● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Мир наскального искусства.Сборник докладов международной конференции.// М.: 2005. 428 с. ISBN 5-94375-034-7 400 экз.
Отв.ред. Е.Г. Дэвлет. [ аннотация: ] В сборнике представлены доклады международной научной конференции, посвящённой ключевым проблемам изучения первобытного искусства. Материалы знакомят с новейшими открытиями, проблемами хронологического изучения и интерпретации наскального искусства, исследованиями семантики петроглифов, актуальными вопросами сохранения памятников. Представлены доклады исследователей из России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Украины, Эстонии, Австралии, Великобритании, Испании, Мексики, Норвегии, Польши, Португалии, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи.
Содержание
Абдуллин Ш.Р. (Уфа). Предварительные исследования вероятной альгодеградации палеолитической живописи в пещере Шульган-Таш (Капова). — 13Агеева Э.Н. (Москва). Стратегия и некоторые технологические аспекты консервации петроглифов в свете исследования патины. — 17Алексеев А.Н., Кочмар Н.Н., Пеньков А.В. (Якутск). Архаичные пиктограммы в наскальном искусстве бронзового века Якутии. — 21Алиев И.М. (Азербайджан). Ближневосточные параллели в наскальном искусстве Абшерона. — 25Ахметгалеева Н.Б. (Курчатов). Предметы неутилитарного характера со стоянки Быки-7. — 28Байтлеу Д.А. (Новосибирск). Наскальные изображения Казахстана. История идей и исследований (первая половина XX века). — 32Бобров В.В., Савинов Д.Г. (Кемерово, Санкт-Петербург). Принцип хроностратиграфии в изучении петроглифов как древних святилищ. — 35Боковенко Н.А. (Санкт-Петербург). Отражение этапов развития транспорта в наскальном искусстве Енисея. — 37Ваганян Г., Блеян В., Кочарян Л., Ваганян В. (Армения). Наскальные рисунки Армянского нагорья. — 41Ваганян Г., Степанян А. (Армения). Наскальные рисунки, процессы познания и мышления. — 44Варёнов А.В. (Новосибирск). Уточнение датировки некоторых образов наскального искусства гор Хэланьшань и их аналогий в Китае и за его пределами. — 47Гусев С.В., Жульников А.В., Мухин Г.Д., Шульгин П.М., Шумкин В.Я., Иванова И.Г. (Москва, Петрозаводск, Санкт-Петербург). Концепция и программа действий по сохранению и использованию Заонежских петроглифов (Бесов Нос). — 52Дашибалов Б.Б. (Улан-Удэ). Дальневосточные связи курумчинских петроглифов. — 60Демещенко С.А. (Санкт-Петербург). Барельефы Лосселя и женская скульптура палеолита. — 62Дзини С., Соколов А. (Москва). Петроглифы реки Пегтымель. Новые находки. — 65Долговесова Е.Б. (Новосибирск). К вопросу об интерпретации «тройных» антропоморфных изображений Минусинской котловины. — 67Дроздов Н.И., Заика А.Л. (Красноярск). История исследования Шалаболинской писаницы. — 72Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. (Москва). Мифы в камне. — 75Дэвлет Е.Г., Кочанович A.В., Миклашевич Е.А., Слободзян М.Б. (Москва, Кемерово, Санкт-Петербург). Петроглифы Пегтымеля: сорок лет спустя. — 79Ермоленко Л.Н. (Кемерово). Изображение одинаковых или одноэтничных противников в свете эпического мотива тождества «героя» и «врага». — 92Есин Ю.Н. (Абакан). Семантика изображений копья в искусстве окуневской культуры. — 96Жилин A.M. (Москва). О проекте создания DVD-диска «Мир наскального искусства» (региональные особенности наскального искусства России). — 100Жилина Н.В. (Москва). Возникновение новых видов прикладного искусства как модель происхождения искусства. — 104Заика А.Л. (Красноярск). Полевые исследования петроглифов (на примере Шалаболинской писаницы). — 108Заика А.Л., Дроздов Н.И. (Красноярск). Шалаболинская писаница (результаты исследования 2001-2004 годов). — 111Зинченко С.А. (Москва). Петроглифы как возможный стилистический прототип для формирования памятников раннескифского искусства. — 116Исмаилзаде Г.С. (Азербайджан). К вопросу о характерных особенностях петроглифов Азербайджана. — 118Килуновская М.Е. (Санкт-Петербург). «Дорога» в наскальном искусстве Евразии. — 122Ковалёва О.В. (Минусинск). Петроглифы горы Лисичья. — 125Комиссаров СА., Черемисин Д.В., Астрелина И.В. (Новосибирск). Об одном сюжете на писаницах Южного Китая. — 129Король Г.Г. (Москва). Средневековые личины Саяно-Алтая (типология, особенности, антропология). — 133Кропачёв С.М., Лобзова Р.В. (Москва). Структура и петрографическая характеристика скального обнажения с петроглифами (Саган-Заба, Южное Прибайкалье). — 141Кубарев В.Д. (Новосибирск). О новых сюжетах из петроглифов Хох-Чулуу (Монгольский Алтай). — 144Кубарев Г.В. (Новосибирск). Раннесредневековые всадники в петроглифах Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай. — 149Ласкин А.Р., Дэвлет Е.Г., Бабаев А.Л., Судаков А.В. (Хабаровск, Москва). Петроглифы Сикачи-Аляна — уникальный памятник древнего наскального искусства на Нижнем Амуре (проблемы сохранения и использования). — 154Лобанова Н.В. (Петрозаводск). Беломорские петроглифы: открытия XXI века. — 163Лобзова Р.В., Кочанович А.В. (Москва). Скальные породы, корковые отслоения и патины на некоторых местонахождениях петроглифов Сибири. — 165Мартынов А.И. (Кемерово). Современное общество и памятники наскального искусства. — 168Маточкин Е.П. (Горно-Алтайск). Древние персонажи святилища Зелёное озеро. — 172Миклашевич Е.А., Кочанович А.В. (Кемерово, Москва). Объёмные копии наскальных рисунков — вред или польза. — 177Михайлов Б.Д. (Украина). Хронология и некоторая интерпретация петроглифов Каменной Могилы. — 181Молодин В.И. (Новосибирск). Изображения животных на фрагментах рога святилища Кучерла-1 (Куйлю) в Горном Алтае. — 186Мусеибли Н.А. (Азербайджан). К вопросу о датировке петроглифов Малого Кавказа. — 190Ожередов Ю.И. (Томск). Петроглифы Могойн гол в Западной Монголии. — 194Праслов Н.Д. (Санкт-Петербург). Палеолитические краски вне наскального искусства. — 198Ребрикова Н.Л. (Москва). К вопросу о природе образования скального загара. — 203Рогожинский А.Е. (Казахстан). Перспективы изучения и сохранения памятников наскального искусства Центральной Азии. — 206Рукавишникова И.В. (Москва). Композиция в древнем искусстве (на примере звериного стиля Саяно-Алтая раннего железного века). Декоративно-прикладное и наскальное искусство. — 211Русакова И.Д. (Кемерово). К вопросу о хронологии древнейших петроглифов Минусинской котловины. — 214Савинов Д.Г. (Санкт-Петербург). Ритуальная сфера бытия в наскальных изображениях эпохи бронзы Саяно-Алтайского нагорья. — 219Семёнов Вл.A. (Санкт-Петербург). Знаки и символы на курганных плитах и в наскальных изображениях Центральной Азии. — 226Смирницкая Е.В. (Москва). Орнамент как мировоззрение (пространственные структуры в архаических культурах). — 231Советова О.С. (Кемерово). «Язык жестов» в наскальном искусстве. — 237Соёнов В.И. (Горно-Алтайск). Современное состояние памятников наскального искусства Алтая. — 242Телесова А.А. (Горно-Алтайск). Камень из урочища Кыскынур (Юго-Восточный Алтай). — 245Тиваненко А.В. (Улан-Удэ). Дешифровочные ключи семантики азиатских петроглифов. — 247Фараджев А. (Москва). Первобытное творчество и сознание. — 251Фараджева М. (Азербайджан). Верхнепалеолитическое искусство Азербайджана. — 254Филиппов А.К. (Санкт-Петербург). Основные проблемы исследования изобразительного искусства в палеолите. — 260Худяков Ю.С. (Новосибирск). Изображения оружия на петроглифах скифского и хуннского времени в Минусинской котловине как хронологический индикатор. — 263Черемисин Д.В. (Новосибирск). К дискуссионным вопросам изучения наскальных изображений колесниц. — 267Чигаева В.Ю. (Кемерово). Использование орнитоморфных элементов в наскальном искусстве Северной Азии. — 271Швец И.Н. (Казахстан). К проблеме идентификации сцеп и композиций в наскальном искусстве Центральной Азии. — 275Шер Я.А. (Кемерово). Петроглифы долины Енисея до и после затопления. — 277Широков В.Н. (Екатеринбург). Проблема возраста настенных изображений Игнатиевской пещеры в связи с первыми радиоуглеродными датировками красочного пигмента. — 282Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чаиркина Н.М., Погорелов С.Н., Морозов В.М., Широкова Н.А. (Екатеринбург). Аятская писаница (Средний Урал). — 290Щеброва С.Я. (Санкт-Петербург). Образ козла в космогонических представлениях скифов Южной Сибири (VIII-II вв. до н.э.). — 292Щербакова Т.Н., Щелинский В.Е. (Санкт-Петербург). Палеолитическое святилище Капова пещера (Шульган-Таш) на Южном Урале: современное состояние и перспективы исследования. — 296Эрнитс Э. (Эстония). Академик Карл-Эрнст Бэр и каменные лабиринты Севера. — 299Batarda Femandes А.Р. (Portugal). Conservation problems in the Côa Valley rock art World Heritage Site (Portugal). — 303Cabrera Guerrero M. (Mexico). The Lone Hunter of Acapulco: a pictograph at the Mexican Pacific Coast. — 308Chazine J.-M. (France). Discovering a new Rock Art in East Borneo: new data and concerns. — 319Farajova M. (Azerbaijan). Gobustan Protection and Management. — 335Franklin N. (Australia). Discontinuous Dreaming Networks: Analyses of variability in Australian prehistoric rock engravings. — 337Franklin N. (Australia). Rock art in Australia 2000-2004: Research, management and conservation. — 337Gjerde J.M. (Norway). Beluga Landscapes. New interpretations of rock art and landscapes by the Vyg River, NW-Russia. — 338Helskag K. (Norway). Depictions of prehistoric reindeer corrals. Hunting, domestication or both? — 344Jacobson-Tepfer E. (USA). Narrativity and its Disappearance in North Asian Rock Art of the Bronze and Early Iron Ages. — 352Janik L (United Kingdom). In Search of the Origins of Shamanism: Prehistoric Rock Art and the Religion of Northern Peoples. — 354Jang S.H. (South Korea). Prehistoric Painting of Whale-hunting in Korean Peninsula: Petroglyphs at Daedok-Ri. — 355Lahelma A. (Finland). The boat as a symbol in Finnish rock art. — 359Lee S.-M. (South Korea). The whaling in the Korean rock art. — 363Lymer K. (United Kingdom). Rock art and animal art during the Early Saka Period in Kazakhstan. — 369Mas Cornellà M., Ruiz López J.F., Hemanz Gismero A., Gavira Vallejo J.M. (Spain). Rock art technology. — 377McNeil L.D. (USA). Seasonal Revival Rites and Rock Art of Minusinsk Basin Colonizers (Southern Siberia). — 378Norsted T. (Norway). Safeguarding the cave paintings in Norway, using four caves in the Lofoten Archipelago, Northern Norway, as examples. — 384Quijada López СЛ. (México). El mensaje de las rocas. Las pinturas rupestres en la región de Yécora, Sonora, México. — 394Poikalainen V. (Estonia). The mysterious swan-whale motifs among Lake Onega carvings. — 397Rozwadowski A., Whitly D.S. (Poland, USA). Shamans and Continents: towards contextualization of the Pre-history of Asian and American Shamanism. — 404Seitsonen O. (Finland). Shoreline displacement dating of Finnish rock painting motifs — comparison between Lake Saimaa and Lake Päijänne areas. — 405Sognnes K. (Norway). The destination of a flounder: a re-evaluation of an «Arctic» rock-art site in Central Norway. — 410Taskinen H. (Finland). The documentation of rock paintings — practices and problems in Finland. — 420Tratebas A.M. (USA). Statistical Patterning of Early Petroglyphs in South Siberia and Comparisons with North America. — 421Walderhaug E., Saetersdal T. (Norway). Rock art and rainmakers; San rock art and contemporary Shona ritual practice. — 425Walderhaug E., Saetersdal T. (Norway). Adding pieces to the puzzle; reporting on recent developments in the study of rock art in Mozambique and Zimbabwe, southern Africa. — 426Wright Sh., Mallie T., Starkey M., Johnson M. (Australia). Rock art site monitoring and maintenance at Uluru-Kata Tjuta National Park. — 427
наверх |