[ сборник ]
Восток — Россия — Запад:
мировые религии и искусство.
Международная научная конференция. Тезисы докладов.
// СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2001. 232 с. ISBN 5-93572-045-0
На обложке: А. Дюрер. Руки молящегося. 1508. Вена, музей Альбертина.
Содержание
A.А. Аронова. «Метаморфозис» русской церковной архитектуры на рубеже XVII-XVIII веков. — 15
Н.А. Багровников. Отражение учения Лютера в титульном листе любекской Библии. — 19
B.А. Баранов. Крест против Иконы — интерпретация иконоборческого лозунга. — 22
В.Г. Белозёрова. Проблема демаркации религиозного и светского искусства в культуре Китая. — 24
В.В. Бычков. Своеобразие православного художественно-эстетического сознания в России. — 28
Е.Ю. Варшавская. Влияние иконографии грозных форм буддийских божеств на формирование историко-героического жанра в графике укиё-э. — 32
М.В. Васина. Проблема соотношения иконы и художественного образа в свете учения Восточной церкви. — 35
Г.И. Вздорнов. Русские церковные ризницы. — 39
Е.П. Викторова. К вопросу об использовании буддийской символики в гравюре укиё-э XIX в. Серия Итиюсай Куниёси «Митатэ дзюниси». — 42
Н.Н. Воробьёва. Картины-воспоминания «атеистического искусства» Р. Тагора. — 45
Л.Н. Вострецова. Религиозно-философские проблемы творчества Т.Н. Глебовой. — 49
В.С. Глаголев. Вехи отечественного христианского изобразительного искусства 1920-1990-х годов. — 52
A.А. Горматюк. Некоторые особенности средневековой живописи коптского Египта. — 56
П.Л. Гроховский. Религия и искусство: буддизм. — 59
B.Д. Дажина. Религиозная живопись Флоренции второй половины XVI века. — 62
Т.Ю. Дегтярёва. Архетипы христианского искусства как координатно-преобразуемые объекты, раскрывающие семантику единой универсалии. — 64
Е.В. Денисова. Изображения святых на перламутровых иконках и образках. — 68
Л.Г. Егорова, Д.В. Туманов. Православная иконопись в системе духовной публицистики средневековой Руси. — 70
C.А. Зинченко. Иранские мотивы в искусстве Древней Руси. — 73
М.К. Иванов. Образ «предстояния» и его реализация в канонической иконописи. — 76
А.Я. Каковкин. К вопросу об отражении догматики в литургических предметах. (Коптские просфоры в собрании Эрмитажа). — 80
Е.О. Калугина. Специфика художественного языка Луиса де Моралеса в контексте религиозно-мистических идей эпохи. — 83
С.Н. Кибирова. Интерпретация музыкальных сюжетов в росписях буддийских пещер Восточного Туркестана. — 87
Н.В. Кияченко. Сложение типологии японских буддийских мандал «старых» нарских школ в периоды Хэйан (794-1184) и Камакура (1184-1333). — 90
Н.Г. Краснодембская. Живопись и религия в традициях сингалов (Шри Ланка). — 93
Г.В. Ласикова. Текстильный узор Сефевидов: случайный выбор или суфийская программа? — 96
С.Н. Левандовский. Реальность невидимого: искусство как вид естественного богословия. — 100
К.Л. Лукичёва. Феномен религиозного искусства и его воплощение в западноевропейской романике. — 103
П.А. Лукичёва. Ритуальный танец и его пластическое выражение в китайской скульптуре периода династии Хань. — 107
В.Н. Мазурина. Маска в искусстве и ритуале (по материалам Непала). — 109
П.Г. Махо. Трансформации в религиозной жизни Италии конца XVII — начала XVIII века и специфика образности живописи А. Маньяско. — 112
И.Ф. Муриан. Взаимодействие сакрального и светского в искусстве. Канон и традиция. — 120
О.А. Назарова. Канон. Комментарий. Синтез. Искусство Флоренции XIV-XV веков. — 123
М.А. Неглинская. Образ «драгоценного слона — хранителя мира (тайпин баосян)» в китайских перегородчатых эмалях правления Цяньлун. — 127
Д.А. Ольшанский. Еврейская традиция в графике Виталия Воловича. — 131
И.А. Орецкая. Европейское культурное пространство в первой половине IX века: Рим, Византия, Каролинги. — 134
А.В. Пожидаева. Традиция иллюстрирования библейского текста в Европе V-XIII веков: роль копии, образца, инструкции. — 137
И.А. Припачкин. Древнерусская миниатюра о войне в контексте религиозных представлений общества. — 140
Н.В. Проказина. Голландское искусство XVII века и религиозные трансформации в Европе. — 143
B.Г. Пуцко. Византийская модель в новгородской каменной резьбе. — 147
Н.Г. Пчелин. Иезуитский орден и развитие астрономии в Китае в XVII-XVIII веках. — 151
Р.В. Реброва. Санкт-Петербургская епархия в Синодальный период. Форма, стиль, образ монастырских комплексов. — 154
C.К. Савватеев. Контрреформация, религиозная иконография и «Искусство живописи» Франсиско Пачеко. — 157
С.О. Семёнова. Воплощение православного учения отцов Церкви в иконографии Ангелов. — 160
Е.А. Сердюк. Отбор как средство интерпретации континентальных образцов в буддийской пластике Японии VI-VIII веков. — 163
В.С. Соловьёв. Роль буддизма в культуре раннесредневекового Тохаристана. — 167
М.С. Стецкевич. Христианские конфессии и готическое Возрождение в Англии. — 170
Е.В. Тараканова. Церковь и Палестра. (Два образа веры итальянского фашизма). — 173
А.Т. Толстова. Хогарт и религиозное искусство. — 177
И.А. Тульпе. Религиозное в светском искусстве. — 179
А.К. Флорковская. Религиозное направление в живописи неофициальных московских художников в 1970-1980-е годы. Поиск и традиция в отечественной религиозной картине. — 183
О.С. Хижняк. Архитектура буддийской ступы: эстетика формы и религиозный символизм. — 187
Е.Ю. Хлопина. Этимология «духа» и происхождение «материи» в искусстве. — 190
С.М. Червонная. «Сады ислама» в современной художественной культуре народов России тюрко-мусульманского ареала. — 194
Т.А. Чукова. Древнерусские печати с изображением Спаса на престоле. — 198
Т.В. Чумакова. Парадигмы человеческого бытия в древнерусском изобразительном искусстве. — 202
И.А. Шалина. Реликвия и святой образ в византийской и древнерусской художественной традиции. — 205
Т.А. Шевченко. К вопросу об иконографии образа «Богоматерь Знамение» в новгородской иконописи. — 208
Hajime Inagaki. Early Religious Scenes in the Ancient Silver Vessels of the Miho Museum. — 212
Резюме на русском языке. — 214
Jean Lancri. Two Frescoes by Giotto — «Seeing Reading». — 215
Резюме на русском языке. — 220
Christina Lodder. Malevich’s Suprematism: Reconciling the Spiritual and the Technological. — 220
Резюме на русском языке. — 224
Joe Troncale. Sacred Art and Religious Art: Are They the Same. — 225
Резюме на русском языке. — 230
|