● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Строгановы. Меценаты и коллекционеры. [каталог выставки] СПб: «Славия». 2003. [ каталог выставки ]

Строгановы. Меценаты и коллекционеры.

/ Каталог выставки. СПб: «Славия». 2003. 312 с. ISBN 5-9501-0031-X

 

Науч.ред. Г.В. Вилинбахов.

Содержание (развёрнуто)

 

Вступительное слово М.Б. Пиотровского. — 7

 

К святости через искусство.

 

С.О. Кузнецов. Династия Строгоновых. — 11

 

Строгановы и Сольвычегодск.

 

Т.Б. Вилинбахова. Строгановская школа иконописи. — 51

И.И. Плешанова. Произведения прикладного искусства строгановских мастеров XVI-XVII веков. — 63

Л.Д. Лихачёва. Строгановское шитьё. — 70

 

Строгановы — коллекционеры.

 

М.Ф. Коршунова. Коллекции Строгановых. — 73

С.А. Строганов. Альбом картин. — 107

А.А. Трофимова. Античные коллекции Строгановых: от неоклассицизма к эпохе исторических стилей. — 111

Б.И. Маршак. Восточное серебро. — 129

М.Я. Крыжановская. Памятники средневекового искусства в коллекции Строгановых. — 135

В.В. Гурулёва. История поступления нумизматической коллекции Строгановых в Эрмитаж. — 143

М.Л. Меньшикова. Китайское искусство в собрании Строгановых. — 151

М.М. Дандамаева. Мексиканские древности. — 159

 

Меценаты.

 

C.A. Строганов. Строгановы — меценаты. — 163

Е.В. Дерябина. Гюбер Робер и граф Александр Сергеевич Строганов. — 167

В.-И.Т. Богдан. А.С. Строганов — президент Академии художеств. — 177

Н.М. Мавродина. Декоративные изделия из камня. — 185

А.Н. Гузанов. Андрей Никифорович Воронихин. — 191

C.B. Любимцев. «Палаццо» на Невском. — 211

 

Каталог выставки [1-373]. — 216

 

Каталог выставки «Строгановы. Меценаты и коллекционеры» [Дополненная роспись со стр. 216].

 

Русское искусство. [1-124] — 217

 

Иконы [1-27]. — 217

Живопись [28-33]. — 224

Акварели [34-36]. — 226

Портретная графика [37-38]. — 227

Архитектурная графика [39-62]. — 228

Скульптура [63-66]. — 232

Декоративно-прикладное искусство [67-124]. — 233

Ювелирное искусство [67-71]. — 233

Серебро [72-77]. — 234

Резные камни [78-82]. — 235

Эмаль [83-86]. — 237

Мебель [87-97]. — 238

Резное дерево [98-99]. — 240

Декоративный резной камень [100-114]. — 240

Шитьё [115-122]. — 244

Костюм [123-124]. — 247

 

Западноевропейское искусство XV-XIX вв. [125-229] — 247

 

Живопись [125-168]. — 247

Италия [125-137]. —

Испания [138-139]. — 251

Голландия, Фландрия [140-148]. — 252

Франция [149-168]. — 255

Графика [169-177]. — 261

Скульптура [178-180]. — 263

Декоративно-прикладное искусство [181-229]. — 265

Ювелирное искусство [181-189]. — 265

Серебро [190-200]. — 267

Резные камни [201-212]. — 269

Фарфор [213]. — 272

Мебель [214-216]. — 272

Модели [217-220]. — 273

Резная кость [221]. — 275

Бронза [222-229]. — 275

 

Античное искусство. [230-272] — 276

 

Мраморная скульптура [230-234]. — 276

Южноиталийские вазы [235-236]. — 279

Этрусские вазы [237]. — 280

Аттические вазы [238-240]. — 280

Бронза [241-254]. — 280

Резные камни [255-256]. — 282

Раннегреческая керамика [257]. — 282

Терракоты [258-261]. — 283

Стекло [262-272]. — 283

 

Средневековое искусство Западной Европы. [273-293] — 285

 

Искусство доколумбовой Америки. [294-300] — 287

 

Искусство стран Востока. [301-323] — 288

 

Китай [301-314]. — 288

Япония [315]. — 292

Серебро стран Востока [316-321]. — 292

Печати [322]. — 294

Византийское искусство [323]. — 294

 

Нумизматика. [324-361] — 295

 

Монеты [324-342]. — 295

Медали и жетоны [343-356]. — 297

Ордена и орденские знаки [357-361]. — 300

 

Архивные материалы. [362-365] — 301

 

Книги. [366-373] — 302

 

Библиография. — 303

Литература. — 309

 


 

[ Вступительное слово. ]   ^

 

Строгановы — одно из наиболее поражающих воображение имён в российской истории. Это не просто имя. Для русского человека это целый мир. Строгановы были талантливыми и предприимчивыми дельцами, возможно, богатейшими людьми на земле в то время. Они были образованными и строгими хозяевами, успешно управлявшимися со своенравным народом на обширной территории. Богатые и знаменитые, Строгановы играли важную роль в политической и общественной жизни России, и подарили ей выдающихся личностей, которые чувствовали себя как дома и в России, и в Европе.

 

Фамилия Строганов связана как с названием школы иконописи, так и с декоративным стилем обработки натуральных камней с использованием позолоченной бронзы. Семья Строгановых бережно хранила традиции старой Руси, но была открыта и для новых европейских течений. Особенно Строгановым импонировала Франция и Французская революция. Строгановы олицетворяли собой суть нации, которая на протяжении веков стала мировой державой благодаря своему природному таланту, тягой к самосовершенствованию и амбициям.

 

Коллекционированием предметов искусства Строгановы начали заниматься благодаря своему богатству. Они обогащали свою жизнь произведениями искусства, как из чистой любви к нему, так и из сознания того, что коллекционирование было символом мировой власти. Великие предприниматели инстинктивно чувствовали аутентичное искусство, которое противится течению времени (одновременно увеличиваясь в цене), выдающиеся аристократы культивировали хороший вкус, прививая его своим наследникам. Естественная комбинация этих качеств в членах семьи Строгановых привела к тому, что в их дворцах были собраны уникальные ценности. Их знаменитые коллекции поражали воображение современников. Сегодня многие музеи и владельцы частных коллекций гордятся наличием в своих собраниях произведений искусства, когда-либо принадлежавших семье Строгановых. Однако многое, тщательно собиравшееся веками, было утрачено во время войн и революций. Предметы прикладного искусства из строгановских дворцов можно найти во многих коллекциях, и до сих пор на аукционах появляются предметы, принадлежавшие этой

(7/8)

семье. Строгановские картины также переживали потрясения и прихотливые повороты судьбы, так, например, одна из работ Рембрандта, которая, в конце концов, оказалась в коллекции Лувра, несколько лет находилась в частной коллекции Гитлера.

 

Большинство из принадлежавших Строгановым произведений искусства, к счастью, осталось в России. Первый из филиалов Эрмитажа — музей в Строгановском дворце — был расформирован, а из самого дворца было вывезено большое количество мебели, некоторые предметы искусства были проданы за границу. Но с тех пор российские музеи — Эрмитаж и, особенно, Русский музей — прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить коллекции семьи Строгановых. Отдельные предметы рассредоточены по разным местам, доступны для каждого, и вновь служат Отечеству. Имя Строгановых нераздельно связано с этими вещами.

 

Не всегда в советское время было безопасно произносить вслух фамилию Строгановых, но каждому жителю тогдашнего Ленинграда было знакомо название великолепного дворца на перекрёстке Невского проспекта и набережной реки Мойки — Строгановский дворец. При проведении многих научных и культурных исследований это имя встречалось очень часто, даже просто потому, что оно напоминало о многом, например, о строгановской школе иконописи. Было совершенно очевидно, что их нельзя забыть и о них нельзя умолчать. Память о том, что было сделано с помощью Строгановых, оказалась сильнее, чем политические потрясения или искажения исторических фактов.

 

Однако мы сами тоже не безгрешны. Как ни велико наше уважение к семье Строгановых и наша забота об их коллекциях, мы, сотрудники российских музеев, слишком мало сделали для того, чтобы сохранить и увековечить их наследие. Недостаточно, чтобы говорить о том, что они были великими коллекционерами: нам необходимо изучить подход Строгановых к коллекционированию и постоянно напоминать людям об их достижениях на этом поприще. Эта выставка и этот каталог — попытка частично восстановить историческую справедливость. Наша цель — напомнить о естественной связи между именем Строгановых и представленными на выставке удивительными шедеврами искусства мирового уровня.

 

Предметы искусства могут долгое время находиться в частных собраниях, но рано или поздно они оказываются в музеях. В большинстве случаев при передаче данных предметов в музеи происходит процесс их разделения, разлучаются подчас даже парные предметы, они выставляются совершенно в других интерьерах, приобретают другое звучание. Это естественный процесс. Однако рано или поздно наступает момент, когда возникает

(8/9)

непреодолимое желание представить себе, как эти предметы существовали изначально, с тем, чтобы получить представление о человеке или о семье, их приобретавших, остановивших именно на этих предметах свой коллекционерский глаз. Это нормальный шаг в изучении культурного наследия. Нам хочется получить представление о личностях, которые скрываются за этими произведениями искусства — не только о тех, кто их создавал, но и о тех, кто приобретал и впоследствии наслаждался своими приобретениями.

 

Руководствуясь этим желанием, Эрмитаж провёл за несколько последних лет серию выставок, посвящённых отдельным личностям в искусстве. Для России это очень важный момент — познакомить посетителя не только с известными именами в искусстве, но и вернуть в историю культуры страны личностное восприятие оной.

 

Выставка «Строгановы. Меценаты и коллекционеры» — одна из выставок этой серии. Она уникальна тем, что охватывает широкий исторический пласт, и направлена на восприятие зрителем не только в России, но и во всем мире. Одной из движущих сил в организации этой выставки является живой представитель семьи Строгановых — Элен де Людингхаузен, источник вдохновения и гордость этой выставки. Таким образом, Строгановы продолжают своё служение России, продолжают удивлять и поражать мир. Их бесценным наследием оказана честь многим людям и организациям, которые благодарны друг другу и судьбе в деле объединения усилий в том, чтобы в мире вновь заговорили о шедеврах коллекции Строгановых... и о причудливом течении культурной истории России.

 

М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки