главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Мир наскального искусства. Сборник докладов международной конференции. М.: 2005. [ сборник ]

Мир наскального искусства.

Сборник докладов международной конференции.

// М.: 2005. 428 с. ISBN 5-94375-034-7 400 экз.

 

Отв.ред. Е.Г. Дэвлет.

аннотация: ]

В сборнике представлены доклады международной научной конференции, посвящённой ключевым проблемам изучения первобытного искусства. Материалы знакомят с новейшими открытиями, проблемами хронологического изучения и интерпретации наскального искусства, исследованиями семантики петроглифов, актуальными вопросами сохранения памятников. Представлены доклады исследователей из России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Украины, Эстонии, Австралии, Великобритании, Испании, Мексики, Норвегии, Польши, Португалии, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи.

 

Содержание

 

Абдуллин Ш.Р. (Уфа). Предварительные исследования вероятной альгодеградации палеолитической живописи в пещере Шульган-Таш (Капова). — 13

Агеева Э.Н. (Москва). Стратегия и некоторые технологические аспекты консервации петроглифов в свете исследования патины. — 17

Алексеев А.Н., Кочмар Н.Н., Пеньков А.В. (Якутск). Архаичные пиктограммы в наскальном искусстве бронзового века Якутии. — 21

Алиев И.М. (Азербайджан). Ближневосточные параллели в наскальном искусстве Абшерона. — 25

Ахметгалеева Н.Б. (Курчатов). Предметы неутилитарного характера со стоянки Быки-7. — 28

Байтлеу Д.А. (Новосибирск). Наскальные изображения Казахстана. История идей и исследований (первая половина XX века). — 32

Бобров В.В., Савинов Д.Г. (Кемерово, Санкт-Петербург). Принцип хроностратиграфии в изучении петроглифов как древних святилищ. — 35

Боковенко Н.А. (Санкт-Петербург). Отражение этапов развития транспорта в наскальном искусстве Енисея. — 37

Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В. (Армения). Наскальные рисунки Армянского нагорья. — 41

Ваганян Г., Степанян А. (Армения). Наскальные рисунки, процессы познания и мышления. — 44

Варёнов А.В. (Новосибирск). Уточнение датировки некоторых образов наскального искусства гор Хэланьшань и их аналогий в Китае и за его пределами. — 47

Гусев С.В., Жульников А.В., Мухин Г.Д., Шульгин П.М., Шумкин В.Я., Иванова И.Г. (Москва, Петрозаводск, Санкт-Петербург). Концепция и программа действий по сохранению и использованию Заонежских петроглифов (Бесов Нос). — 52

Дашибалов Б.Б. (Улан-Удэ). Дальневосточные связи курумчинских петроглифов. — 60

Демещенко С.А. (Санкт-Петербург). Барельефы Лосселя и женская скульптура палеолита. — 62

Дзини С., Соколов А. (Москва). Петроглифы реки Пегтымель. Новые находки. — 65

Долговесова Е.Б. (Новосибирск). К вопросу об интерпретации «тройных» антропоморфных изображений Минусинской котловины. — 67

Дроздов Н.И., Заика А.Л. (Красноярск). История исследования Шалаболинской писаницы. — 72

Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. (Москва). Мифы в камне. — 75

Дэвлет Е.Г., Кочанович A.В., Миклашевич Е.А., Слободзян М.Б. (Москва, Кемерово, Санкт-Петербург). Петроглифы Пегтымеля: сорок лет спустя. — 79

Ермоленко Л.Н. (Кемерово). Изображение одинаковых или одноэтничных противников в свете эпического мотива тождества «героя» и «врага». — 92

Есин Ю.Н. (Абакан). Семантика изображений копья в искусстве окуневской культуры. — 96

Жилин A.M. (Москва). О проекте создания DVD-диска «Мир наскального искусства» (региональные особенности наскального искусства России). — 100

Жилина Н.В. (Москва). Возникновение новых видов прикладного искусства как модель происхождения искусства. — 104

Заика А.Л. (Красноярск). Полевые исследования петроглифов (на примере Шалаболинской писаницы). — 108

Заика А.Л., Дроздов Н.И. (Красноярск). Шалаболинская писаница (результаты исследования 2001-2004 годов). — 111

Зинченко С.А. (Москва). Петроглифы как возможный стилистический прототип для формирования памятников раннескифского искусства. — 116

Исмаилзаде Г.С. (Азербайджан). К вопросу о характерных особенностях петроглифов Азербайджана. — 118

Килуновская М.Е. (Санкт-Петербург). «Дорога» в наскальном искусстве Евразии. — 122

Ковалёва О.В. (Минусинск). Петроглифы горы Лисичья. — 125

Комиссаров СА., Черемисин Д.В., Астрелина И.В. (Новосибирск). Об одном сюжете на писаницах Южного Китая. — 129

Король Г.Г. (Москва). Средневековые личины Саяно-Алтая (типология, особенности, антропология). — 133

Кропачёв С.М., Лобзова Р.В. (Москва). Структура и петрографическая характеристика скального обнажения с петроглифами (Саган-Заба, Южное Прибайкалье). — 141

Кубарев В.Д. (Новосибирск). О новых сюжетах из петроглифов Хох-Чулуу (Монгольский Алтай). — 144

Кубарев Г.В. (Новосибирск). Раннесредневековые всадники в петроглифах Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай. — 149

Ласкин А.Р., Дэвлет Е.Г., Бабаев А.Л., Судаков А.В. (Хабаровск, Москва). Петроглифы Сикачи-Аляна — уникальный памятник древнего наскального искусства на Нижнем Амуре (проблемы сохранения и использования). — 154

Лобанова Н.В. (Петрозаводск). Беломорские петроглифы: открытия XXI века. — 163

Лобзова Р.В., Кочанович А.В. (Москва). Скальные породы, корковые отслоения и патины на некоторых местонахождениях петроглифов Сибири. — 165

Мартынов А.И. (Кемерово). Современное общество и памятники наскального искусства. — 168

Маточкин Е.П. (Горно-Алтайск). Древние персонажи святилища Зелёное озеро. — 172

Миклашевич Е.А., Кочанович А.В. (Кемерово, Москва). Объёмные копии наскальных рисунков — вред или польза. — 177

Михайлов Б.Д. (Украина). Хронология и некоторая интерпретация петроглифов Каменной Могилы. — 181

Молодин В.И. (Новосибирск). Изображения животных на фрагментах рога святилища Кучерла-1 (Куйлю) в Горном Алтае. — 186

Мусеибли Н.А. (Азербайджан). К вопросу о датировке петроглифов Малого Кавказа. — 190

Ожередов Ю.И. (Томск). Петроглифы Могойн гол в Западной Монголии. — 194

Праслов Н.Д. (Санкт-Петербург). Палеолитические краски вне наскального искусства. — 198

Ребрикова Н.Л. (Москва). К вопросу о природе образования скального загара. — 203

Рогожинский А.Е. (Казахстан). Перспективы изучения и сохранения памятников наскального искусства Центральной Азии. — 206

Рукавишникова И.В. (Москва). Композиция в древнем искусстве (на примере звериного стиля Саяно-Алтая раннего железного века). Декоративно-прикладное и наскальное искусство. — 211

Русакова И.Д. (Кемерово). К вопросу о хронологии древнейших петроглифов Минусинской котловины. — 214

Савинов Д.Г. (Санкт-Петербург). Ритуальная сфера бытия в наскальных изображениях эпохи бронзы Саяно-Алтайского нагорья. — 219

Семёнов Вл.A. (Санкт-Петербург). Знаки и символы на курганных плитах и в наскальных изображениях Центральной Азии. — 226

Смирницкая Е.В. (Москва). Орнамент как мировоззрение (пространственные структуры в архаических культурах). — 231

Советова О.С. (Кемерово). «Язык жестов» в наскальном искусстве. — 237

Соёнов В.И. (Горно-Алтайск). Современное состояние памятников наскального искусства Алтая. — 242

Телесова А.А. (Горно-Алтайск). Камень из урочища Кыскынур (Юго-Восточный Алтай). — 245

Тиваненко А.В. (Улан-Удэ). Дешифровочные ключи семантики азиатских петроглифов. — 247

Фараджев А. (Москва). Первобытное творчество и сознание. — 251

Фараджева М. (Азербайджан). Верхнепалеолитическое искусство Азербайджана. — 254

Филиппов А.К. (Санкт-Петербург). Основные проблемы исследования изобразительного искусства в палеолите. — 260

Худяков Ю.С. (Новосибирск). Изображения оружия на петроглифах скифского и хуннского времени в Минусинской котловине как хронологический индикатор. — 263

Черемисин Д.В. (Новосибирск). К дискуссионным вопросам изучения наскальных изображений колесниц. — 267

Чигаева В.Ю. (Кемерово). Использование орнитоморфных элементов в наскальном искусстве Северной Азии. — 271

Швец И.Н. (Казахстан). К проблеме идентификации сцеп и композиций в наскальном искусстве Центральной Азии. — 275

Шер Я.А. (Кемерово). Петроглифы долины Енисея до и после затопления. — 277

Широков В.Н. (Екатеринбург). Проблема возраста настенных изображений Игнатиевской пещеры в связи с первыми радиоуглеродными датировками красочного пигмента. — 282

Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чаиркина Н.М., Погорелов С.Н., Морозов В.М., Широкова Н.А. (Екатеринбург). Аятская писаница (Средний Урал). — 290

Щеброва С.Я. (Санкт-Петербург). Образ козла в космогонических представлениях скифов Южной Сибири (VIII-II вв. до н.э.). — 292

Щербакова Т.Н., Щелинский В.Е. (Санкт-Петербург). Палеолитическое святилище Капова пещера (Шульган-Таш) на Южном Урале: современное состояние и перспективы исследования. — 296

Эрнитс Э. (Эстония). Академик Карл-Эрнст Бэр и каменные лабиринты Севера. — 299

Batarda Femandes А.Р. (Portugal). Conservation problems in the Côa Valley rock art World Heritage Site (Portugal). — 303

Cabrera Guerrero M. (Mexico). The Lone Hunter of Acapulco: a pictograph at the Mexican Pacific Coast. — 308

Chazine J.-M. (France). Discovering a new Rock Art in East Borneo: new data and concerns. — 319

Farajova M. (Azerbaijan). Gobustan Protection and Management. — 335

Franklin N. (Australia). Discontinuous Dreaming Networks: Analyses of variability in Australian prehistoric rock engravings. — 337

Franklin N. (Australia). Rock art in Australia 2000-2004: Research, management and conservation. — 337

Gjerde J.M. (Norway). Beluga Landscapes. New interpretations of rock art and landscapes by the Vyg River, NW-Russia. — 338

Helskag K. (Norway). Depictions of prehistoric reindeer corrals. Hunting, domestication or both? — 344

Jacobson-Tepfer E. (USA). Narrativity and its Disappearance in North Asian Rock Art of the Bronze and Early Iron Ages. — 352

Janik L (United Kingdom). In Search of the Origins of Shamanism: Prehistoric Rock Art and the Religion of Northern Peoples. — 354

Jang S.H. (South Korea). Prehistoric Painting of Whale-hunting in Korean Peninsula: Petroglyphs at Daedok-Ri. — 355

Lahelma A. (Finland). The boat as a symbol in Finnish rock art. — 359

Lee S.-M. (South Korea). The whaling in the Korean rock art. — 363

Lymer K. (United Kingdom). Rock art and animal art during the Early Saka Period in Kazakhstan. — 369

Mas Cornellà M., Ruiz López J.F., Hemanz Gismero A., Gavira Vallejo J.M. (Spain). Rock art technology. — 377

McNeil L.D. (USA). Seasonal Revival Rites and Rock Art of Minusinsk Basin Colonizers (Southern Siberia). — 378

Norsted T. (Norway). Safeguarding the cave paintings in Norway, using four caves in the Lofoten Archipelago, Northern Norway, as examples. — 384

Quijada López СЛ. (México). El mensaje de las rocas. Las pinturas rupestres en la región de Yécora, Sonora, México. — 394

Poikalainen V. (Estonia). The mysterious swan-whale motifs among Lake Onega carvings. — 397

Rozwadowski A., Whitly D.S. (Poland, USA). Shamans and Continents: towards contextualization of the Pre-history of Asian and American Shamanism. — 404

Seitsonen O. (Finland). Shoreline displacement dating of Finnish rock painting motifs — comparison between Lake Saimaa and Lake Päijänne areas. — 405

Sognnes K. (Norway). The destination of a flounder: a re-evaluation of an «Arctic» rock-art site in Central Norway. — 410

Taskinen H. (Finland). The documentation of rock paintings — practices and problems in Finland. — 420

Tratebas A.M. (USA). Statistical Patterning of Early Petroglyphs in South Siberia and Comparisons with North America. — 421

Walderhaug E., Saetersdal T. (Norway). Rock art and rainmakers; San rock art and contemporary Shona ritual practice. — 425

Walderhaug E., Saetersdal T. (Norway). Adding pieces to the puzzle; reporting on recent developments in the study of rock art in Mozambique and Zimbabwe, southern Africa. — 426

Wright Sh., Mallie T., Starkey M., Johnson M. (Australia). Rock art site monitoring and maintenance at Uluru-Kata Tjuta National Park. — 427

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки