[ коллективная монография ]
Текстиль из «замёрзших» могил Горного Алтая IV-III вв. до н.э.
(опыт междисциплинарного исследования).
// Новосибирск: 2006. 267 с. + 2 вкл.
(Интеграционные проекты СО РАН. Вып. 5). ISBN 5-7692-0851-1 (Вып. 5) ISBN 5-7692-0669-1
Авторы: Н.В. Полосьмак, Л.П. Кундо, Г.Г. Балакина, В.И. Маматюк, ВТ. Васильев, Е.В. Карпова, В.В. Малахов, А.А. Власов, И.Л. Краевская, Л.С. Довлитова, Е.А. Королюк, Е.Г. Царёва.
Посвящается 50-летию Сибирского отделения Российской академии наук.
Оглавление
Введение (Полосьмак Н.В.). — 5
Глава 1.
Идентификация красителей древнего текстиля
(Балакина Г.Г., Васильев В.Г., Маматюк В.И., Карпова Е.В.). — 19
1.1. Природные органические красители древности. — 19
2.1. Идентификация красителей древнего текстиля методами молекулярной спектроскопии и жидкостной хроматографии. — 32
Приложение I. — 47
Приложение II. — 71
Приложение III. — 96
Сводная таблица. — 102
Глава 2.
Неорганические компоненты в составе уникальных образцов археологического текстиля из «замёрзших» могил Горного Алтая (IV-II вв. до н.э.)
(Малахов В.В., Власов А.А., Краевская И.Л., Довлитова Л.С.). — 112
Глава 3.
Красильные растения Сибири
(Королюк Е.А.). — 133
Глава 4.
Цвет в культуре пазырыкцев (из истории пазырыкского текстиля)
(Полосьмак Н.В., Кундо Л.П.). — 200
Глава 5.
Каталог тканей из пазырыкских курганов из собрания Государственного Эрмитажа
(Царёва Е.Г.). — 232
Заключение (Полосьмак Н.В.). — 262
(/262)
Заключение. ^
Ко времени появления в Горном Алтае, на краю ойкумены пазырыкской культуры (около IV в. до н.э.) в древних цивилизациях Египта, Месопотамии, Ассирии, Вавилона, Греции и других уже давно существовало и успешно развивалось красильное производство, в котором использовались как минеральные, так и органические красители. Многие из разработанных задолго до нашей эры технологий получения красителей и окрашивания тканей просуществовали вплоть до изобретения синтетических красителей в середине XIX в. Качественные красители высоко ценились во все времена и являлись предметом обмена, торговли либо целью далёких экспедиций. Их определённый набор был такой же показательной частью культуры, как и набор характерных для неё вещей.
В настоящей работе установлено, что для окрашивания шерстяных тканей и войлоков, обнаруженных в могилах пазырыкцев в Горном Алтае, использовались красящие вещества растительного и животного происхождения, не характерные для данного региона, богатого растительными и минеральными красителями. Знание красящих свойств экзотических для Алтая марены красильной Rubia tinctoria L.), вайды (Isatis tinctoria L.), индиго (Indigofera tinctoria L.), моллюсков рода Murex (М. brandaris L., М. trunculus L.), червецов рода Kermes и Porphyrophora и умение ими пользоваться — одно из важных свидетельств того, что если этот текстиль был изготовлен пазырыкцами, то они не могли быть исконными жителями алтайских горных долин, а пришли сюда, скорее всего, с восточных окраин Ахеменидской империи. Тот факт, что для сложного многоступенчатого процесса окраски тканей и войлоков использовался практически весь набор наиболее древних, популярных и качественных красителей, а не какой-то один из них, позволяет говорить о том, что в данной культуре это было не случайное заимствование, а традиция. Вместе с тем, исследование красителей раннескифского текстиля из «царских» курганов Тувы, правда, пока далеко не столь масштабное как пазырыкского текстиля, со всей очевидностью показало, что и в более древний период конные всадники и скотоводы Центральной Азии носили одежду, окрашенную всё тем же набором великолепных красителей, не имеющих отношения к указанному региону. Обращает на себя внимание и качество шерстяных тканей и войлоков. В основном, как считают исследователи, специально занимавшиеся изучением технологии изготовления пазырыкских [Глушкова, 2005, с. 177-193, Царёва — каталог в данной монографии] и отчасти аржанских [Пламеневская, 1973, с. 199-206, Глушкова, устное сообщение авто-
(262/263)
ру] тканей, — это высококачественные изделия, соответствующие мировым стандартам рассматриваемого исторического периода. Вряд ли стоит думать, что в скифское время в горных долинах Саяно-Алтая существовало развитое текстильное производство, включающее в себя все технологические стадии от сбора шерсти до крашения ниток, тканей или изделий и пошива одежды. Наиболее вероятно, что жители указанных регионов могли быть поставщиками шерстяного сырья на мировой рынок, получая взамен уже окрашенные ткани, войлоки и даже готовые изделия. Из профессионально окрашенного текстиля они могли изготавливать необходимые вещи — от войлочных апплицированных ковров до предметов одежды, конской упряжи и домашнего обихода. Задолго до появления на исторической арене пазырыкцев в мире древних цивилизаций существовала подобная специализация: шерсть могла заготавливаться в одном регионе, а прясться и краситься в другом. Предметами обмена и торговли становились не только окрашенные драгоценными красителями ткани, но и изготовленная из них изысканная одежда, ковры, гобелены и узорные войлоки. Текстиль играл огромную роль в культуре древних скотоводов Саяно-Алтая, не меньшую, если не большую, чем традиционные для этого региона мех и кожа. Большое значение текстиля, подтверждаемое его количеством, разнообразным использованием, высокопрофессиональным владением этим материалом, — это культурная традиция, связанная с древними цивилизациями Передней и Средней Азии и Средиземноморья. В каком-то смысле кочевники и скотоводы Центральной Азии и Алтая скифского времени были частью этих цивилизаций, а не более близкой географически, но чуждой этнически и ментально цивилизации Древнего Китая. Вполне возможно, что видимое благополучие пазырыкцев Горного Алтая во многом строилось на том, что они занимались не только скотоводством и охотой, но и продвижением китайских и центрально-азиатских товаров и сырья на рынки Средней и Передней Азии, в Средиземноморье и, соответственно, получали взамен всё необходимое и для удовлетворения собственных нужд из Ахеменидской империи и её сатрапий. Кроме текстиля об этом свидетельствуют и другие находки в «замёрзших» могилах: индийские бисер и зеркало, средиземноморские бусы, среднеазиатские семена кориандра и, вероятно, ворсовый ковёр, персидские золотая серьга и серебряные пряжки и другие вещи, а также мотивы и образы, нашедшие отражение в искусстве (мотив лотоса, например, или образ Бэса).
Складывается впечатление, что так называемый пазырыкский шерстяной текстиль по своим техническим характеристикам и по видам красителей, использовавшихся для его окрашивания, является частью современной ему мировой текстильной традиции, развивавшейся древними цивилизациями Египта, Средиземноморья, Ирана, Средней Азии, а не локальным явлением с присущими только ему качествами. Пазырыкский шерстяной текстиль имеет много общего как с тканями раннескифского времени, известными по материалам из «царских» курганов Тувы Аржан 1 и Аржан 2 (причём, по мнению Т.Н. Глушковой, с материалами из кургана Аржан 2, занимающего в хронологической шкале место между Аржаном 1 и Пазырыкскими курганами Горного Алтая, значительно больше сходства), так и с синхронными и более поздними тканями и войлоками из могильников Синьцзяна (в оазисах Субаши, Черчен, Шампула, Кэрия и др.), и, кроме того, текстилем из могил хунну (Ноин-Ула). Следует отметить, что в указанном регионе на всём протяжении древней и средневековой истории активно использовались привозные тка-
(263/264)
ни. У населения Саяно-Алтая привозные ткани абсолютно преобладали (если вообще не были единственными, что нам представляется более вероятным).
За время изучения красителей пазырыкского текстиля, неорганических компонентов в его составе, а также его технологических характеристик мы прошли большой путь — от убеждения в том, что пазырыкский текстиль, за исключением некоторых явно переднеазиатских и китайских образцов, изготовлен в Горном Алтае носителями пазырыкской культуры, до практически полного отрицания этого тезиса. Данные междисциплинарного исследования со всей убедительностью показали, что качественный шерстяной текстиль, окрашенный определённым набором лучших красителей древнего мира, обнаруженный в «замёрзших» погребениях Горного Алтая, не мог быть изготовлен на данной территории, а либо являлся предметом импорта, либо попал сюда вместе с людьми, носителями культуры. Каковым бы ни было объяснение того, как оказался на Алтае исследованный нами текстиль, одно останется неизменным и, что очень важно, доступным для проверки — состав его красителей, убедительно указывающий на красильные мастерские Средиземноморья. Разумеется, неизменным — не значит не дополняемым новыми данными. В процессе дальнейшего изучения могут быть выявлены и другие красящие вещества.
В составе красителей пазырыкского текстиля осталось ещё много загадочного. Главное, что стало понятным после проведённого исследования, это то, что «пазырыкский текстиль» не изготовлен в Горном Алтае местным населением. В «замёрзших» могилах сохранились разнообразные шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные ткани, войлок и ворсовые ковры, представляющие собой своеобразный срез текстильной культуры периода раннего железного века от Средиземноморья и Ирана до Китая включительно. Если сшитый костюм и апплицированные войлочные изделия несут на себе печать и своеобразие конкретной культуры, которую мы называем пазырыкской, то текстиль как таковой был ходовым товаром и границы его бытования гораздо шире вышеназванной культуры.
Литература. ^
Пламеневская О.Л. Некоторые данные о тканях из кургана Аржан // Учён.зап. Тув.ИЯЛИ. Кызыл, 1973. Вып. 17. С. 199-206.
|