● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.Г. Боталов, А.Д. Таиров, И.Э. Любчанский. Курганы с «усами» урало-казахстанских степей. Челябинск: 2006. С.Г. Боталов, А.Д. Таиров, И.Э. Любчанский

Курганы с «усами» урало-казахстанских степей.

// Челябинск: 2006. С. 232. ISBN: 5-88521-165-5

 

аннотация: ]

Монографическое исследование посвящено анализу одного из интереснейших типов памятников кочевой культуры — курганов с «усами». Обобщены все известные на сегодняшний день памятники этого типа. Пересматривается их хронология и предпринимается попытка этнокультурной интерпретации.

 

Содержание

 

Введение. — 9

 

Глава I. Комплексы курганов с «усами»: типология и анализ. — 14

Глава II. Основные архитектурные и культовые особенности. — 92

Глава III. Вещевой инвентарь курганов с «усами» и вопросы хронологии. — 110

Глава IV. Археоастрономический аспект исследований курганов с «усами». — 140

Глава V. Этнокультурная принадлежность курганов с «усами». — 146

Глава VI. Урало-казахстанские степи в V-VIII вв. (этно-историческая реконструкция). — 162

 

Заключение. — 175

 

Приложение 1. Список комплексов курганов с «усами», исследованных раскопками и использованных в работе. — 177

Приложение 2. Описание комплексов курганов с «усами» урало-казахстанских степей. — 179

 

Литература. — 219

Список сокращений. — 229

Summary. — 230

 


(/175) 

 

Заключение.   ^

 

Курганы с «усами» урало-казахстанских степей представляют собой удивительные архитектурные сооружения степного населения Евразии. Думается, что информация о них, полученная на сегодняшний день и систематизированная на страницах этой книги, является далеко не полной. Возможно, совершенствование методики исследования таких комплексов позволит коллегам-археологам, историкам, архитекторам и астрономам постичь несравненно большие тайны этих удивительных объектов древней истории. Авторами предпринята не первая, но, хочется думать, оправданная попытка взглянуть на этот тип памятников в системе взглядов и фактов, накопившихся на сегодняшний день.

 

58 исследованных курганов с «усами», данные которых были доступны для анализа, типологически разделяются на три основных типа.

 

Наиболее простую конструкцию (от большого кургана отходят «усы», часто начинающиеся и заканчивающиеся небольшими вымостками) имели 30 курганов типа 1 (по А.З. Бейсенову; тип III и IV по М.К. Кадырбаеву). Двадцать из них не имели грунтовых погребений, а все сопутствующие следы культового ритуала и вещевой инвентарь располагались на подкурганной площадке. Десять имели разновременные погребения в пределах подкурганной площадки или рядом с ней.

 

Тип 2 (по А.З. Бейсенову; тип I по М.К. Кадырбаеву), центральную часть которого составляют два кургана: большой и пристроенный к нему с востока малый курган, или вымостка, от которой, собственно, и отходят каменные «усы». Этот тип курганов более всего известен в центрально-казахстанской группе комплексов данного типа из 16 доступных для исследования памятников. Шесть — не имели погребения. В десяти — располагались разновременные погребения, как правило, в западном большом кургане. В подавляющем своём большинстве курганы этого типа демонстрируют двойную планиграфию, когда большой курган более древний, а малый и сами «усы» пристраивались позднее.

(175/176)

 

Тип 3 (по А.З. Бейсенову, тип II по М.К. Кадырбаеву) образуют комплексы, имеющие два или более курганов, расположенных по линии С-Ю. Исследовано 12 комплексов этой группы, 7 из которых не имели погребения и 5 содержали погребения в одном из курганов.

 

Особый тип образуют 14 комплексов селенташского типа, которые содержат основные характеристики погребально-поминального ритуала и категории вещевого инвентаря, что и курганы с «усами», однако при этом не имеют «усов». Одиннадцать из них не имели погребений. В трёх случаях зафиксированы погребения и их остатки.

 

Из всех известных и исследованных на сегодняшний день комплексов курганов с «усами» и курганов селенташского типа 32 содержат датирующий материал, находившийся в разных частях комплексов и в различных условиях залегания. Хронологически он распределился следующим образом:

 

3 — эпоха бронзы;

6 — ранний железный век (из них 6 содержали материалы тасмолинской культуры и 4 — сарматской культуры);

34 — ранне [раннее] средневековье (из них 15 содержит хорошо датируемые материалы V-VIII вв., а 19 — лишь керамику);

4 — развитое средневековье ( памятники селенташского типа VIII-IX вв.).

 

Раннесредневековые материалы, как правило, были обнаружены в «чистых» комплексах, не содержащих двойной планиграфии или стратиграфии. При этом следует отметить, что керамический комплекс, полученный в результате исследования курганов с «усами» и селенташских памятников, который составляют до шестидесяти целых, реконструированных сосудов и фрагментов от них, образует 7 основных типологических групп, которые демонстрируют в целом типологическое и культурно-хронологическое единство в месте керамических комплексов степной Евразии V-VIII вв. Притом, что в собственно тасмолинских погребальных комплексах на сегодняшний день керамика не обнаружена. Таким образом, проведённый анализ позволяет утверждать, что комплексы курганов с «усами» не связаны с тасмолинской культурой Центрального Казахстана, равно как и с бронзовым и раннежелезным веком урало-казахстанских степей. Наиболее правомерным будет отнести эти памятники к раннему средневековью и определить основное время их сооружения эпохой переселения народов в пределах V-VIII вв. Вопросы их историко-культурной реконструкции невероятно сложны, что требует дальнейшего рассмотрения.

(176/177)

 

В частности, по вопросу этнокультурной принадлежности курганов с «усами» разошлись не только точки зрения авторов данной работы, но и исследователей, занимающихся проблемами истории кочевых обществ степной Евразии эпохи раннего средневековья. Таким образом, данное исследование лишь подводит предварительный итог изучения феномена курганов с «усами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки