главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание

Эпоха Меровингов — Европа без границ. Археология и история V-VIII вв. Staatliche Museen zu Berlin. Edition Minerva: 2007. [ каталог выставки ]

Эпоха Меровингов — Европа без границ.
Археология и история V-VIII вв.

// Staatliche Museen zu Berlin.
München: Edition Minerva. 2007. 592 с.

ISBN Museum 978-3-88609-569-8

ISBN Verlag 978-3-938832-18-9

 

I. Народы Юга России.

 

М.Б. Щукин, А.Г. Фурасьев. Готы в Крыму.

 

См. на academia.edu.

 

Готы и другие германские племена (бораны, герулы) появились в Крыму ещё в середине III в. Археологические следы присутствия готов в Крыму в середине III в. видят прежде всего в разрушениях и пожарах ряда греческих городов и крепостей, в прекращении существования Скифского царства в Центральном Крыму, а также в находках отдельных вещей, имеющих центральноевропейское или балтийское происхождение. Наличие на некоторых крымских могильниках обряда трупосожжения исследователи тоже склонны приписывать готам. Известны два могильника, Чатыр-Даг около Алушты и Харакс (Ай-Тодор) под Ялтой, где представлены только кремации, в том числе в каменных ящиках и с оружием. Аналогичные могильники есть в Норвегии. Если это и готы, то какие-то другие. Не те, которые были носителями вельбаркской культуры и участвовали в создании черняховской. Там нет такого обряда. Это некая другая группа германцев. Судя по многочисленным находкам римских бронзовых монет конца III — начала IV вв., возможно, они служили Римской Империи в качестве федератов.

 

Конкретные данные о пребывании готов в Крыму имеются у Прокопия Кесарийского и относятся к середине VI в. Он локализует немногочисленных готов-тетракситов, как христианских соседей утигуров, между Крымом и Таманским полуостровом. Археологических следов пребывания готов-тетракситов в самом Крыму пока не выявлено. Все предлагаемые гипотезы спорны. Но с большой долей вероятности с тетракситами можно связать могильники на противоположном берегу Чёрного моря — в районе Новороссийска (могильник на реке Дюрсо). Погребения мужчин здесь, в отличие от обычного готского обычая, насыщены оружием и сопровождаются верховыми конями (Илл. 1), а

(72/73)

Илл./Abb./Fig. 1.

Кат. номер / Kat.Nr. / cat.no. I.34.5.

(Открыть Илл. 1 в новом окне)

 

погребения женщин — германскими двупластинчатыми фибулами.

 

Самое пространное свидетельство о пребывании готов в Крыму мы находим в трактате «О постройках» (553/55 гг.), посвящённом строительной деятельности императора Юстиниана (527-565 гг.). По словам Прокопия, готы живут в Крыму, в области Дори. Они искусны в земледелии и гостеприимны. «Они достигают численности населения до трёх тысяч бойцов, в военном деле они превосходны». Готы отправлялись в поход всякий раз, когда императору было угодно. Юстиниан укрепил подходы к их землям «длинными стенами». О конкретной локализации страны Дори ведутся дискуссии, но ясно, что это южная часть горного Крыма. На склонах, поблизости от городищ, или как их называют, «пещерных городов», открыты обширные некрополи, оставленные местным населением, в составе которого несомненно значительное место занимали германцы.

 

В могильниках Юго-Западного и Южного Крыма, в некрополях Чуфут-Кале, Суук-Су, Эски-Кермен и многих других, а равно и в некрополе раннесредневекового Боспора (Пантикапей — современная Керчь) в большом количестве обнаружены вещи, идентичные или почти идентичные находкам из Италии, Южной Галлии, Испании, Среднего Подунавья.

 

Готские украшения в V и VI вв. известны от Северного Кавказа вплоть до Иберийского полуострова. Это большие парные двупластинчатые или пальчатые фибулы, широкие пояса с большой массивной орлиноголовой или прямоугольной пряжкой, крупные височные кольца с многогранником и браслеты от женского убранства (Илл. 2). «Готская мода» держалась на территории от Иберийского полуострова до Крыма многие поколения. Это, возможно, объясняется тем, что готские племена поддерживали постоянные контакты. Возможно остатки остготов после 552 г., а гепиды после 567 г. вернулись к своими сородичам в Крым.

 

Наиболее яркие культурные элементы германского облика, позволяющие говорить не просто о связях или тесных взаимоотношениях с готами и другими племенами Центральной Европы, а о непосредственном проживании германцев, обнаружены в могильниках горной части Крыма. Речь идёт о таких уже широко известных памятниках, как некрополи Суук-Су, Лучистое, Чуфут-Кале, Эски-Кермен. Здесь, в могилах и склепах, датированных по европейским импортам и византийским монетам второй половиной VI — первой половиной VII вв., преимущественно в женских погребениях, найдены те вещи, которые принято

(73/74)

Илл./Abb./Fig. 2.

Кат. номер / Kat.Nr. / cat.no I.12.3.

(Открыть Илл. 2 в новом окне)

 

считать этноопределяющими для германских племён гепидов, ост- и вестготов. И это не просто отдельные вещи, а целый комплекс, стандартный набор женских украшений, включающий в себя изделия довольно дорогие и престижные, из золота и серебра. Этот комплекс, сформировавшийся ещё в начале V в., сохраняет свою устойчивость, как мы видим, даже спустя 250 лет. Изменяются типы и формы основных элементов этого комплекса, но сам набор, и следовательно престижный костюм с его этносоциальной знаковой подоплекой, остаётся прежним. Это, несомненно, свидетельствует и о непрерывности традиции (Илл. 3).

 

Основные составляющие этого набора уже названы чуть выше. Казалось бы, сочетание различных типов вещей (фибул, пряжек) в нём случайно, все они так или иначе германские, и женщины горного Крыма могли варьировать их исходя из личных вкусов и пристрастий,

 

Илл. 3. Готский женский традиционный костюм, Крым, VI/VII вв. (Реконструкция: Е.[Э.]А. Хайрединова).

Abb. 3. Gotische Frauentracht, Knm, 6./7. Jahrhundert (Rekonstruktion E.A. Chairedinowa).

Fig. 3. Crimean Gothic female costume, 6th to 7th centuries (reconstruction: E.A. Khairedinova).

(Открыть Илл. 3 в новом окне)

 

возможно, сообразуясь с существующими возрастными обычаями. Однако, вполне вероятно, что и этнические различия, присутствие двух основных близко родственных, но всё же не идентичных, компонентов — готского и гепидского, усугублённое ещё и сохранением в Крыму реликтовых германских традиций с черняховского времени, наряду с проникновением сюда мигрантов с запада в VI в., отразилось в комплектации украшений из южнокрымских некрополей. В предварительной форме можно наметить две разновидности женского убора, существовавшие в горном Крыму начиная с середины VI до середины VII вв.

 

Для первого набора (Илл. 4), отличающегося пышностью и дороговизной, характерны следующие предметы: пара больших серебряных двупластинчатых фибул с декоративными

(74/75)

 

Илл. 4. Двупластинчатые фибулы, «орлиноголовая» пряжка, полиэдрические серьги и золотые аксессуары из погребений могильника Суук-Су (Кат. номер I.33).

Abb. 4. Silberblcchfibeln, Adlerschnalle, Polyederohiringe und Goldaccessoires aus Gräbern in Suuk-Su (Kat.Nr. I.33).

Fig. 4. Silver sheet-metal bow-brooches, eagle-buckle, earrings with polyhedral beads and gold dress-fittings from graves at Suuk-Su (cat.no. I.33).

(Открыть Илл. 4 в новом окне)

 

накладками, часто позолоченными; большая поясная пряжка (золотая, реже бронзовая), украшенная вставками стекла или гранатов, прямоугольный щиток которой завершается выступом в виде головы орла; ожерелье из стеклянных, янтарных, хрустальных бус и маленьких золотых подвесок или бронзовых колокольчиков; крупные золотые серьги с бусиной-многогранником, имеющим на гранях вставки стекла или альмандинов. На раннем этапе в наборах этого типа иногда могли встречаться пальчатые фибулы дунайского образца, с ромбическим орнаментом на ножке, на позднем — зооморфные и пальчатые фибулы днепровского типа. Ведущий тип фибул, тем не менее — двупластинчатые, которые со временем увеличиваются в своих размерах — вытягиваются в длину. Поэтому ранние фибулы делались путём расковки пластин из одной цельной заготовки, а поздние, самые длинные, склёпывались из нескольких деталей, раскованных по отдельности. Парадокс в том, что двупластинчатые фибулы с накладками в германском мире были очень популярны задолго до этого, во второй половине V — начале VI в. В Крыму они появляются спустя 40-50 лет.

 

Вторая разновидность женского убора менее пышная, не содержит почти никаких золотых вещей (Илл. 5). Пара фибул — также двупластинчатых, но внешне более скромных, гладких без накладок, меньших размеров. Это отдельная и особая разновидность фибул, которая возникает здесь, в Крыму (аналогии в Западной Европе неизвестны), на основе поздних двупластинчатых фибул Боспора, которые бытуют там до начала VI в. Изредка встречены также пальчатые фибулы дунайского типа со спиральным орнаментом. Пряжка — серебряная с большим прямоугольным щитком, на котором изображение льва или креста. Ожерелье из стеклянных бус не содержит ни подвесок, ни колокольчиков. Серьги — очень большая редкость.

 

Ряд капитальных исследований И.П. Засецкой позволил определить, что основные разновидности двух ведущих категорий вещей — пальчатых фибул и орлиноголовых пряжек (Илл. 6), бытующих в раннесредневековом Крыму — с одной стороны, на Боспоре, и с другой стороны, в могильниках горного Крыма, имеют и два различных источника происхождения. Боспорские орлиноголовые пряжки, как и аналогичные им пряжки с прямоугольным щитком, имеют скорее всего итало-остроготское происхождение. Там же следует искать и истоки большинства разновидностей пальчатых фибул Боспора, имеющих спиральный или растительный орнамент. Орлиноголовые пряжки из южнокрымских

(75/76)

 

Илл. 5. Набор украшений из погребения 196, могильник Суук-Су (Кат. номер I.33.10).

Abb. 5. Schmucksau aus Suuk-Su, Grab 196 (Kat.Nr. I.33.10).

Fig. 5. Jewellery suite from Suuk-Su, grave 196 (cat.no I.33.10).

(Открыть Илл. 5 в новом окне)

 

могильников, в отличие от боспорских, в качестве прототипов имеют гото-гепидские изделия Среднего Подунавья, также как и наиболее часто встречающиеся в тех же могильниках пальчатые фибулы дунайского типа с ромбическим орнаментом на ножке. Что касается двупластинчатых фибул, ещё раз отметим, что гладкие без накладок имеют локальное боспорское происхождение, а для больших с декоративными накладками прототипами могли послужить либо гото-гепидские среднедунайские либо вестготские фибулы.

 

Таким образом, вторая разновидность женского убора в значительной степени оказывается связана с местной остроготской культурной традицией, отчасти ещё сохраняющейся на Боспоре в реликтовом виде, отчасти проникающей сюда с запада вместе с готами-беженцами (см. выше), а возможно и чуть ранее, как следствие контактов с итальянскими сородичами. Что же касается набора первого типа, то это явление новое, связанное с гото-гепидскими культурными традициями Среднего Дуная, проникновение которых в Южный Крым

 

Илл./Abb./Fig. 6.

Кат.номер / Kat.Nr. / cat.no. I.7.1.

(Открыть Илл. 6 в новом окне)

 

начинается не ранее середины VI в. Но они оказались здесь более устойчивы и сохранялись на протяжении VII столетия с некоторыми трансформациями.

 

Одной из самых заметных модификаций стала смена типов фибул, которая происходит

(76/77)

Илл./Abb./Fig. 7.

Кат. номер / Kat. Nr. / cat.no. I.32.1.

(Открыть Илл. 7 в новом окне)

 

в первой половине VII в.: вместо двупластинчатых получают широкое распространение пальчатые фибулы днепровского типа (Илл. 7). А вскоре и они тоже, равно как и большие орлиноголовые пряжки, выходят из моды. Костюм крымских готов, вероятно, постепенно теряет свою столь яркую самобытность и сменяется общеевропейским.

 

Готы ещё долго жили в горном Крыму, вступая в сложные взаимоотношения с хазарами и византийцами, с Золотой Ордой и Русью, с московскими царями и молдавскими володарями, с генуэзцами и турками. С 1403 по 1475 гг. в Крыму даже существовало независимое Готское княжество. Кончилось всё печально. В 1475 г. Готское княжество было разгромлено турками-османами, но ещё спустя столетие в Крыму сохранялись реликты готского языка и самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

Литература / Literatur / Bibliography   ^

 

Т. Werner (Hrsg.), Unbekannte Krim. Archäologische Schätze aus drei Jahrtausenden. Ausstellungskatalog Heidelberg (Heidelberg 1999).

A. Ajbabin, I Goti in Crimea (secoli V-VII). In: I Goti. Ausstellungskatalog Mailand (Mailand 1994). 110-135.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание