[ справочник ]
История и культура Древнего Востока.
Энциклопедический словарь.
// М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2008. 432 с. ISBN 978-5-8243-0865-5
Отв.ред. А.А. Вигасин.
Авторы: К.Д. Никольская, И.С. Клочков, О.В. Томашевич, Г.А. Ткаченко.
[ аннотация: ]
Словарь призван дать основную информацию об истории и культуре Древнего Востока. Справочных изданий подобного рода на русском языке нет. Словарь подготовлен востоковедами — преподавателями Московского государственного университета (Институт стран Азии и Африки, Исторический факультет), Санкт-Петербургского государственного университета (Восточный факультет), Российского государственного гуманитарного университета. Книга может служить вспомогательным пособием для студентов по курсу истории Древнего Востока. Она представляет интерес для учителей и школьников, а также для широкого круга читателей.
Содержание
История и культура Древнего Востока. — 11
А. — 13
Б. — 59
В. — 79
Г. — 93
Д. — 111
Е. — 131
Ж. — 135
З. — 141
И, Й. — 151
К. — 169
Л. — 197
М. — 213
Н. — 241
О. — 257
П. — 267
Р. — 293
С. — 303
Т. — 333
У. — 343
Ф. — 351
X. — 359
Ц. — 379
Ч. — 383
Ш. — 391
Э. — 401
Ю, Я. — 409
Библиография. — 413
Приложения. — 421
Синхронистическая таблица. — 422
Календари. — 424
Основные единицы мер и веса на Древнем Востоке. — 427
Предисловие. ^
История относится к числу тех многострадальных наук, где каждый, как в вопросах медицины, педагогики и метеорологии, чувствует себя специалистом. Чем древнее исторический период, тем больше сведущих находится среди обывателей. В этой связи особо пристальный интерес всегда вызывала именно история Древнего Востока. Египетские пирамиды, китайская культура, буддизм и индийская медицина — эти вопросы готовы обсуждать все и каждый. Благо и соответствующей литературы в последнее время выходит чрезмерное количество. Основная проблема состоит в том, что те издания, которые доступны неподготовленному читателю, редко могут выдержать критику специалистов, а чаще и вовсе являются полной профанацией научной литературы. Те же книги, что выпускаются специалистами, как правило, совершенно не рассчитаны на читателя без особой подготовки. Настоящее издание, как представляется, может ликвидировать нехватку кратких справочных пособий по истории и культуре Древнего Востока.
В понятие «Древний Восток» принято включать те страны Азии и Северной Африки, в которых сложилась государственность до начала новой эпохи всемирной истории — Средневековья (т.е. приблизительно до середины 1-го тыс. н.э.). На территории Ближнего (и отчасти Среднего) Востока после походов Александра Македонского в последней трети 4 в. до н.э. сложились эллинистические государства. Значительная часть их впоследствии составила восточные провинции Римской империи. Эллинизм как период синтеза греческой цивилизации и местных начал обычно рассматривается в рамках античной истории. Поэтому для стран Ближнего Востока именно походом Александра завершается изложение древневосточного этапа истории.
Основным объектом изучения на Древнем Востоке являются те общества и культуры, которые достигли ступени цивилизации, важными признаками которой является возникновение го-
(3/4)
сударств и употребление письменности. Однако время от времени исследователи (в т.ч. и составители данного словаря) говорят также о народах бесписьменных и, по всей видимости, не знавших государственности. Древнейшие археологические культуры дают возможность представить истоки той или иной цивилизации, а судьбы её невозможно понять без учёта так называемой первобытной (или варварской) периферии.
Прежде чем обратиться к особенностям словаря, предлагаемого вниманию читателей, необходимо сказать о специфике самого периода истории и региона, которому этот словарь посвящён. Древность — самый длительный период в истории цивилизации. Обращаясь к тому времени, мы оперируем не только веками, но и тысячелетиями. Умещающаяся в учебниках на двух-трёх страницах история иных областей в реальности занимала по нескольку десятков столетий. Вавилоняне 1-го тыс. до н.э. хронологически отстояли от Шумеро-Аккадского царства дальше, чем мы от Древней Руси. А для эллинистического Египта пирамиды были такой же глубокой стариной, как для нас Парфенон. Между тем мы так мало знаем о том времени, что подчас разница между третьим и вторым тысячелетием до нашей эры не вполне заметна.
Тот лаконизм, с которым в литературе ведётся изложение древней истории, лишь изредка расцвеченной занимательными живыми деталями, чаще всего объясняется крайне ограниченным объёмом сведений, находящихся в нашем распоряжении. Характер знаний о каждой эпохе и регионе целиком и полностью зависит от характера исторических источников, рисующих образ этой эпохи и этого региона. Нетрудно заметить, сколь разными оказываются данные, скажем, о Китае и об Индии. Педантичное перечисление династий и правителей Китая резко контрастирует с практически «слепой» индийской историей, насыщенной, скорее, сведениями ритуального порядка, нежели событиями и фактами. Объяснение элементарно: история Китая известна нам главным образом благодаря рано сформировавшемуся в этом регионе и достигшему необыкновенных высот жанру летописания (даты китайской истории после 841 до н.э. считаются вполне надёжными, т.к. сохранились синхронистические таблицы). Древней Индии жанр документального летописного повествования вовсе неизвестен — почти все сведения о регионе нам приходится черпать в религиозных и эпических текстах, которыми необычайно богата индийская культура.
Даже с элементарной хронологией древней истории возникает масса проблем. Более или менее точных дат не так и много, в том числе и для, казалось бы, хорошо известных этапов истории определение времени тех или иных событий часто оказывается весьма приблизительным. Если для 1-го тыс. до н.э. датировки иногда могут быть установлены с точностью до года, для 2-го — с точностью лет до шестидесяти, то определение дат для 3-го тыс. до н.э. может колебаться уже в пределах века. При этом, всё сказанное относится не ко всем древневосточным регионам, а лишь к тем,
(5/6)
куда направлял свои суда библейский Соломон. Можно только догадываться, где лежали страны Маган и Мелухха, упоминавшиеся в клинописных текстах. Некоторые описания, встречающиеся в древних памятниках, с большой долей сомнения можно соотнести с археологическими находками на том месте и в тех слоях, которым описания должны бы соответствовать (так обстоит дело, скажем, с великолепными городами древнеиндийского эпоса «Махабхараты», которые при раскопках оказывались в лучшем случае лишь скопищем глинобитных хижин).
Нередко проблемы у востоковедов возникают и потому, что одни и те же области в разных древневосточных традициях могли именоваться по-разному. И, наоборот, разные области могли называться одинаково — скорее, характеризуя отношение к ним, нежели точно указывая их местоположение (как, скажем, в русской традиции Тьмутаракань — символ чего-то очень далёкого).
Всё вышесказанное должно объяснить читателю некоторые несоответствия предлагаемого издания энциклопедическому жанру. Прежде всего — частое отсутствие требуемой для энциклопедии чёткости и ясности датировок, географических ориентиров и т.п. Авторский коллектив постарался по мере сил сгладить неизбежные нестыковки и противоречия. Однако лишь в той мере, в которой не нарушались принципы и нормы исторической науки.
Книга задумывалась как энциклопедический словарь, включающий в себя наиболее значимые для древневосточной истории и культуры термины, географические названия, имена собственные (как реальных исторических персонажей, так и мифологических героев), а также общие понятия, прямо или косвенно связанные с разными регионами древней Азии и Северной Африки.
С точки зрения географии словарь охватывает как регионы «классического Востока» (Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье), так и менее известные рядовому читателю области (Малая Азия, Иран, Аравия), много статей посвящено Индии и Китаю.
Составители сознательно придерживались определённой системы. Так, в общих статьях (например, «Войско», «Флот», «Женщины», «Хлопок») изложение материала намеренно строится не по региональному принципу (скажем, сперва Египет и Месопотамия, затем Индия и Китай), как часто делается в подобного рода изданиях, а скорее, по принципу проблемному, то есть рассмотрение одного и того же предмета последовательно ведётся в нескольких ракурсах, по нескольким тематическим направлениям, и в каждом по мере необходимости освещается ситуация, характерная для разных регионов Востока. Это позволяет, с одной стороны, выделять общие и особенные черты для каждой из древневосточных культур, демонстрируя явление в его совокупной целостности, не дробя на куски, как это обыкновенно делается в учебниках по истории. С другой стороны, сам текст, представленный в энциклопедии, из сугубо справочного в результате превращается в интересный для чтения.
(6/7)
Хронологический диапазон издания по причинам, о которых уже говорилось выше, чрезвычайно широк. Часть статей посвящена проблемам «доисторической истории» — к примеру, археологическим культурам, существовавшим в том или ином регионе задолго до становления государственности. В то же время отдельные вопросы, касающиеся древней истории, скажем, Индии или Китая, относятся к тому периоду, когда в Западной Европе уже началось Средневековье. Временной разброс в результате охватывает едва ли не пять тысячелетий, что, естественно, создает определённые проблемы при попытках хоть как-то унифицировать собранный материал под грифом «Древность».
При всем известном многообразии древневосточных культур, в историческом развитии регионов, даже не вполне связанных друг с другом, обнаруживается известное единство, обусловленное не в малой степени теми общими законами, по которым развивались древние общества. Кроме того, государства Востока с глубокой древности состояли в регулярных торговых и дипломатических отношениях. Даже военные конфликты в конечном итоге способствовали некоторому сближению древневосточных культур. Наконец, большинство обществ Древнего мира не знало религиозной нетерпимости. Это означает, что в определённом смысле древневосточные царства были в культурном плане ближе друг другу, нежели разобщённые бесконечными конфликтами на религиозной почве государства Средневековой Европы. Идеи такого рода послужили неким стержнем для написания многих статей, затрагивающих проблематику, связанную одновременно с целым рядом областей Древнего Востока («Сотериология», «Загробный мир», «Потоп» и др.).
В то же время по многим причинам не кажется правильным идти вслед за Р. Киплингом («Запад есть Запад, Восток есть Восток…»), так уж резко отделяя восточную культуру и историю от культуры и истории западной (что, кстати говоря, в последнее время делается довольно часто). В конце концов, и Запад, и Восток, при всей своей уникальности, развивались по одним и тем же историческим законам. Сходные черты культуры, объясняемые не только заимствованиями, мы можем обнаружить и в Древней Греции, и в Древней Индии. По этой причине составители — специалисты по истории конкретных древневосточных регионов — воздерживались от того, чтобы развивать идеи об исключительности той или иной культуры. Даже существовавшие до какого-то момента в относительной изоляции Индия и Китай не могут рассматриваться в отрыве от других, территориально, генетически или же типологически близких культур. По той же причине многие, казалось бы, сугубо «восточные» статьи имеют прямые «выходы» на темы западной истории. Наконец, памятуя о том, что с какого-то времени история в буквальном смысле становится всемирной, и прежде отдалённые земли оказываются, если не в составе одного государства, то, по крайней мере, в сфере влияния одной культуры, авторы включили в издание статьи, прямо связывающие западную и восточную историю («Греки», «Александр Македонский» и др.).
(7/8)
Общие статьи по истории («Египет», «Китай» и т.д.) намеренно ограничены в объёме. Зачастую они даже короче, чем, казалось бы, малозначимые «Овца», «Верблюд» или «Бык». Строятся они лишь на установлении общей хронологии и выделении опорных событий и имён для каждого из периодов. Система маркирования в тексте тех слов, которые представлены в издании отдельными статьями, позволяет расширять эти изначально краткие статьи до гораздо более внушительных объёмов уже в процессе чтения. Иными словами, часто общие статьи по истории служат, скорее, «дорожными указателями» для читателя энциклопедии, нежели позволяют получить полное представление об особенностях развития того или иного региона. Иначе обстоит дело с теми статьями, которые касаются на первый взгляд областей менее крупных, чем Египет или Месопотамия. К примеру, статья «Армения» гораздо обширнее, чем можно было бы ожидать. Причина проста: «Месопотамия» содержит в себе массу отсылок к другим статьям энциклопедии, тогда как «Армения» представлена гораздо меньшим количеством тем. Соответственно максимальное количество информации сосредоточено именно в этой исторической статье. Наконец, основные сведения по истории Древнего Египта, Китая или Индии можно при желании обнаружить в целом ряде изданий, тогда как соответствующая литература по более частным вопросам может быть читателю недоступна.
Читатели могут обратить внимание на то, что нередко словарь предлагает разные варианты написания одних и тех же имён. Причины тому разные. Скажем, такая ситуация возможна, если речь идёт об имени какого-либо божества, являющегося общим для родственных, но всё же разных народов (к примеру, Баал и Балу, который в русские переводы библейских текстов перешёл из греческого как Ваал). Иначе обстоит дело в случае с именами египетских правителей: Аменхотеп (Аменхетеп), Яхмос (Яхмес) и т.п. В этой ситуации мы сталкиваемся с проблемой прочтения имён, порождённых культурой, письменность которой не знала огласовок. Естественным образом прочтение это оказывается в значительной мере условным. Реконструкция примерного звучания имён и топонимов часто производится через написание их в других языках, например в греческом. Довольно много названий египетских городов, известных современной науке, заимствовано из греческих источников эпохи поздней Древности (Гелиополь, Гераклеополь т.п.).
В некоторых случаях составители словаря были вынуждены использовать в тексте статей современные топонимы. Например, когда оригинальные топонимы до сих пор остаются неизвестными науке. Прежде всего, это относится к тем культурам, письменность которых не дешифрована и соответственно язык не изучен. Так, все топонимы, которыми мы оперируем, говоря о древнейшей культуре Индии — Хараппской, — являются современными названиями местечек, в которых были обнаружены памятники этой культуры.
(8/9)
Цифры на полях рядом с названиями словарных статей обозначают номера иллюстраций по тексту издания.
Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь «История и культура Древнего Востока» не претендует на статус исследовательской работы. Против такой характеристики говорит прежде всего его объём. Большая часть статей представляет собой лишь краткий перечень основных сведений о том или ином персонаже или явлении. Однако они позволяют, пусть в самых общих чертах, представить себе суть дела. Для получения же более полной и более подробной информации любознательному читателю придётся обращаться к дополнительной специальной литературе. В этом смысле предлагаемая энциклопедия, скорее, своего рода ориентир, позволяющий не заблудиться в бескрайнем море малоизвестных и плохо запоминаемых имён и терминов.
Словарь адресован в первую очередь студентам (как гуманитариям младших курсов, так и учащимся негуманитарных специальностей), учителям, преподавателям всеобщей истории, школьникам, а также всем, кому интересна история и культура Древнего Востока. Есть надежда, что это краткое энциклопедическое пособие может быть полезно и специалистам-востоковедам.
(9/10)
Список сокращений. ^
букв. — буквально
б.ч. — большая часть
в. — век
в т.ч. — в том числе
верх. — верхний
вост. — восточный
выс. — высота
г. — город
гг. — годы, города
гл.обр. — главным образом
греч. — греческий
дер. — деревня
Др. — Древний
др. — другой
др.-… —древне…
егип. — египетский
зап. — западный
инд. — индийский
кит. — китайский
к.-л. — какой-либо
к.-н. — какой-нибудь
кон. — конец
к-рый — который
лат. — латинский
литов. — литовски
мес — месяцы
напр. — например
нач. — начало
н.э. — наша эра
ниж. — нижний
оз. — озеро
ок. — около
|
о. — остров
о-ва — острова
пл. — площадь
п-ов — полуостров
пол. — половина
пос. — посёлок
проч. — прочее
р. — река
р-н — район
рp.— реки
санскр. — санскритский
св. — свыше
сев. — северный
семит. — семитский
сер. — середина
слав. — славянский
совр. — современный
ср.-век. — средневековый
т.д. — так далее
т.е. — то есть
т.зр. — точка зрения
т.н. — так называемый
т.о. — таким образом
т.п. — тому подобное
тыс. — тысяча
центр. — центральный
чел. — человек (с числительным)
шир. — ширина
шт. — штат
шум. — шумерский
юж. — южный
|
|