● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Древние и средневековые кочевники Центральной Азии.// Барнаул: «Азбука». 2008. 256 с. ISBN 978-5-93957-267-5
20-летию кафедры археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ посвящается.
Отв.ред. А.А. Тишкин.
Содержание
Материальная и духовная культура древних и средневековых кочевых народов Центральной Азии и сопредельных территорий.
Акунов А.А., Муса кызы А. Политические традиции и обычаи кочевников по данным эпоса «Манас». — 7Алексеева Е.К. Развитие традиционного жилища кочевых эвенов. — 10Бичеев Б.А. Культ правителя в центральноазиатском регионе. — 12Борисов В.А. Керамика могильника Быстровка-2. — 15Варавина Г.Н. Традиционные обряды в современной культуре эвенов Якутии (на примере погребального обряда). — 18Васильева Н.А. Опыт реставрации лопаты из могильника Догээ-Баары-II. — 21Горбунов В.В. Военное искусство населения Лесостепного Алтая в середине I тыс. н.э. — 24Дашковский П.К. О служителях культа у кыргызов Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху средневековья. — 27Дюрменова А.В. Древние изобразительные сюжеты населения Степи в традиционных войлочных изделиях ногайцев. — 30Жамсаранова Р.Г. Погребальные традиции тунгусов Восточного Забайкалья (на материале этнолингвистических экспедиций). — 34Иванов С.С. Кинжалы ранних кочевников Семиречья и Тянь-Шаня. — 37Илюшин A.M. Фрагменты зеркал как амулеты в материальной и духовной культуре средневековых кочевников Кузнецкой котловины. — 42Кайлачакова Ю.С. Китайский шёлк как компонент традиционной культуры тюрков Саяно-Алтая. — 45Киргинеков Э.Н. К вопросу взаимодействия древних культур Алтае-Саянской горной страны (Саяно-Алтая). — 47Киреев С.М. Китайское зеркало из могильника булан-кобинской культуры Чендек (Горный Алтай). — 50Кисель В.А. Каменные изваяния МАЭ РАН (непростая судьба коллекции). — 53Клементьев A.M., Николаев B.C. Использование ландшафтных ресурсов средневековым населением Приангарья. — 56Ковалевский С.А. К вопросу о способах разметки и оформления сакральной площади курганов ирменской культуры (Кузнецкая котловина). — 60Кузнецова Т.М. К вопросу о классификации зеркал скифского времени. — 62Кунгуров А.Л. Камень в производительных силах кочевых обществ Алтая. — 66Марсадолов Л.С. Селеутасская мегалитическая цивилизация в центре Евразии. — 69Мунхбаяр Б.Ч. Две наскальные надписи, относящиеся к истории развития и происхождения письменности кочевников Центральной Азии. — 74Поляков А.В. Хронология и локализация некоторых типов украшений (по материалам погребений карасукской культуры). — 79Скрынникова Т.Д. Проявление культа солнца у народов алтайской языковой семьи. — 82Сотникова С.В. Символика колеса в ритуальной практике индоиранского населения (эпоха бронзы — ранний железный век). — 86Степанова Н.Ф. Афанасьевская культура: особенности погребального обряда памятников Горного Алтая и Среднего Енисея. — 89Сулейменов М.Г. Средневековый комплекс вооружения кочевников Кузнецкой котловины (по материалам курганной группы Солнечный-1). — 93Тишкин А.А. Находки монгольского времени на археологическом комплексе Ближние Елбаны (по материалам раскопок Н.С. Гуляева). — 97Тишкин А.А., Горбунов В.В., Серегин Н.Н. Металлические зеркала в коллекциях Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ. — 100Ткаченко И.Д. Снаряжение коня кочевников Южной Сибири как историко-этнографический источник. — 103Цыбикдоржиев Д.В. Генезис культа знамени у монгольских народов. — 106Чигаева В.Ю. Птицы в искусстве эпохи бронзы народов Сибири (основные сюжеты в духовной и материальной культуре, параллели). — 109Шелепова Е.В. Некоторые аспекты изучения тюркских ритуальных комплексов Алтая. — 111Шульга П.И. О назначении «поясных» бляшек на Верхней Оби и в Горном Алтае. — 116
Лошадь и её роль в жизнедеятельности центрально-азиатских кочевников.
Бачура О.П. Результаты определения возраста и сезона забоя лошадей по регистрирующим структурам из памятников поздней древности Алтая. — 120Боброва А.И. Лошадь у средневекового населения Нарымского Приобья. — 122Бондарев А.Я. Особенности выпаса лошадей как фактор, предопределяющий их наибольшую среди домашних животных уязвимость от хищных зверей в Алтае-Саянской горной провинции. — 125Васютин А.С., Онищенко С.С. Жертвоприношения лошадей в кургане № 11 могильника Ваганово-1 из Кузнецкой котловины (верхнеобская культура). — 128Игнатьева О.П. Лошадь в структуре традиционной культуры южных алтайцев. — 130Кимеев В.М. Роль коневодства в жизнедеятельности горно-таёжных шорцев торгового пути «Улуг-Чол». — 133Косинцев П.А., Самашев З.С. Лошади Алтая в скифо-сакское время. — 137Костылёв А.В. Освоение лошади в древней Корее. — 140Кубарев В.Д. Конь и всадник: в эпосе, погребальной традиции и в наскальном искусстве Алтая. — 143Руденко К.А. Конские захоронения и культ коня в среднем Поволжье и Предуралье во второй половине I — первой половине II тыс. н.э.: к постановке проблемы. — 146Сарианиди В.И., Дубова Н.А. Роль эквид и других животных в жизни земледельческого населения юга Туркменистана (на примере памятника конца III тыс. до н.э. Гонур Деие). — 149Тадина Н.А. Лошадь как сакральный дар с «тёплым дыханием» в ритуальной практике алтайцев. — 152
Использование естественно-научных методов при изучении кочевых культур Центральной Азии.
Быков Н.И., Давыдов Е.А. Лихенометрические исследования археологических памятников Юго-Восточного и Центрального Алтая. — 157Быков П.И., Хрусталёва И.А. Растительность курганов Алтая и её фитоиндикационное значение. — 160Гаврилова Е.А., Сингатулин Р.А. Палеофонографические подходы при археозоологических исследованиях. — 163Горбунов В.В., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Изучение тюркских поясов по результатам рентгенофлюоресцентного анализа. — 165Горбунова Т.Г., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Золотое амальгамирование в оформлении художественного металла сросткинской культуры. — 168Ковалёв А.А., Эрдэнэбаатар Д., Зайцева Г.И., Бурова Н.Д. Радиоуглеродное датирование курганов Монгольского Алтая, исследованных Международной Центральноазиатской археологической экспедицией, и его значение для хронологического и типологического упорядочения памятников бронзового века Центральной Азии. — 172Лазаретов И.П. Радиоуглеродные даты эпохи поздней бронзы Среднего Енисея и проблема метода. — 186Петренко А.Г., Асылгараева Г.Ш. Материалы кухонных и ритуальных остатков животных из археологических памятников как источник для изучения древних и средневековых культур Евразии. — 189Сингатулин Р.А. О некоторых возможностях палеофонографических технологий при изучении кочевых культур Центральной Азии. — 192Соёнов В.И., Трифанова С.В. Использование естественнонаучных методов при изучении археологических материалов из погребений могильника Верх-Уймон. — 194Тишкин А.А., Хаврин С.В., Новикова О.Г. Комплексное изучение находок лака из памятников Яломан-II и Шибе (Горный Алтай). — 196
Антропологические и биоархеологические исследования древних и средневековых популяций скотоводов.
Дубова Н.А. Антропология Гонур Депе: так есть ли степной антропологический компонент у земледельцев II тыс. до н.э. Южного Туркменистана? — 201Козинцев А.Г. О так называемых средиземноморцах Южной Сибири. — 205Куфтерин В.В. Индивидуальная антропологическая характеристика посткраниальных скелетов ранних кочевников Башкирскою Зауралья (по материалам погребений раннесакского времени). — 208Рыкун М.П., Кравченко Г.Г. Современные подходы к систематизации краниологических коллекций. Традиции и инновации. — 210Святко С., Murphy E., Schulting R., Mallory J. Диета народов эпохи бронзы начала железною века Минусинской котловины (Южная Сибирь) по данным анализа стабильных изотопов азота и углерода: предварительные результаты. — 213Тур С.С., Красикова Г.А. Население пазырыкской культуры Средней Катуни: зубные индикаторы палеодиеты. — 216
Библиографический список. — 221Список сокращений. — 255
наверх |