[ сборник ]
Финно-угры и соседи:
проблемы этнокультурного взаимодействия
в Балтийском и Баренцевом регионах.
// Сборник научных трудов. СПб: «Арт-люкс». 2002. 281 с. ISBN 5-900293-13-0
Отв.ред. О.М. Фишман.
[ аннотация: ]
В основу данного издания положены материалы IV Международных финно-угорских чтений, состоявшихся в 1997 г. в Российском Этнографическом музее (Санкт-Петербург). Статьи сборника освещают актуальные проблемы этнокультурного взаимодействия финно-угров и их соседей в Балтийском и Баренцевом регионах, интерес к которому неуклонно возрастает.
Междисциплинарный характер сборника обусловлен участием в нём этнографов, историков, фольклористов, религиоведов из России, Эстонии и Финляндии. В определённой степени содержание и характер сборника раскрывают наименования двух его разделов: «Проблемы взаимодействия группового и личностного самосознания» и «Этнокультурные и религиозные аспекты межэтнических контактов». Значительная часть статей представляет собой результаты современных исследований в области истории, культуры, религии и психологии финно-угров, славян и балтов, в которых обозначены авторские подходы к изучению заявленной проблематики. Кроме того в сборнике представлены первые аналитические публикации оригинальных полевых и документальных материалов.
Трудности, связанные с финансированием издания, задержали его выход в свет на целых пять лет, но, несмотря на это, редколлегия полагает, что сборник не утратил своей научной значимости и профессиональной ценности.
Содержание
Список сокращений. — 5
Раздел I.
Проблемы взаимодействия группового и личностного самосознания.
Фишман О.М. Историческая память как категория народной культуры. — 9
Заднепровский А.Ю. Культура народов Санкт-Петербургской губернии (по материалам отечественной периодики XIX в.). — 33
Дубровская Е.Ю. Финны и карелы на страницах финляндской русскоязычной периодики начала XX в. — 44
Засецкая М.Л. К вопросу об истории формирования «петербургской группы» эстонцев-переселенцев (опыт периодизации эстонской миграции). — 55
Леэте А. Сету как собеседники. — 71
Тынурист И. Эстонский цитрообразный каннель в качестве русского народного инструмента. — 77
Куропятник М.С. Билатеральный счёт родства и этносоциология саамов. — 87
Винокурова Т.Ю. О культе медведя у вепсов (итоги комплексного изучения проблемы). — 102
Раздел II.
Этнокультурные и религиозные аспекты межэтнических контактов.
Островский А.Б. Староверы и мирские: социально-психологические аспекты межконфессионального взаимодействия. — 115
Чувьюров А.А. Культура и быт коми старообрядцев-беспоповцев: традиции и современность. — 132
Сурво А. К вопросу о теме смерти в колыбельных песнях (на материале финнов-савакотов Ингерманландии). — 151
Фишман О.М., Чичкина И.В. Старообрядчество как фактор стабильности этнолокальной общности тверских карел. — 166
Егоров С.Б. Феномен русско-вепсского пограничья. — 189
Плоткин К.М. Ареал сету: жертвоприношения и граница. — 197
Кондратьева О.А. Крестьянские сундуки народов Юго-Восточной Прибалтики и общеевропейские традиции их изготовления. — 210
Конкка А.П. Календарные обряды карел XIX — начала XX в. Святочное ряжение. — 218
Архимандрит Августин (Никитин). Карельские и финские переводы богослужебных книг (страницы истории). — 250
Бовкало А.А., Галкин А.К. Религиозная жизнь в Карелии в первое десятилетие после «Большого террора». — 263
Summary. — 279
|