главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

[ учебник ]

Археология

/ Под редакцией академика РАН В.Л. Янина.

М.: МГУ, 2006. 608 с. 5000 экз. ISBN 5-211-06038-5.

 

Раздел III. Ранний железный век. (А.Р. Канторович)

Глава 2. Ранний железный век вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области). — 283

Ранний железный век лесостепной и лесной зон Сибири и Дальнего Востока. — 371

[ 1 ] Общая характеристика.

[ 2 ] Саргатская культурно-историческая общность.

[ 3 ] Эпоха раннего железа на юге Дальнего Востока.

[ 1 ] Общая характеристика.   ^

 

К востоку от ананьинской культурно-исторической области, в горнолесных и таёжных районах Урала и Западной Сибири находилась зона культур, связанных с протоуграми и протосамодийцами, а к югу от них — зона лесостепных культур Западной Сибири, составлявших северную периферию раннекочевнического мира (южные протоугры).

 

В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири вплоть до V-IV вв. до н.э. сохранялась преимущественная ориентация на цветную

(371/372)

металлообработку, и соответственно эпоха железа здесь началась на два-три века позднее по сравнению с Восточной Европой. Распространению в этом регионе железа, в особенности в зоне описываемой ниже саргатской культурно-исторической общности, способствовало усиление контактов аборигенного населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями «савроматской» археологической культуры, а также с населением ананьинской культуры Волго-Камья. В рамках иткульской культуры сформировался металлургический очаг, снабжавший окружающие районы, в том числе и создателей «савроматской» культуры, сырьём и изделиями из меди.

 

Во второй трети I тыс. до н.э. в лесостепной зоне на основе местной позднебронзовой традиции в Зауралье и в Тоболо-Иртышье складываются культуры, относящиеся к раннему железному веку и затем сменившиеся саргатской культурно-исторической общностью, существовавшей длительное время в течение скифской и сарматской эпох. В лесостепном Приобье складывается болыпереченско-берёзовская культура. Основу хозяйства создателей этих культур составляло придомное и полукочевое скотоводство.

 

В некоторых районах таёжной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами чёрной металлургии относится уже к середине — последней трети I тыс. до н.э. Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от бронзы к железу возникла вследствие миграций таежных групп населения. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством.

 

Для лесных культур Восточной Сибири I тыс. до н.э. характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном импортировании бронзовых изделий с юга. Первые железные изделия появляются здесь не ранее последних веков до нашей эры.

 

Что же касается Дальнего Востока, то для юга этого региона крайне трудно определить хронологические рамки раннего железного века. Здесь можно говорить скорее об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в Средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, а с другой — уже на рубеже II-I тыс. до н.э. здесь началось освоение железа.

 

Наконец, более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока, как и восточносибирские, являют собой хозяйственно-культурный тип подвижных охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивается культура охотников на морского зверя. В этих районах железный век в полной мере наступил лишь в новое время.

 

[ 2 ] Саргатская культурно-историческая общность.   ^

 

Наиболее ярким и хорошо изученным феноменом западносибирских и в целом сибирских сообществ эпохи раннего железа является саргатская культурно-историческая общность. Она занимает почти всю лесостепь Западной Сибири по рекам Иртыш, Тобол и Ишим, заходя на севере своего

(372/373)

ареала в лесную зону у впадения Тобола в Иртыш, и датируется в рамках VI/V вв. до н.э. — IV в. н.э. Она утвердилась здесь вслед за такими культурами раннего железного века, как воробьёвская (в Зауралье) и носиловско-баитовская (в Тоболо-Иртышье).

 

Основа хозяйствапридомное животноводство и отгонное коневодство; состав стада — преимущественно лошади и крупный рогатый скот; также разводили мелкий рогатый скот и местами верблюдов. Земледелие играло подсобную роль. Широко практиковалась охота. Были достаточно развиты чёрная и цветная металлургия и металлообработка.

 

Основные памятники саргатской общности — поселения и могильники. Большинство саргатских поселений — это селища. В то же время хорошо изучены и городища — мысовые и береговые, защищённые с напольной стороны или по периметру рвами и валами. Конструктивную основу вала могли составлять бревенчатые срубы, а на самом валу иногда возводился частокол либо стена из плетня на вертикальных бревенчатых опорах. Жилища полуземляночные и наземные, каркасно-столбовые, с очагами-кострищами. Изначально они были однокамерными, однако постепенно, обрастая пристройками, дома становились двухкамерными — с большим (жилым) и меньшим (хозяйственным) помещениями — и даже трёх- и четырёхкамерными.

 

Погребения саргатской общности подкурганные, нередко «впущенные» в уже стоявшие тут курганы эпохи бронзы. Характерная черта большинства саргатских курганов — наличие ритуальных рвов вокруг насыпей, содержащих, как и сама насыпь, остатки тризны (керамика, кости животных, следы огня). Хоронили в ямах, по обряду трупоположения, на спине, в вытянутом состоянии. Погребённого сопровождали керамические сосуды, орудия труда, украшения, оружие. Над могильной ямой могла воздвигаться бревенчатая шатровая или пирамидообразная конструкция, обкладывавшаяся затем дерновыми брикетами, формировавшими собственно курганную насыпь.

 

На основании раскопок поселений и могильников восстанавливаются ведущие формы изделий саргатской общности. Важнейшим её индикатором являются керамические сосуды. Они лепные, в основном круглодонные, реже — плоскодонные, по форме яйцевидные, шаровидные и баночные. Сосуды декорированы по верху вдавлениями и нарезками в виде геометрических фигур. Известны также керамические и каменные ритуальные блюда и курильницы. Кроме того, в зону саргатской общности от степных кочевников импортировались бронзовые котлы. Орудия труда представлены железными ножами, теслами, «кельтами», мотыгами, костяными шильями и проколками, пряслицами и др.

 

Вооружение составляли сложные луки «гуннского типа» с срединными и концевыми костяными пластинами-накладками. Вероятно, в скифскую эпоху, до появления этих луков, здесь пользовались простыми деревянными луками, которые не сохранились. Стрелы вначале имели бронзовые наконечники скифского типа, а затем — крупные железные и костяные наконечники сарматского и хуннского типа. Известны и железные наконечники копий листовидной формы, железные мечи и кинжалы скифского,

(373/374)

 

Саргатская культура:

1 — реконструкция двухкамерного жилища каркасно-столбовой конструкции; 2 — железный кинжал; 3, 5 — бронзовые втульчатые наконечники стрел; 4 — костяной черешковый наконечник стрелы; 6 — железный черешковый наконечник стрелы; 7 — бронзовый «кельт»; 8 — железные удила с кольцами; 9 — костяная пряжка; 10 — железный нож; 11 — железный кельт-мотыга; 12 — глиняная антропоморфная фигурка; 13 — глиняное пряслице; 14-16 — керамические сосуды; 17 — костяная проколка.

(374/375)

Саргатская культура:

1 — серебряный фалар; 2 — золотая накладка на ремень, украшенная зооморфными изображениями.

 

а затем сарматского типов. Для защиты использовались щиты и кожаные куртки с нашитыми на них костяными пластинами. Со временем костяные пластины сменяются железными. В частности, из Сидоровского могильника происходят остатки доспеха, состоящего из железных пластин, не перекрывающих друг друга и соединённых шнурами.

 

Элементы одежды и украшения представлены в основном: пластинчатыми поясными пряжками с неподвижным крючком, а позднее — с подвижным язычком; нашивными бляшками из бронзы, гривнами, браслетами и серьгами из золота, серебра, бронзы; бусами из стекла, различных камней, золота и бронзы.

 

Элементы одежды и некоторые другие категории изделий порой украшены в местном зверином стиле, испытывавшем первоначально влияние «скифского мира», а впоследствии — раннесарматское воздействие. Есть в саргатском искусстве и местная антропоморфная традиция.

 

Саргатская общность, судя по составу импортных изделий, на протяжении тысячелетнего периода своего существования имела прямые или косвенные контакты с самыми различными культурными сообществами как лесной и лесостепной зон, так и степного пояса (сако-массагеты, «савроматская» культура, сарматы, хунну и др.) — вплоть до цивилизаций Средней Азии, Китая и Причерноморья.

 

[ 3 ] Эпоха раннего железа на юге Дальнего Востока.   ^

 

Ранний железный век на Дальнем Востоке первоначально наступает в его южной части в зоне Приамурья и Приморья. В этих районах на рубеже II-I тыс. до н.э. сформировались две крупные культуры — уральская (в Приамурье) и янковская (в Приморье). Многие исследователи считают, что именно создатели этих культур первыми на Дальнем Востоке начали освоение железа, сохраняя при этом неолитические традиции в изготовлении

(375/376)

ряда орудий труда (как уже говорилось, энеолит и бронзовый век в данном регионе выражен слабо).

 

Урилъская культура в Приамурье представлена в первую очередь поселениями с жилищами-полуземлянками средней и большой площади (от 50 до 200 кв.м). На поселениях находят основные свидетельства земледельческо-скотоводческого уклада создателей этой культуры: зернотёрки, песты, железные наконечники для землеройных орудий, остатки зёрен, кости животных. Население урильской культуры также активно занималось рыболовством, в пользу чего говорят находки костей рыб (в особенности лососевых), каменных блёсен, грузил для рыболовных сетей; важную отрасль хозяйства составляла охота на копытных — найдены каменные наконечники стрел, кости благородных оленей, косуль и т.д. Широко развитое керамическое производство (без применения гончарного круга) засвидетельствовано многочисленными сосудами, украшенными при помощи налепов, вдавлений, а также лощением с применением красной краски.

 

Хозяйство создателей янковской культуры в Приморье было несколько иным, основанным на эксплуатации морских ресурсов. На большинстве поселений данной культуры наряду с жилищами-полуземлянками различного размера (от 20 до 200 кв.м) обнаружены кучи раковин, в первую очередь устричных, свидетельствующих о морском собирательстве. Судя по костным остаткам, население янковской культуры также занималось охотой на оленей и кабанов, ловлей тунца и других рыб (более 40 видов), а также моллюсков и морских ежей. Им было известно и земледелие: у морского побережья выращивали просо, а в континентальной зоне — ячмень; обнаружены железные наконечники для землеройных орудий и костяные мотыги. Практиковалось и животноводство, в первую очередь свиноводство и разведение собак. Керамическое производство засвидетельствовано множеством сосудов, сходных с сосудами урильской культуры.

 

Во второй половине I тыс. до н.э. памятники янковской и урильской культур в разное время постепенно сменяются памятниками новых групп населения, связанных в Приморье с кроуновской археологической культурой (V в. до н.э. — первые века н.э.), а в Приамурье — с польцевской (середина I тыс. до н.э. — начало н.э.).

 

Создатели польцевской культуры, расселившись первоначально в Приамурье (возможно, часть из них были потомками создателей урильской культуры), постепенно заняли также территории Северного и частично Южного Приморья. В дальнейшем польцевские племена проникают на территорию Маньчжурии и Кореи. Они жили в полуземлянках каркасно-столбовой конструкции со стенами из жердей и досок, с пристроенным сбоку выходом. Данную культуру отличает высококачественное керамическое производство. Многочисленные сосуды, обнаруживаемые на польцевских поселениях, — плоскодонные, как правило, высокие, шаровидные или банковидные, в том числе крупные, для хранения проса. Они орнаментированы вдавлениями и налепами, формирующими зигзаги, сочетания заштрихованных треугольников и прямых линий. Польцевские племена занимались земледелием, на что указывают находки железных «кельтов»,

(376/377)

а также зернотёрок, мотыг, жатвенных ножей — как цельных, из шифера (глинистого сланца), так и составных с вкладышами-микролитами. Скотоводство засвидетельствовано костями коз, свиней и лошадей. Рыбу ловили с помощью железных рыболовных крючков, костяных гарпунов, а также сетями с каменными грузилами. О прядении и ткачестве говорят находки глиняных пряслиц — грузиков для веретён, а также грузиков для ткацкого станка, о чёрной металлургии — такие изделия из железа, как вышеупомянутые «кельты», долота, пробойники, наконечники стрел местных типов.

 

Кроуновская культура Южного Приморья представлена в первую очередь крупными поселениями в долинах рек; возможно, их жители были потомками создателей янковской культуры. Эти поселения состояли из жилищ-полуземлянок, сходных по общей планировке и конструкции стен с жилищами польцевской культуры. Особенность кроуновских жилищ состояла в том, что очаги в них были обложены каменными плитами, что в развитии привело к появлению каменных канов в полу жилища — отопительных каналов для отвода тепла, имеющих четырёхугольную или Г-образную форму. Основным занятием местных жителей было земледелие, вспомогательными — скотоводство (разводили в первую очередь свиней, а также крупный рогатый скот и лошадей) и охота на копытных животных. Находки железных ножей, тёсел, «кельтов» свидетельствуют о наличии чёрной металлургии. О керамическом производстве (без гончарного круга) говорят находки неорнаментированных или бедно орнаментированных толстостенных сосудов, а также бус и колец из глины. Некоторые исследователи соотносят население, оставившее кроуновскую культуру, с племенами воцзи, упоминаемыми в древнекитайских текстах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки