● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ Ю.Ю. Пиотровский, Е.Ю. Соломаха, Е.М. Яковлева (сост.) ]Борис Борисович Пиотровский.Материалы к биографии.// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2008. 784 с. ISBN 978-5-93572-336-1 («Хранитель»)
[ аннотация: ] Юбилейное издание к 100-летию Б.Б. Пиотровского подготовлено на основе документов, хранящихся в архиве Государственного Эрмитажа (фонд Б.Б. Пиотровского) и в личных архивах членов семьи Пиотровских. В этих малодоступных широкому кругу читателей материалах запечатлены события жизни Бориса Борисовича от самого раннего детства до последних дней. Публикуемые документы предоставляют возможность увидеть ученого с мировым именем, многолетнего директора крупнейшего музея нашей страны без «хрестоматийного глянца», подчас с неожиданной стороны. На страницах книги читатель встретит многих замечательных людей: учёных, коллег Бориса Борисовича, государственных деятелей — и сможет пережить как счастливые, так и драматические события ушедшего XX века. Большинство документов и фотографий публикуются впервые, многие рукописи воспроизведены факсимильно. Книга не оставит равнодушными как специалистов, так и всех, кто интересуется историей отечественной науки и культуры.
Содержание
М.Б. Пиотровский. Что хранил ББ. — 5Ю.Ю. Пиотровский. «Крупный человек... крупной эпохи». — 9
От составителей. — 33
Детство. Юность. Родительский дом. — 35Университет. — 137Война. — 169Семья. — 231Экспедиции. — 299Командировки. — 463Эрмитаж. — 521Юбилеи. — 619Шаржи. — 733Интервью. — 763
Список сокращений. — 782
В книге опубликованы материалы из архива Государственного Эрмитажа и личных архивов Е.К. Пиотровской, Л.Б. Пиотровского, М.Б. Пиотровского и Л.Ю. Пиотровской. На фронтисписе: Б.Б. Пиотровский. 1970-е годы. (Открыть фронтиспис в новом окне)М.Б. Пиотровский
Что хранил ББ. ^
У Бориса Борисовича (для коллег ББ) был удивительно чёткий почерк, идеальный для полевых дневников, инвентарей и писем: их не нужно перепечатывать. Именно этот почерк и побудил нас сделать эту книгу такой, какая она лежит перед читателем. Документы, тексты, написанные от руки, и рисунки говорят сами за себя.
Такой почерк полностью соответствует психологии Хранителя, отражая обязательную для него точность и аккуратность. Борис Борисович был хранителем во многих смыслах. Он хранил, берёг и сберёг бесценный для него Эрмитаж. Он хранил пафос заботы о культурном наследии и высоко ценил традиции интеллигентного служения и вдохновенной учёности. Как настоящий хранитель, он умел выделять приоритеты и быть тщательным во всём. Борис Борисович вырос в музее и с детства рисовал музейные экспонаты. Нет лучшего способа ощущать вещь, это даже лучше, чем трогать её руками. Именно потому ББ так высоко ценил детскую художественную студию Эрмитажа, где музей познаётся через любительское рисование.
В деятельности Бориса Борисовича воплотились три линии музейной традиции. Он был точно работающим археологом, фиксирующим все детали истории появления предмета в музее и жизни предмета в нём. Он знал, как заботиться о вещах: бронзовые чаши из Кармир-блура мелодично звенят и по сей день. Он исходил пешком километры, изучая идолов-вишапов и разыскивая место, где потом копал десятки лет. Материалы его египетских полевых изысканий были образцом исследования древних надписей на торговых путях. Его раскопки стали хрестоматийными. Это касается не только сенсационного Кармир-блура, но и его работ в Мерве, Термезе, на Дону.
Он был музейщиком-историком, продолжавшим традицию замечательных востоковедов и археологов, вдохновенно реконструировавших историю народов через музейные вещи. Он ориентировался на традицию Марра, Орбели, Смирнова, на раскопки в Ване и Ани. Он сумел заставить мир увидеть государство Урарту и ощутить атмосферу сокрушительного штурма крепости Тейшебаини. Он нашёл неожиданные интерпретации египетских рельефов и нубийских щитов из гробницы Тутанхамона.
Наконец, он был теоретиком истории культуры, создателем теории культурных и экономических эстафет. Он много писал о роли скотоводства в развитии общества. Он очень любил выявлять наличие древних культурных корней в современном искусстве.
У него был один особый дар — везение. Для археолога и собирателя музейных коллекций это очень важно.
Борис Борисович высоко ценил заслуги тех, кто создавал музейные собрания, и сам много писал и об истории урартских коллекций в Эрмитаже, и об истории самого великого музея с его торжественными и трагическими страницами. О многих трагических страницах он написал первым, так же как первым создал очерки-биографии директоров Эрмитажа. ББ был человеком сдержанным, но это не мешало его жёсткой полемике с приверженцами вульгарных псевдоисторических гипотез, будь они социалистические или националистические.
ББ хорошо понимал и разъяснял всем великую универсальность Эрмитажа как музея истории мировой культуры. Им было создано немало замечательных выставок и экспозиций, включая и такие экзотические, как «Сокровища Тутанхамона», «Золото Колумбии», «Искусство Нигерии», серия японских выставок.
Им была разработана стратегия развития музея на годы вперёд. Многие этапы этой стратегии ему удалось осуществить. Среди них: реставрация Меншиковского дворца, здания Эрмитажного театра и Зимнего дворца Петра I, передача Эрмитажу Восточного крыла здания Главного штаба, начало строительства Фондохранилища в Старой Деревне и многое другое. Завершать заложенное им будут следующие поколения. Особое удовольствие доставили Борису Борисовичу археологические раскопки внутри музея, открывшие городу и миру Зимний дворец Петра I.
ББ был замечательным представителем интеллектуальной среды эрмитажного двадцатого века. Он был верен своим учителям, даже когда это было не модно. Он был верен своим друзьям и коллегам, с которыми вместе весело работал и весело воспринимал все радости и красоту жизни, пусть этих радостей было не очень много. Он сумел сохранить и, я надеюсь, передать другим дух этого поколения эрмитажных ученых-хранителей. Они присутствуют в этой книге в полной мере. Избранный жанр позволил вспомнить о капустниках, шутках, шаржах.
Б.Б. Пиотровский и его коллеги хранили Эрмитаж, эрмитажный дух, эрмитажную науку, русскую культуру и традиции нестяжательного служения Родине. Их было много, и мы постараемся никого из них не забыть в этой особой серии книг, придуманной Эрмитажем и названной «Хранитель».
Список сокращений. ^
АН СССР — Академия наук Союза Советских Социалистических РеспубликАХ СССР — Академия художеств Союза Советских Социалистических РеспубликВДИ — Вестник древней историиГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры (1926-1937)Горком — городской комитет КПССГосстрой — Государственный комитет по строительствуИИМК — Институт истории материальной культуры (1937-1959 — ИИМК АН СССР; после 1991 — ИИМК РАН)ИКОМ — Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM — International Council of Museums)КПСС — Коммунистическая партия Советского СоюзаЛВХПУ им. В.И. Мухиной — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. МухинойЛГУ — Ленинградский государственный университетЛОСХ — Ленинградское отделение Союза художниковМестком — местный комитет профсоюзной организацииМИД — Министерство иностранных делМПВО — местная противовоздушная оборонаНПО — Научно-просветительный отдел Государственного ЭрмитажаОАМ — Отдел античного мира Государственного ЭрмитажаОЗЕИ — Отдел западноевропейского искусства Государственного ЭрмитажаОИРК — Отдел истории русской культуры Государственного ЭрмитажаРАН — Российская академия наукРИК — районный исполнительный комитет Совета народных депутатовСССР — Союз Советских Социалистических РеспубликЭОС — экспозиционно-оформительский сектор Государственного ЭрмитажаЮНЕСКО — Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization)
наверх |