[ сборник ]
Евразийское пространство. Звук, слово, образ.
// М.: «Языки славянской культуры». 2003. 584 с.
ISSN 1727-1630; ISBN 5-94457-137-3
Отв.ред. Вяч.Вс. Иванов.
[ аннотация: ]
Этот многоликий по материалу и составу участников сборник посвящён изучению широкого спектра гуманитарных проблем, объединённых представлением о пространстве и его образе в культуре. Основное место занимает тема евразийского пространства, восходящая к философским идеям Н.С. Трубецкого и его единомышленников — идеям, нашедшим своё экспериментальное воплощение в музыкальной и поэтической культуре русского авангарда. Своеобразный научный эксперимент ставят, в свою очередь, и авторы сборника, выводя анализ проблемы на стык естественных и гуманитарных наук — от акустики до семиотики, рассматривая соотношение звука и пространства как особым образом организованный и «привязанный к месту» фрагмент ноосферы.
Представленный в сборнике материал вызовет несомненный интерес у широкого круга специалистов — от антропологов и фольклористов до филологов, культурологов и музыковедов.
Содержание
От составителей. — 9
Фольклор и мифология.
Вяч.Вс. Иванов. Евразийские эпические мифологические мотивы. — 13
С. Ginzburg. On the Eurasian Roots of the Witches’ Sabbath Stereotype. — 54
E.Г. Рабинович. Незримая граница. — 64
Я.В. Васильков. Домаурийское искусство Индии в курганах Южной Сибири: идентификация сюжета на зеркале из могильника Рогозиха-1. — 84
С.Ю. Неклюдов. Специфика слова и текста в устной традиции. — 108
A.К. Байбурин. Окно в звуковом пространстве. — 120
Е.С. Новик. Мифологические представления о голосе в фольклоре и верованиях народов Сибири. — 134
Н.Б. Вахтин. О значении звука в сказочном тексте. — 157
B.Л. Кляус. Этномузыкальные и заговорно-заклинательные традиции Забайкалья в дискурсе восприятия и оценок. — 170
Литература.
В.Н. Топоров. О романе Андрея Белого «Петербург» и его фоносфере в «евразийской» перспективе. — 181
М.Л. Спивак. Звукообразы Невидимого града (Андрей Белый в работе над трилогией «Восток или Запад»). — 226
В. Вестстейн. Трубецкой и Хлебников. — 237
В.П. Григорьев. Славь/немь, Восток/Запад, «зангезийство»/? (три оппозиции в идеостиле В. Хлебникова). — 249
X. Баран, А.Е. Парние. «Анабасис» Велимира Хлебникова: Заметки к теме. — 267
А.Е. Парние. «Евразийские» контексты Хлебникова: от «калмыцкого мифа» к мифу о «единой Азии». — 299
Л.Л. Гервер. Движение «от» — «в» в поэме Хлебникова «И вот зелёное ущелие Зоргама...». — 345
H.Я. Перцова. Куда идёт слон из стихотворения В. Хлебникова «Меня проносят на слоновых...». — 359
М.И. Шапир. Время и пространство в поэтическом языке раннего Мандельштама. — 371
Ф. Двинятин. Заумный Щерба: к поэтике фразы про глокую куздру. — 383
Музыка.
И.И. Земцовский. Звучащее пространство Евразии (Предварительные тезисы к проблеме). — 397
I. Reznikoff. On the Notion of Eurasian Music. — 409
В.Л. Марченков. Монофония, полифония и личность: мечта о русском многоголосье. — 415
А.Л. Бретаницкая. Петр Сувчинский и проблема Времени и Пространства в контексте художественной и философской мысли XX века. — 435
П. Сувчинский. Понятие времени и Музыка: (Размышления о типологии музыкального творчества) (пер. с фр. Т.В. Цивьян). — 471
И.Г. Вишневецкий. Из эстетики и практики музыкального евразийства. — 482
М. Ланглебен. Русская речь и русский стих в мелодиях С.С. Прокофьева. — 549
|