[ каталог выставки ]
Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций.
Каталог выставки в Государственном Эрмитаже.
СПб, 24 июня — 22 августа 2004 г.
// СПб: 2004. 256 с. ISBN 5-9501-0041-7
Предисловие.
А.Т. Адамова, А.Б. Никитин
Впервые после грандиозной выставки, открывшейся в Эрмитаже в 1935 г. в связи с проведением в Москве и Ленинграде III международного конгресса по иранской культуре и искусству, Эрмитаж организует выставку, представляющую памятники искусства Ирана с древнейших времён до конца XIX в.
Выставка 1935 г. продемонстрировала, что Эрмитаж обладает исключительной по своему богатству, разнообразию, территориальному и временному охвату коллекцией памятников культуры и искусства Ирана, видимо, одной из самых крупных в мире. Она была выстроена по принципу комплексного метода показа памятников и ставила задачу дать широкое представление о тех явлениях, которые имели место на Ближнем и Среднем Востоке с древнейших времён, и в то же время показать, что Иран был мощным культурным очагом, оказавшим огромное воздействие на соседние с ним страны.
Идея создания временной выставки «Иран в Эрмитаже: формирование коллекций» возникла в связи с проведением международной конференции, тема которой «История изучения культуры Ирана на Западе (XVII — начало XX века)». Цель выставки — отразить историю формирования коллекций иранских памятников в Эрмитаже, дать представление о наиболее богатых и значимых из них, а также, насколько возможно, показать в исторической перспективе основные направления изучения иранских памятников в Эрмитаже.
Выставка и каталог затрагивают в то же время ряд тем из истории культуры Ирана, которые в настоящее время разрабатываются в Эрмитаже наиболее активно.
Организаторы временной выставки рассчитывали на то, что она станет дополнением к постоянной экспозиции, располагающейся на третьем этаже Зимнего дворца в залах №383-387 и 391-394, где показаны лучшие памятники, имеющиеся в музее.
Выставка «Иран в Эрмитаже» представляет более трёхсот произведений, главным образом из фондов музея, большая часть которых прежде не выставлялась и не публиковалась. В целом она
(8/9)
следует хронологическому принципу распределения материала и имеет четыре раздела. Первый показывает памятники древние и раннесредневековые, созданные до вовлечения Ирана в VII в. в круг стран с господствующей мусульманской религией, что повлекло за собой кардинальные изменения в культуре. Древний период представлен немногими, но чрезвычайно выразительными экспонатами из эрмитажной коллекции, каждый из которых имеет свою собственную историю, связанную с историей отношений между Россией и Ираном или с историей изучения иранской культуры в России.
Второй раздел выставки демонстрирует памятники средневековые, «мусульманского» периода и включает разные виды изобразительного и прикладного искусства Ирана. Раннемусульманский период (VIII-X вв.) представлен почти исключительно произведениями торевтики, сельджукская эпоха (XI — первая треть XIII вв.) — великолепным собранием расписанных люстром и кобальтом изразцов, некогда украшавших мавзолеи, время правления Сефевидов (XVI — первая треть XVIII вв.) — произведениями миниатюрной живописи и богатейшими коллекциями декоративно-прикладного искусства. Во второй половине XVIII в. (время правления династии Зендов) продолжаются традиции сефевидской эпохи, чем и объясняется включение произведений этого периода во второй раздел.
Третий раздел посвящён, главным образом, культуре и искусству Ирана периода правления Каджарской династии (1785-1925), когда культура Ирана испытывала сильное влияние Запада, а её живопись по многим внешним признакам (письмо маслом, особенности портретного жанра) приблизилась к живописи Западной Европы.
В четвёртом разделе, завершающем экспозицию, впервые показаны хранящиеся в Отделе истории русской культуры и Отделе западноевропейского искусства произведения русских художников (а также западноевропейских художников, работавших в России), в которых нашли отражение русско-иранские дипломатические отношения.
Внутри разделов памятники представлены либо по материалам (живопись, разные виды прикладного искусства), что позволяет наиболее ясно показать способы и характер формирования коллекций в Эрмитаже, либо группами, иллюстрирующими определённую тему. Такой подход позволяет также дать представление об основных направлениях изучения искусства Ирана в Эрмитаже.
Организаторы выставки выражают надежду, что представленные на выставке и опубликованные в каталоге новые материалы послужат стимулом для дальнейшего, более разностороннего и глубокого изучения памятников.
|