[ сборник ]
История и языки Древнего Востока.
Памяти И.М. Дьяконова.
// СПб: «Петербургское Востоковедение». 2002. 416 с.
ISBN 5-85803-202-8 («Orientalia»)
Редколлегия: В.А. Лившиц (председатель), И.Н. Медведская, В.А. Якобсон.
Содержание
Е.В. Антонова. Бактрия и Маргиана в эпоху бронзы: некоторые наблюдения. — 6
Н.В. Арутюнян. К интерпретации надписи Менуа из Анзавуртепе. — 19
A.Г. Белова. К вопросу о структуре семитского корня. — 29
Г.Г. Гиоргадзе. Наблюдения над хеттским текстом Maşat-Höyük 52. — 37
Р.А. Грибов. Царский «дом женщин» в Мари. — 44
М.А. Дандамаев. Предпринимательская деятельность одной писцовой семьи из Вавилона. — 53
M.M. Дандамаева. Понятия «Ассирия», «Вавилония», «Месопотамия» в античной традиции. — 60
Т.Я. Елизаренкова, В.Н. Топоров. Др.-инд. védi-: глубинный смысл и этимология. Ритуальные истоки комплекса «знание — рождение». — 72
B.В. Иванов. Хурритское endan «царь» и происхождение хурритского -nd- (носовой+зубной+смычный). — 92
А.И. Иванчик. К вопросу о «переднеазиатских изображениях» евразийских номадов. — 102 (См. файл на academia.edu)
А.Я. Каковкин. Первое совершённое Христом чудо на памятниках коптского искусства. — 119
И.Т. Канева. Шумерские сложноподчинённые предложения: попытка классификации. — 125
Г.X. Каплан. К вопросу о видо-временной системе в аккадском языке. — 133
C.М. Кашкай. Нахичеванская зона в период урартских завоеваний. — 140
Л.Е. Коган, А.Ю. Милитарёв. Новые и уточнённые этимологии аккадских анатомических терминов (по материалам «Семитского этимологического словаря»). — 146
Н.В. Козлова. Один пример «ложного» имени собственного в шумерских хозяйственных документах эпохи III династии Ура. — 157
С.Г. Кошурников. Займы ana ḫubullim, ana zērānī в Старовавилонский период. — 178
А.В. Косян. Лувийцы, фригийцы и мушки (к этнополитической истории Малой Азии в VIII-VII вв. до н.э.). — 187
Б.А. Литвинский. Навершие Ахеменидского времени из Храма Окса (Бактрия). — 197
И.Н. Медведская. Взлёт и падение Мидии. — 212
A.В. Немировская. Ещё раз о глагольной инновации в семитских языках. — 226
M.H. Погребова. К формированию культуры эпохи поздней бронзы в Восточном Закавказье. — 232
B.Я. Порхомовский. И.М. Дьяконов и семито-хамитское историческое языкознание. — 249
И.С. Свенцицкая. Особенности культа императора в малоазийских провинциях в I в. н.э. — 259
О.В. Столбова. Аккадско-чадские лексические параллели. — 268
И.Р. Тантлевский. Монотеизм Пятикнижия и полемика с культом духов предков. Библейские и ханаанейские представления о бессмертии души в загробном мире. — 280
C.Р. Тохтасьев. Имя киммерийского царя ΛΥΓΔΑΜΙΣ. — 299
H. Хазарадзе. «Западные мушки» в Центральной Анатолии. — 307
М.Л. Хачикян. Историко-типологический анализ эламского, хурритского и урартского языков: параллели и расхождения. — 314
Н.О. Чехович. Вавилоняне — служители храмов: в Вавилонии или в Финикии? — 327
В.А. Якобсон. Законы и законность в древней Месопотамии (старовавилонский период). — 344
И.Б. Янковская. Казначейство города Ашшура — пролог империи («Возвращение к матери» = AMA-AR-GI4). — 353
Предисловие к библиографии. — 364
Библиография. — 381
Список сокращений. — 406
Содержание. — 409
Предисловие. ^
Ученики, друзья и почитатели Игоря Михайловича Дьяконова посвящают его светлой памяти этот сборник. Большое тематическое разнообразие нашего сборника и всех других готовящихся сборников далеко не полностью отобразит удивительную, беспримерную в наше время разносторонность интересов и занятий Игоря Михайловича, место, занимавшееся им в науке. Он был историком и лингвистом, филологом и переводчиком. Уже одно это перечисление видов его деятельности способно удивить любого, кто понимает, какие для этого необходимы знания и работоспособность. Но если это перечисление развернуть, если указать, что он занимался политической, этнической, социально-экономической и культурной историей всего древнего Ближнего Востока, а также общетеоретическими проблемами истории человечества (историософией), что его лингвистические штудии охватывали пять самостоятельных языковых семей, что его переводы древневосточных литературных памятников стали неотъемлемой частью русской культуры, станет понятен и неспециалисту масштаб постигшей нас всех утраты.
Но Игорь Михайлович был не только великим учёным, но и замечательным человеком. Большая часть его научной деятельности протекала в очень трудные для гуманитарных наук времена, но он доказал, что можно сохранять высокую порядочность даже в таких условиях. Его непререкаемый моральный авторитет и высочайшая научная репутация создали особо благоприятную атмосферу для развития науки о древнем Востоке в нашей стране, и влияние этой науки сказывалось во всем мире. Игорь Михайлович был твёрдо убеждён, что все учёные всего мира составляют единую братскую семью, всегда вёл себя в соответствии с этим убеждением и многих обратил в свою веру. Нам приятно, что вместе с питерцами и москвичами в этом сборнике принимают участие и наши коллеги из стран Закавказья: школа И.М. Дьяконова продолжает существовать.
Нам жаль, что не всем желающим почтить память Игоря Михайловича удалось успеть к назначенному сроку. Но до этого срока мы никому не отказывали, а при подготовке сборника к печати не производили никакого отбора и никакого редактирования, кроме чисто технического. Предлагаемый вниманию читателей сборник — скромная дань памяти великого учёного и замечательного человека. Нам очень трудно без него, но, хотя жизнь и коротка, наука вечна.
|