики Татарстан, выполненные местными мастерами, придающие выставке неповторимый колорит.

 

Содержание

 

«Древняя и прекрасная земля...». Вступительное слово Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. — 6

Ислам, понятый глобально. Вступительное слово Директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. — 8

 

«От Европы до Китая...». Вступительное слово Президента-директора Музея Лувр А. Луаретта. — 10

 

[ Каталог. ]

 

[I] ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ. — 13

 

Между Китаем и Европой. Исторический контекст мусульманского искусства. (М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа). — 15

 

Часть первая. Раннеисламское искусство VII-XIII веков. — 25

 

М.Б. Пиотровский. Халифат. — 26

А.Д. Притула. Искусство арабских стран X-XIII веков. — 28

А.А. Иванов. Сельджукское искусство в Малой Азии. — 46

А.А. Иванов. Иранское искусство до монгольского завоевания. — 47

Г.Л. Семёнов. Искусство Средней Азии до монгольского завоевания. — 62

А.А. Иванов. Металлические изделия Средней Азии домонгольского времени. — 64

 

Часть вторая. Исламское искусство XIII-XVI веков. Преобладание китайского влияния. — 73

 

А.Д. Притула. Искусство мусульманской Испании. — 74

А.Д. Притула. Мамлюкское искусство. Сирия и Египет. — 84

М.Г. Крамаровский. Джучиды (1207-1502): три этапа самоидентификации. — 100

А.А. Иванов. Культура Кубани. — 114

А.А. Иванов. Иранское искусство. — 123

А.В. Омельченко, В.Г. Шкода. Искусство Тимуридов. — 125

М.Г. Крамаровский. Китайская филигрань на путях к Ближнему Востоку. — 145

М.Л. Меньшикова. Китайские ткани для исламского рынка. — 154

 

Часть третья. Исламское искусство XVI-XIX веков. Преобладание европейского влияния. — 159

 

Е.Н. Иванова. Испано-мавританская керамика. — 160

А.Д. Притула. Искусство османской Турции. — 166

А.Т. Адамова. Персидская живопись. — 179

А.А. Иванов. Иранские изделия из металла. — 198

А.Т. Адамова. Керамика Ирана. — 204

С.Б. Адаксина. Средняя Азия во второй половине XIX — начале XX века. — 214

Т.И. Зеймаль. Ювелирные украшения Средней Азии XIX-XX веков. — 217

О.П. Дешпанде. Индия в эпоху Великих Моголов. — 236

О.П. Дешпанде. Индия при англичанах: живопись школы Компании. — 246

О.П. Дешпанде. Прикладное искусство могольской Индии. — 255

М.Л. Меньшикова. Китай и ислам. — 288

 

Часть четвёртая. Исламский мир и Россия. Дипломатия, война, торговля. — 295

 

И.Н. Уханова. Торговые контакты исламского мира и России. — 296

А.А. Иванов. Дипломатические дары и военные трофеи. — 299

 

[II] МУЗЕЙ ЛУВР В ПАРИЖЕ. — 327

[III] НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. — 343

 

Глоссарий. — 352

Литература. — 355

 

Summary. — 371

 


(/371)

 

Summary.

 

FROM CHINA TO EUROPE.

THE ART OF THE ISLAMIC WORLD.   ^

 

The exhibition is devoted to Islamic contacts with the neighbouring European and Chinese cultures. One of the goals of the exhibition is to show Islamic art as it is represented in the Hermitage collection and to demonstrate that it always was part of the world culture, rather than an isolated phenomenon.

 

The catalogue summarizes the research in the field under review carried out in the Hermitage in the recent years. It consists of four sections. Of these, Sections one and two are devoted to Islamic art from the 7th century to the Mongolian invasion and from the Mongolian invasion to the 16th century (with the focus on Chinese influence that increased after the invasion), respectively. Section three includes materials from various Islamic countries, from the 16th to 19th centuries, when European influence became predominant.

 

Section four is concerned with political contacts (both diplomatic and military) between Islamic countries and Russia. It shows diplomatic gifts from Moslem rulers to various Russian monarchs, as well as trophies taken by the Russians in their wars against Turkey and Persia.

 

The authors are orientalists (both historians and philologists), as well as historians of art and archaeologists, all of them the Hermitage researchers, mainly of the Oriental Department of the Museum, although some of them belonging to the Department of the Western European Art, Department of the History of Russian Culture, and the Arsenal. Some of the authors have been studying Islamic cultures for many decades and are widely known in their field. In the catalogue, they have presented the results of their research. It is only natural, that the articles by various authors differ not only in style, but also from the point of view of the problems they discuss. It will be interesting to compare their methods and findings and, in this way, display the diversities of ideas and approaches typical of the exhibition and the Hermitage generally.

 

Along with the brilliant works of art from the Hermitage Museum, the exhibition boasts a selection of masterpieces presented by the Louvre Museum. It is the first time when these unique objects are exhibited in Russia, thanks to which this event achieves exceptionally high status.

 

The exhibition is supplemented with objects, most of them jewelry, borrowed from the National Museum of the Republic of Tatarstan. Made by local artists, these objects add inimitable local flavour to the exhibition.

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки