[ сборник ]
История и культура Японии.
// М.: ИВ РАН, «Крафт+». 2002. 288 с.
[ аннотация: ]
В сборнике исследуются узловые проблемы истории японского общества и государства, его культуры и идеологии с древнейших времён до конца ХІХ века. В нём идёт речь о своеобразии японской культуры как целостной системы, влиянии дзэн-буддизма и древнекитайских учений на мышление японцев, национальной эстетической традиции, сохранившей громадное значение в наши дни. Вводятся в научный оборот новые материалы, добытые авторами непосредственно в ходе их исследований.
Отв.ред. В.М. Алпатов.
Содержание
Предисловие. — 4
Е.С. Бакшеев. Древнейшие истоки погребального обряда могары по археологическим данным периодов Дзёмон и Яёй. — 7
А.Н. Мещеряков. Возвышение рода Фудзивара (китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии VII-VIII вв.). — 26
М.В. Грачёв. О составе древнеяпонского придворного чиновничества в первой половине VIII в. — 63
Е.Б. Сахарова. К вопросу о степени контроля государством Ямато периферии (конец VII — начало VIII вв.). — 93
Е.К. Симонова-Гудзенко. Особенности восприятия пространства в эпоху «Манъё:сю». — 103
A.M. Горбылёв. Эволюция представлений о сакральном пространстве в VII-XV вв. «Мандализация» пространства. — 119
Э.Г. Ким. Первое японское посольство в Европу 1582-1585 гг. — 140
Н.Н. Трубникова. Знак и действительность в буддийском «тайном учении» Ку:кай. «Сё: дзи дзиссо:-ги» («О смысле слов: голос, знак и действительный облик»). — 150
Д.Г. Главева. Самосовершенствование и свободная воля в учении и практике дзэн-буддизма (на примере трактата Хакуина «Оратэгама»). — 178
Е.В. Африна. Особенности иконографии дзэнской монохромной живописи эпохи Муромати (на примере школы Ами). — 204
Е.М. Дьяконова. Старцы-рассказчики в «исторических повествованиях» эпох Хэйан и Камакура (XI-XIV вв.). — 211
И.А. Воронина. Художественный мир «Синкокинсю:». — 235
Т.Н. Снитко. К вопросу о специфике организации японского культурного пространства. — 252
|