[ каталог ]
Музы и маски.
// Каталог выставки [в Государственном Эрмитаже. СПб. 1 марта — 30 мая 2005 года]. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2005. 248 с. ISBN 5-93572-154-6
Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при участии Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Научные редакторы: А.А. Трофимова, Е.Н. Ходза.
Авторы статей: Е.И. Арсентьева, Е.Б. Ананьич, А.Г. Букина, A.M. Бутягин, О.В. Горская, Е.И. Горфункель, Н.П. Гуляева, В.В. Гурулёва, Л.И. Давыдова, Ю.Л. Дюков, В.В. Кошелев, А.А. Трофимова, Е.Н Ходза.
Авторы аннотаций раздела «Театр и музыка в античности»: Е.И. Арсентьева (Е.Ар.), Е.Б. Ананьич (Е.А.), А.Г. Букина (А.Б.), A.M. Бутягин (А.Бут.), О.В. Горская (ОТ.), В.В. Гурулёва (В.Г.), Л.И. Давыдова (Л.Д.), Ю.Л. Дюков (Ю.Д.), В.В. Кошелев (В.К.), А.В. Круглов (А.К.), О.Я. Неверов (О.Н.), О.Ю. Соколова (О.С), СЛ. Соловьев (С.С), А.А. Трофимова (А.Т.), Е.Н. Ходза (Е.Х.).
Авторы аннотаций раздела «Античный мир на петербургской сцене»: Е.И. Грушвицкая, В.В. Кошелев, Г.И. Погодина, Е.М. Федосова.
Содержание
А.А. Трофимова. Античный театр и его значение. — 22
Театр и музыка в античности.
О.В. Горская. «Проходят маски чередою...» Театр в Древней Греции и Риме. — 13
Е.И. Арсентьева. «Способность правильно радоваться». Музыка, песня и танец в античности. — 29
Каталог.
Из коллекции Государственного Эрмитажа.
Скульптура. — 45
Портреты античных поэтов и драматургов. — 53
Расписные вазы. — 59
Терракоты. — 107
Глиняные светильники. — 159
Изделия из бронзы. — 163
Ювелирные изделия. — 173
Резные камни. — 179
Изделия из кости. — 193
Монеты. — 195
Тессеры. — 203
Античный мир на петербургской сцене.
Из коллекции Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Е.И. Горфункель. Античность в русском театре. — 209
В.В. Кошелев. Коллекция реконструкций античных музыкальных инструментов. — 239
Литература. — 245
Великие Дионисии в Эрмитаже. ^
Музеи всегда немного напоминают театр, иногда даже слишком. Для того, чтобы это соотношение было нормальным, музею хорошо бы иметь свой театр, как это делает Эрмитаж. Театр и театральное настроение позволяют оживлять изобразительные искусства, а они, в свою очередь, любят театральные сюжеты. Это характерно для всех времён, но для античности особенно.
Эрмитажная коллекция античных древностей сохранила много замечательных образцов — примеров такого объединения двух жанров искусства. Кроме того, сами эрмитажные здания, в которых есть и античный театр, и античный дворик, и храм с колоннадой, и многое другое облекают эти настроения в замечательную физическую оболочку.
Театр и изобразительные искусства уютно взаимодействуют в эрмитажной среде — восторг перед античностью характерен для Эрмитажа так же, как и для всего Петербурга в целом. Новый Амстердам очень быстро превратился в Новый Рим, и поэтому традиции античного театра, как драматические, так и изобразительные, весьма уместны в Эрмитаже, особенно весной, в дни празднования Великих Дионисий.
Государственный Эрмитаж, этот универсальный музей, обладающий прекрасными образцами мировой культуры, всегда помнит о наследии античного мира.
М. Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа
|