[ сборник ]
Археология в пути или путь археолога.
Часть 1. Путь археолога.
[К 80-летию профессора Абрама Давидовича Столяра.]
// СПб: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2001. 204 с.
ISBN 5-93597-024-1 (См. также Часть 2)
[ аннотация: ]
Эта книга посвящена 80-летию одного из старейших профессоров Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук — Абрама Давидовича Столяра, автора двух монографий и более 160 научных работ, издававшихся в 1950-2001 гг. в России и за рубежом. В данном томе собраны его статьи как последних лет, печатавшиеся малыми тиражами, так и ещё не издававшиеся. Тематика сборника отражает все направления научных исследований автора.
Содержание *
* Номер в скобках соответствует номеру первой публикации, приведённому в «Списке научных трудов» (данное издание, С. 25-37.).
«Мои года — мои богатства». — 5
Список научных трудов А.Д. Столяра. — 25
Глава 1. Вопросы теории первобытной культуры. — 39
Охотничья сфера антропогенеза как база становления сознания (82). — 41
Синкретизм сознания неоантропа в генетическом освещении (87). — 42
Проблема ашело-мустьерских корней верхнепалеолитической религии (археологический аспект) (101). — 46
Древнейшая вещь-символ, «путеводительница разума» (ашело-мустьерское производство формы шара) (122). — 49
Предыстория человеческого феномена (к постановке проблемы) (127). — 51
К проблеме монизма истории в финале эпохи камня (хронологический аспект) (128). — 56
«Феномен человека» Тейяра де Шардена и проблема человеческой грани (131). — 61
Земное и сакральное «чтение» комплекса Оленеостровского могильника (мезолит; Карелия) (130). — 64
Начальный генезис обрядового пространства. Имманентный анализ археологических источников в диапазоне — от позднего ашеля (ок. 250.000 лет назад) до эпохи неолита (V-IV тыс. до н.э.) (169). — 67
Глава 2. Изобразительное наследие палеолита. — 73
Об основных аспектах исследования палеолитического изобразительного творчества как исторического источника (76). — 75
Традиции как основа изобразительного творчества неоантропа (75). — 78
Опыт археологической интерпретации «матриархата» верхнего палеолита (гносеологические корни древнейшего культа «женского божества») (98). — 81
Об историческом значении искусства верхнего палеолита (140). — 85
«Пластические каламбуры» мезинской коллекции (в защиту атрибуции «фаллосов» Ф.К. Волковым) (138). — 87
Персоналии. — 91
К вопросу об истоках искусства (в связи с выходом книги Я.Я. Рогинского «Об истоках возникновения искусства». М.: Изд-во МГУ, 1982) (89). — 93
Вклад Д.В. Айналова в изучение происхождения искусства (106). — 97
Б.Б. Пиотровский о проблеме происхождения искусства (142). — 99
Глава 3. Мезолит. — 107
Лук и стрелы как факторы мезолито-неолитической меры пространства (генезис архитипа «перспективы» левантийского типа) (150). — 109
Глава 4. Мировоззренческая база мезо-неолитического этнокультурогенеза Северной Европы. — 119
О генетическом аспекте изучения онежских петроглифов Карелии (100). — 121
Проблемы духовных механизмов локальной трансляции в социогенезе культур каменного века Фенноскандии (107). — 126
Духовные факторы социо-культурной адаптации в циркумполярной зоне европейской России (109). — 129
Проблема исторической реабилитации северных культур эпохи камня (по археологическим материалам Фенноскандии) (108). — 135
Общее (стадиальное) и особенное (конкретно-историческое) в петроглифах Карелии (118). — 140
Петроглифы Беломорья как субъект конкретно-исторического (к проблеме косвенного отражения негативного контакта) (121). — 143
Новое в старом материале («миниатюрные» свидетельства исторического взаимодействия культур лесного неолита на мировоззренческой основе) (120). — 147
Межкультурные контакты (позитивные и негативные) как фактор истории неолитических петроглифов Карелии (к постановке проблемы) (119). — 151
«Лодки мёртвых» (В.И. Равдоникас) онежского петроглифического святилища (опыт имманентной дешифровки) (124). — 155
Оленеостровский могильник и его погребение №100 как агенты мезолитического этнокультурогенеза севера (133). — 159
Глава 5. Addenta (выходящее из печати). — 167
О становлении сознания в свете археологических источников эпох камня (к постановке проблемы). — 169
Вертикальное погребение (мезолит) как предтеча монументального антропоморфного образа. — 178
Слово исторической признательности охотничьей фауне плейстоцена. — 193
|