● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]Строгановы. Меценаты и коллекционеры./ Каталог выставки. СПб: «Славия». 2003. 312 с. ISBN 5-9501-0031-X
Науч.ред. Г.В. Вилинбахов. Содержание (развёрнуто)
Вступительное слово М.Б. Пиотровского. — 7
К святости через искусство.
С.О. Кузнецов. Династия Строгоновых. — 11
Строгановы и Сольвычегодск.
Т.Б. Вилинбахова. Строгановская школа иконописи. — 51И.И. Плешанова. Произведения прикладного искусства строгановских мастеров XVI-XVII веков. — 63Л.Д. Лихачёва. Строгановское шитьё. — 70
Строгановы — коллекционеры.
М.Ф. Коршунова. Коллекции Строгановых. — 73С.А. Строганов. Альбом картин. — 107А.А. Трофимова. Античные коллекции Строгановых: от неоклассицизма к эпохе исторических стилей. — 111Б.И. Маршак. Восточное серебро. — 129М.Я. Крыжановская. Памятники средневекового искусства в коллекции Строгановых. — 135В.В. Гурулёва. История поступления нумизматической коллекции Строгановых в Эрмитаж. — 143М.Л. Меньшикова. Китайское искусство в собрании Строгановых. — 151М.М. Дандамаева. Мексиканские древности. — 159
Меценаты.
C.A. Строганов. Строгановы — меценаты. — 163Е.В. Дерябина. Гюбер Робер и граф Александр Сергеевич Строганов. — 167В.-И.Т. Богдан. А.С. Строганов — президент Академии художеств. — 177Н.М. Мавродина. Декоративные изделия из камня. — 185А.Н. Гузанов. Андрей Никифорович Воронихин. — 191C.B. Любимцев. «Палаццо» на Невском. — 211
Каталог выставки [1-373]. — 216
Каталог выставки «Строгановы. Меценаты и коллекционеры» [Дополненная роспись со стр. 216].
Русское искусство. [1-124] — 217
Иконы [1-27]. — 217Живопись [28-33]. — 224Акварели [34-36]. — 226Портретная графика [37-38]. — 227Архитектурная графика [39-62]. — 228Скульптура [63-66]. — 232Декоративно-прикладное искусство [67-124]. — 233Ювелирное искусство [67-71]. — 233Серебро [72-77]. — 234Резные камни [78-82]. — 235Эмаль [83-86]. — 237Мебель [87-97]. — 238Резное дерево [98-99]. — 240Декоративный резной камень [100-114]. — 240Шитьё [115-122]. — 244Костюм [123-124]. — 247
Западноевропейское искусство XV-XIX вв. [125-229] — 247
Живопись [125-168]. — 247Италия [125-137]. —Испания [138-139]. — 251Голландия, Фландрия [140-148]. — 252Франция [149-168]. — 255Графика [169-177]. — 261Скульптура [178-180]. — 263Декоративно-прикладное искусство [181-229]. — 265Ювелирное искусство [181-189]. — 265Серебро [190-200]. — 267Резные камни [201-212]. — 269Фарфор [213]. — 272Мебель [214-216]. — 272Модели [217-220]. — 273Резная кость [221]. — 275Бронза [222-229]. — 275
Античное искусство. [230-272] — 276
Мраморная скульптура [230-234]. — 276Южноиталийские вазы [235-236]. — 279Этрусские вазы [237]. — 280Аттические вазы [238-240]. — 280Бронза [241-254]. — 280Резные камни [255-256]. — 282Раннегреческая керамика [257]. — 282Терракоты [258-261]. — 283Стекло [262-272]. — 283
Средневековое искусство Западной Европы. [273-293] — 285
Искусство доколумбовой Америки. [294-300] — 287
Искусство стран Востока. [301-323] — 288
Китай [301-314]. — 288Япония [315]. — 292Серебро стран Востока [316-321]. — 292Печати [322]. — 294Византийское искусство [323]. — 294
Нумизматика. [324-361] — 295
Монеты [324-342]. — 295Медали и жетоны [343-356]. — 297Ордена и орденские знаки [357-361]. — 300
Архивные материалы. [362-365] — 301
Книги. [366-373] — 302
Библиография. — 303Литература. — 309
[ Вступительное слово. ] ^
Строгановы — одно из наиболее поражающих воображение имён в российской истории. Это не просто имя. Для русского человека это целый мир. Строгановы были талантливыми и предприимчивыми дельцами, возможно, богатейшими людьми на земле в то время. Они были образованными и строгими хозяевами, успешно управлявшимися со своенравным народом на обширной территории. Богатые и знаменитые, Строгановы играли важную роль в политической и общественной жизни России, и подарили ей выдающихся личностей, которые чувствовали себя как дома и в России, и в Европе.
Фамилия Строганов связана как с названием школы иконописи, так и с декоративным стилем обработки натуральных камней с использованием позолоченной бронзы. Семья Строгановых бережно хранила традиции старой Руси, но была открыта и для новых европейских течений. Особенно Строгановым импонировала Франция и Французская революция. Строгановы олицетворяли собой суть нации, которая на протяжении веков стала мировой державой благодаря своему природному таланту, тягой к самосовершенствованию и амбициям.
Коллекционированием предметов искусства Строгановы начали заниматься благодаря своему богатству. Они обогащали свою жизнь произведениями искусства, как из чистой любви к нему, так и из сознания того, что коллекционирование было символом мировой власти. Великие предприниматели инстинктивно чувствовали аутентичное искусство, которое противится течению времени (одновременно увеличиваясь в цене), выдающиеся аристократы культивировали хороший вкус, прививая его своим наследникам. Естественная комбинация этих качеств в членах семьи Строгановых привела к тому, что в их дворцах были собраны уникальные ценности. Их знаменитые коллекции поражали воображение современников. Сегодня многие музеи и владельцы частных коллекций гордятся наличием в своих собраниях произведений искусства, когда-либо принадлежавших семье Строгановых. Однако многое, тщательно собиравшееся веками, было утрачено во время войн и революций. Предметы прикладного искусства из строгановских дворцов можно найти во многих коллекциях, и до сих пор на аукционах появляются предметы, принадлежавшие этой семье. Строгановские картины также переживали потрясения и прихотливые повороты судьбы, так, например, одна из работ Рембрандта, которая, в конце концов, оказалась в коллекции Лувра, несколько лет находилась в частной коллекции Гитлера.
Большинство из принадлежавших Строгановым произведений искусства, к счастью, осталось в России. Первый из филиалов Эрмитажа — музей в Строгановском дворце — был расформирован, а из самого дворца было вывезено большое количество мебели, некоторые предметы искусства были проданы за границу. Но с тех пор российские музеи — Эрмитаж и, особенно, Русский музей — прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить коллекции семьи Строгановых. Отдельные предметы рассредоточены по разным местам, доступны для каждого, и вновь служат Отечеству. Имя Строгановых нераздельно связано с этими вещами.
Не всегда в советское время было безопасно произносить вслух фамилию Строгановых, но каждому жителю тогдашнего Ленинграда было знакомо название великолепного дворца на перекрёстке Невского проспекта и набережной реки Мойки — Строгановский дворец. При проведении многих научных и культурных исследований это имя встречалось очень часто, даже просто потому, что оно напоминало о многом, например, о строгановской школе иконописи. Было совершенно очевидно, что их нельзя забыть и о них нельзя умолчать. Память о том, что было сделано с помощью Строгановых, оказалась сильнее, чем политические потрясения или искажения исторических фактов.
Однако мы сами тоже не безгрешны. Как ни велико наше уважение к семье Строгановых и наша забота об их коллекциях, мы, сотрудники российских музеев, слишком мало сделали для того, чтобы сохранить и увековечить их наследие. Недостаточно, чтобы говорить о том, что они были великими коллекционерами: нам необходимо изучить подход Строгановых к коллекционированию и постоянно напоминать людям об их достижениях на этом поприще. Эта выставка и этот каталог — попытка частично восстановить историческую справедливость. Наша цель — напомнить о естественной связи между именем Строгановых и представленными на выставке удивительными шедеврами искусства мирового уровня.
Предметы искусства могут долгое время находиться в частных собраниях, но рано или поздно они оказываются в музеях. В большинстве случаев при передаче данных предметов в музеи происходит процесс их разделения, разлучаются подчас даже парные предметы, они выставляются совершенно в других интерьерах, приобретают другое звучание. Это естественный процесс. Однако рано или поздно наступает момент, когда возникает непреодолимое желание представить себе, как эти предметы существовали изначально, с тем, чтобы получить представление о человеке или о семье, их приобретавших, остановивших именно на этих предметах свой коллекционерский глаз. Это нормальный шаг в изучении культурного наследия. Нам хочется получить представление о личностях, которые скрываются за этими произведениями искусства — не только о тех, кто их создавал, но и о тех, кто приобретал и впоследствии наслаждался своими приобретениями.
Руководствуясь этим желанием, Эрмитаж провёл за несколько последних лет серию выставок, посвящённых отдельным личностям в искусстве. Для России это очень важный момент — познакомить посетителя не только с известными именами в искусстве, но и вернуть в историю культуры страны личностное восприятие оной.
Выставка «Строгановы. Меценаты и коллекционеры» — одна из выставок этой серии. Она уникальна тем, что охватывает широкий исторический пласт, и направлена на восприятие зрителем не только в России, но и во всем мире. Одной из движущих сил в организации этой выставки является живой представитель семьи Строгановых — Элен де Людингхаузен, источник вдохновения и гордость этой выставки. Таким образом, Строгановы продолжают своё служение России, продолжают удивлять и поражать мир. Их бесценным наследием оказана честь многим людям и организациям, которые благодарны друг другу и судьбе в деле объединения усилий в том, чтобы в мире вновь заговорили о шедеврах коллекции Строгановых... и о причудливом течении культурной истории России.
М.Б. Пиотровский,
наверх |