главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги
[ справочник ]Сотрудники Императорского Эрмитажа. 1852-1917.Биобиблиографический справочник.// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2004. 174 с.ISBN 5-93572-114-7
Предисловие.
Эрмитаж — один из старейших и крупнейших музеев мира.
Его истории посвящены многие издания, рассказывающие о строительстве зданий и залов, формировании коллекций, создании публичного музея и превращении его в научный центр. В этих работах большое место отведено сотрудникам Эрмитажа, внёсшим значительный вклад в мировую историю и культуру. Очень часто сведения о них и оценка их научной и музейной деятельности вплетены в общую нить повествования истории музея и ограничены периодом эрмитажной деятельности. Как правило, упоминаются наиболее крупные учёные, хранители, реставраторы.
Предлагаемый справочник является первым изданием, где собраны и систематизированы биографии сотрудников Императорского Эрмитажа, среди которых не только директора, хранители, реставраторы, но и чиновники канцелярии, гоф-фурьеры, делопроизводители и др., т.е. практически весь состав служащих. Исключение составляют галерейные служители, лакеи и швейцары, сведений о которых нет в Архиве Эрмитажа и других источниках.
Справочник включает целый ряд имён, ранее не упоминавшихся в литературе, что существенно дополняет историю музея.
В него вошли биографии сотрудников, работавших в музее с 1852 (открытия Нового Эрмитажа) до 1917 года. [1] В связи с этим за рамками справочника остались имена академиков, художников, реставраторов, служивших в Эрмитаже до 1852 года и внесших большой вклад в историю развития музея. Поэтому мы считаем необходимым упомянуть о них в кратком историческом обзоре.
Основательница Эрмитажа, Екатерина II, как и многие европейские монархи в XVIII веке, начала собирать коллекции картин, гравюр, рисунков, прикладного искусства, нумизматики, древностей, библиотеку. [2] Для «смотрения» за коллекциями обычно привлекались члены Академии художеств — известные живописцы и граверы, среди них было немало иностранных подданных. До 1775 года картинами Эрмитажа ведал художник Л.К. Пфандцельт, основной специальностью которого была реставрация. В 1775 году его сменил венецианский художник Д.-А. Мартинелли (ок. 1730-1796), который состоял в этой должности до 1796 года. Остальные собрания Эрмитажа находились в ведении библиотекаря. Им был назначен поэт В.П. Петров (1736-1793). Поскольку последний очень часто отсутствовал в Петербурге, его обязанности до 1796 года фактически исполнял А.И. Лужков (1754-1808), назначенный унтер-библиотекарем в 1772 году. Кроме библиотеки в его ведении находилось собрание драгоценных вещей, резные камни, эстампы, медали и монеты. В 1785 году эстампы были переданы «под смотрение» гравера Г.И. Скородумова (1755-1792). После смерти Скородумова на его место в 1792 году был определён художник М.М. Иванов (1748-1823).
Со смертью Екатерины заканчивается первый период в истории Эрмитажа — период первоначального формирования его собраний. В течение этого времени он оставался в полном смысле личной коллекцией.
К концу XVIII века собрание Эрмитажа стало одним из самых значительных в Западной Европе, что неизбежно вызывало необходимость придания ему формы самостоятельного учреждения Дворцового ведомства.
Впервые характер обособленного учреждения Эрмитаж получил в правление Павла I. Оставаясь по-прежнему личной собственностью, он переставал быть личной коллекцией.
В 1797 году Павел «поручил» Эрмитаж Н.Б. Юсупову (1750-1831), который возглавлял управление театрами, фарфоровым и стеклянным заводами и шпалерной мануфактурой. С этого времени начинается период постепенного превращения дворцовой галереи в музей.
15 февраля 1799 года Эрмитаж перешёл в ведение обер-гофмаршала. Этот порядок просуществовал в течение всей первой половины XIX века. Персонал Эрмитажа был обновлён. Во главе Картинной галереи был поставлен художник Ф.И. Лабенский (1769-1850). [3] Рисунки и эстампы получил в свое ведение архитектор В.Ф. Бренна (1745-1820). Библиотеку, резные камни и драгоценные вещи принял археолог Е.Е. Кёлер (1765-1838).
К началу XIX века возникает необходимость придать собраниям более чёткую структуру. В 1802 году, сразу после вступления на престол Александра I, Эрмитаж возглавил граф Д.П. Бутурлин (1763-1829), широко образованный коллекционер и известный библиофил. В архиве сохранилась «всеподданнейшая записка» Бутурлина (1804) о положении Эрмитажа, в которой он даёт обзор коллекций и считает, что «музей должен быть открыт для публики при соблюдении ненарушаемых правил и под присмотром назначенных для сего служащих, так как является источником образования».
В апреле 1805 года Александром I было подписано «Положение, полагаемое к учреждению по Эрмитажу». По нему Эрмитаж получил структуру, которую сохранил с частичными изменениями до 1853 года. Собрания его были распределены между пятью отделениями.
В I Отделение вошли библиотека, резные камни, монеты и медали, во II — картины, кабинет редкостей, бронза, изделия из мрамора, в III — эстампы, в IV — оригинальные рисунки, в V — кабинет натуральной истории (последний прекратил своё существование после передачи минералогической коллекции в Горный музей).
Положением был определён штат, который включал в себя начальников отделений, их помощников, реставратора и помощника реставратора.
Начальники отделений непосредственно подчинялись обер-гоф-маршалу. Административной и хозяйственной деятельностью ведала Придворная контора, также подчинённая гоф-маршалу. [4]
I Отделение возглавил Е.Е. Кёлер. Его помощником был назначен Ф.И. Круг (1764-1844), на попечении которого с 1805 по 1837 год находилась коллекция русских монет и медалей. С 1814 года собранием западноевропейских монет занимался профессор Петербургского университета Ф.Б. Грефе (1780-1851). В 1817 году для работы с восточным собранием монет был приглашен X.Д. Френ (1782-1851 ). [5] В 1837 году после ухода Е.Е. Кёлера его место занял К.И. Седжер (1788-1840). В это же время были приняты на службу сотрудники Кунсткамеры: с 1838 года — Ф.Л. Шардиус (1795-1855), с 1840 года — В.Ф. Нумерс (1807-1858). В 1838 году на службу в I Отделение поступил профессор Петербургского университета Ф.К. Фрейтаг (1800-1859).
Во главе II Отделения был поставлен художник Ф.И. Лабенский. Он был назначен хранителем живописи ещё при Павле I — в 1797 году и прослужил в Эрмитаже до своей смерти. С его именем неразрывно связана история Картинной галереи первой половины XIX века. В 1797 году под его руководством был составлен первый каталог императорского собрания картин на русском языке. [6] Большое А.Ф. Митрохин.Ксилография. 1830-1840-е.(Открыть в новом окне)
внимание Лабенский уделял вопросам реставрации. В 1817 году был осуществлён его проект об учреждении при Эрмитаже реставрационной школы, которую возглавил А.Ф. Митрохин (1766-1845), назначенный в 1801 году камердинером в Эрмитаже в помощь Лабенскому для наблюдения за картинами. Учениками Митрохина были Ф. Рыбин (1795-1846), Я. Душинский (1800-1845), Ф. Табунцов (1810-1861). Последний руководил реставрационной мастерской после смерти Митрохина с 1846 по 1861 год.
Помощником начальника II Отделения по скульптурной части с 1847 по 1856 год был академик скульптуры А.И. Теребенев (1815-1859), в обязанности которого входила также и реставрация скульптуры и античных ваз. III Отделение (кабинет эстампов) возглавил известный гравёр и профессор Академии художеств И.С. Клаубер (1753-1817). В 1817 году после его смерти это место занял А. Нот (ум. 1833). Его сменил гравёр Н.И. Уткин (1780-1863), который возглавлял кабинет эстампов 27 лет — с 1833 по 1860 год.
Начальником IV Отделения был оставлен М.М. Иванов, а после его смерти в 1824 году им стал известный живописец-портретист А.Г. Варнек (1 782-1843), ученик Д.Г. Левицкого и С.С. Щукина.
Последующая смена служащих музея происходила уже с образованием Нового Эрмитажа (их имена вошли в предлагаемый справочник) и поэтому мы ограничимся только теми изменениями, которые связаны со структурой и штатами музея.
В 1849 году по предложению обер-гофмаршала графа А.П. Шувалова (1800-1873) начальниками I и II отделений был представлен проект организации музея. Эрмитаж был разделён на два отделения вместо прежних четырёх. Это практически фиксировало реальное положение вещей, так как к этому времени кабинет эстампов и отделение оригинальных рисунков утратили свою самостоятельность. Теперь по новому положению I Отделение включало медали, монеты, резные камни, библиотеку, гравюры и предметы древности; II Отделение — картины, оригинальные рисунки, скульптуру, фарфор, предметы из бронзы и кости. Кроме того, в его состав вошли учреждённые в Зимнем дворце галереи: драгоценных вещей, портретов высочайших особ Дома Романовых, Петра Великого и петербургских видов. Ф.И. Лабенский.Рис. К.-Х. Фогеля фон Фогельштейна. 1839.(Открыть в новом окне)
К началу 1852 года в штате Эрмитажа состояло 29 человек: начальники отделений (2), хранители (4), помощники хранителей (3), библиотекари (2), помощник библиотекаря (1), реставраторы (4), помощник реставратора (1), канцелярские служители (2), письмоводители (2), унтер-офицеры (8).
Кроме того, в конце 1850 года был утверждён штат придворнослужителей Императорского Эрмитажа из 90 человек. Среди них: камер-фурьер (1), камердинеры (2), гоф-фурьеры (2), камер-лакеи (2), лакеи (36), истопники (44), швейцар (1), фельдшер (2).
В 1863 году были утверждены новые штаты музея и назначен первый директор, им стал С.А. Гедеонов (1815-1878). Одновременно изменили структуру музея: вместо прежних двух отделений создали пять, как до реформы 1851 года, но построенных по иной схеме:
I — классические древности; II — медали и монеты; III — картины, портреты высочайших особ Дома Романовых и все картины, гравюры, эстампы, фотографии, находящиеся в императорских петербургских и загородных дворцах; IV — рисунки и гравюры; V — древности азиатские, скифские, Средних веков, а также галереи Петра Великого и драгоценностей.
Классные должности в 1863 году занимали 20 служащих: директор, советник по учёной части (должность которого была введена впервые), хранители, их помощники, реставраторы и чиновники канцелярии.
В новых правилах были чётко определены обязанности всех служащих, в том числе и низших чинов. Гоф-фурьер, например, являлся начальником галерейных служителей, он следил за порядком при впуске посетителей, за чистотой полов, мебели, окон, за своевременной топкой печей, за чистотой воздуха и за освещением. Дежурившие в залах 30 галерейных служителей должны были наблюдать за температурой в залах и других помещениях Эрмитажа, за целостностью печатей на шкафах и витринах, за сохранностью вещей и посетителями. Швейцар и его помощник следили за впуском посетителей в строго отведённое время, за тем, чтобы «они были одеты благопристойно», за верхней одеждой посетителей, а также за температурой на парадной лестнице и в сенях. Предусмотренные штатом 12 унтер-офицеров занимались доставкой казённых бумаг и вещей. Всего низших чинов было 45 человек.
После смерти С.А. Гедеонова на пост директора Эрмитажа был назначен А.А. Васильчиков (1832-1890). При нём в 1885 году были утверждены новые временные штаты, которые просуществовали в Эрмитаже, с частичными изменениями, до революции, и новая структура. Основанием для этого послужило включение в состав музея коллекции А.П. Базилевского, куда входили памятники Средневековья и эпохи Возрождения, и собрания оружия Царскосельского Арсенала.
Коллекции Эрмитажа по-прежнему были разделены между пятью отделениями, но по другому принципу:
I — Отделение классической археологии, II — Отделение Средних веков и эпохи Возрождения, III — Отделение живописи, гравюр и оригинальных рисунков, IV — Нумизматическое отделение, V — Русское отделение (в его состав вошли русские медали и монеты, собрание русских древностей, Галерея Петра Великого, Галерея драгоценностей). [7] Однако это отделение вскоре реорганизовали. Медали и монеты вошли в состав Нумизматического отделения, а собрание русских древностей в Отделение Средних веков. В результате V Отделение составили Галерея драгоценностей и Кабинет Петра I.
Научный персонал Эрмитажа был увеличен до 12 человек — 5 старших хранителей, заведовавших отделениями, и 7 хранителей. Кроме того, в штат входили 3 реставратора (один по скульптуре), делопроизводитель и его помощник. Небольшие изменения по сравнению с 1863 годом были внесены в штат неклассных служащих, куда входили гоф-фурьер, 2 его помощника, 40 галерейных служителей, 2 сторожа, швейцар и его помощник.
Следует отметить также, что в последней четверти XIX — начале XX века существовала такая категория служащих, как «причисленные к Эрмитажу». За их занятия не полагалось денежного вознаграждения, хотя они рассматривались как государственные служащие. Некоторым из таких служащих устанавливалась плата, как вольнонаёмным. Многие сотрудники Эрмитажа состояли в музее сверх штата. Среди «причисленных к Эрмитажу» были знаменитый ювелир К.А. Фаберже, крупнейший египтолог В.С. Голенищев, историк искусства А.А. Трубников и многие другие.
До 1917 года штат музея практически оставался неизменным, исключение составляло незначительное увеличение галерейных служителей и сторожей в 1893 и в 1902 годах.
В мае 1914 года директором музея Д.И. Толстым (1860-1941) был составлен проект нового штата Императорского Эрмитажа. В объяснительной записке к этому проекту он обосновал необходимость изменения штатов музея, увеличения окладов содержания его сотрудников и усиление личного состава.
Новый проект предполагал введение должности учёного секретаря, так как в музее существовал целый ряд вопросов, не входящих в круг компетенции ни одного из отделений и канцелярии: участие в различных отечественных и зарубежных мероприятиях (выставках, съездах, совещаниях, союзах и т.п., представительствах в комиссиях и комитетах).
Общее управление отделениями в научном, административном и техническом отношении по-прежнему осуществляли старшие хранители, число которых определялось количеством отделений (5). Непосредственными исполнителями научных и административных обязанностей являлись хранители, число которых предполагалось увеличить до 17 (вместо 7).
В помощь хранителям намечалось вновь ввести должности помощников хранителей (13), на которых возлагались текущие дела: административная и деловая переписка, ведение отчётности, заведование библиотеками отделений, надзор за копированием и фотографированием, за публикой и внешним порядком (насколько это превышало обязанности гоф-фурьера) и т.п. Кроме того, введение должности помощника хранителя Д.И. Толстой считал необходимым для подготовки молодых ученых к музейной деятельности и замещений вакансий хранителей.
Помимо этого проект предполагал увеличить число реставраторов с 3 до 6. Здесь же Толстой впервые ставит вопрос о введении в музее должности архивариуса, которому помимо архива предполагалось поручить заведование общей исторической библиотекой Эрмитажа.
Таким образом, по сравнению с 1902 годом, число классных должностей должно было увеличиться в 2,5 раза (с 18 до 45).
В связи с увеличением притока посетителей [8] и возросшим количеством экспонатов проект предполагал изменение штата неклассных служащих. Число галерейных служителей увеличивалось до 61. Помимо гоф-фурьера, его помощников, швейцара и сторожей, вводились должности оружейника, переплётчика, столяров, химика, писца.
Таким образом, штат Эрмитажа в 1914 году должен был состоять из 125 служащих.
Осуществлению этого проекта помешало начало Первой мировой войны. Дальнейшие изменения структуры музея и его штатов связаны уже с послереволюционным периодом.
Справочник содержит сведения о жизни и деятельности 125 сотрудников музея. В него вошли:
Биографические очерки и справки, основой для которых послужили личные дела сотрудников Императорского Эрмитажа, хранящиеся в архиве музея, а также сведения из других источников. Очерки не равноценны, так как наряду с выдающимися деятелями культуры и искусства в Эрмитаже работали сотрудники, сведения о которых почти не сохранились. Поэтому отдельные справки построены только на материалах личных дел. Отсутствие каких-либо данных в той или иной статье означает, что к настоящему времени их не удалось выявить. Написание имён, фамилий и должностей, названий учреждений и орденов — в соответствии с записями в личном деле. Названы места захоронений, если они известны.
Сочинения — перечислены основные труды в хронологической последовательности изданий. При наличии полной библиографии работ на неё даётся ссылка.
Справочные издания — перечень использованных энциклопедий, справочников, биографических словарей в хронологическом порядке.
Литература — различные издания (монографии, публикации по истории Эрмитажа, материалы научных конференций, некрологи, в отдельных случаях — мемуары и др.), в которых содержатся сведения о жизни и деятельности указанного лица. Номера страниц приведены, если в источнике нет именного указателя.
Архивы — ссылки на Архив Эрмитажа и другие архивы.
К справочнику прилагаются список сокращений названий учреждений и обществ и именной указатель. Издание иллюстрировано 76 портретами сотрудников Эрмитажа.
Авторы приносят искреннюю благодарность сотрудникам Института русской литературы (Пушкинский Дом), архивов Академии художеств и Русского музея, а также научных отделов и библиотек Эрмитажа, оказавшим содействие в работе над этим справочником. Е.М. Яковлева
[1] Так как некоторые сотрудники работали в Эрмитаже ещё до открытия публичного музея в 1852 году, а другие продолжали работать в Эрмитаже после революции 1917 года, временны́е границы справочника несколько расширены.[2] Датой образования Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Берлине была приобретена первая крупная коллекция картин у купца Иоганна Эрнеста Гоцковского.[3] Тенденция XVIII века назначать художников хранителями галерей держалась довольно долго в Европе в течение всей первой половины XIX века. В России этот порядок практически сохранялся до конца XIX века.[4] С 1805 по 1816 год Эрмитаж находился в ведении обер-гофмаршала Н.А. Толстого (1765-1816).[5] Одновременно с 1818 года Х.Д. Френ был директором Азиатского музея Кунсткамеры.[6] Рукописный каталог картин был составлен графом И.Э. Минихом при Екатерине II в 1773 году на французском языке.[7] Живопись русских художников также находилась в Эрмитаже, но в 1890-х годах картины передали в образованный в 1895 году Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).[8] Например, в 1880 году Эрмитаж посетило 50 000 человек, а в 1914 году — 180 000.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги