[ сборник ]
Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии.
Т. I. Археология. Этнология.
Материалы международной научной конференции.
// Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. 2000. 368 с. ISBN 5-7925-0066-5
Отв.ред. Б.В. Базаров.
[ аннотация: ]
Настоящий том содержит материалы исследований археологов, антропологов, этнографов, историков и отражает этапы древней и средневековой истории Центральной Азии и сопредельных территорий. В ряде статей представлены концепции социального развития кочевых обществ, их путь к государственности и цивилизации. Освещаются вопросы этнической истории населения региона, рассматриваются некоторые экологические традиции.
Содержание
Предисловие. — 3
Раздел I. Древние культуры Центральной Азии (каменный век).
A.П. Деревянко, В.Т. Петрин, Е.П. Рыбин (Новосибирск). К проблеме соотношения мустье и верхнего палеолита на территории Горного Алтая. — 5
М.В. Шуньков (Новосибирск). О характере основных этапов заселения палеолитическим человеком Северо-Западного Алтая. — 9
С.А. Лаухин (Тюмень). К проблеме первоначального заселения Центральной Азии палеолитическим человеком. — 13
С.А. Дзюбас, А.В. Луньков (Иркутск). Новое археологическое местонахождение в акватории Братского водохранилища. — 16
А.А. Анойкин, А.В. Постнов (Новосибирск). О критерии пластинчатости в палеолитических индустриях. — 20
В.И. Ташак (Улан-Удэ). Датирование верхнепалеолитического поселения Подзвонкая и начало верхнего палеолита на юге Бурятии. — 25
B.E. Ларичев (Новосибирск). Скульптура одногорбого верблюда — первый образец искусства малых форм древнекаменного века Центральной Азии (принцип выявления объекта и семантика образа). — 29
Л.В. Лбова (Улан-Удэ). К проблеме ранней формы символической деятельности (материалы палеолитических комплексов Забайкалья). — 34
П.В. Волков (Новосибирск). Новое направление исследований в экспериментальной археологии. — 39
Н.Е. Бердникова, В.М. Ветров (Иркутск). Новый ранненеолитический могильник в устье р. Белой (юг Байкальской Сибири). — 44
О.И. Горюнова, ГА. Воробьёва (Иркутск). Археологические комплексы и природная обстановка раннего голоцена приольхонья (оз. Байкал). — 50
Л.Г. Ивашина (Улан-Удэ). Элементы китойской культуры в неолите Забайкалья. — 55
В.И. Ташак, Н.В. Цыденова (Улан-Удэ). К вопросу о структуре поселений неолита — ранней бронзы в Забайкалье. — 61
Е.А. Хамзина, Л.Г. Ярославцева (Улан-Удэ). Посольская стоянка (по материалам раскопок Е.А. Хамзиной, 1959 г.). — 64
А.В. Пеньков, П.С. Кнуренко (Якутск). Семиотика некоторых неолитических символов и параллели с древнекитайскими графемами «гуа». — 68
Раздел II. Культуры кочевых народов Центральной Азии (эпоха палеометалла и средневековье).
Н.Н. Крадин (Владивосток). Стадиальные и цивилизационные особенности кочевых обществ. — 74
А.И. Мартынов (Кемерово). Два этапа развития степной скотоводческой цивилизации. — 80
В.А. Дёмкина, И.В. Сергацков, Т.С. Дёмкина (Волгоград). Евразийская степь и кочевники: проблемы палеоэкологии. — 84
П.Б. Коновалов (Улан-Удэ). К этническим аспектам истории Центральной Азии. — 88
С.В. Данилов, (Улан-Удэ). О направлении и характере связей населения Центральной Азии в древности и средневековье. — 93
А.Д. Цыбиктаров (Улан-Удэ). Оленные камни монголо-забайкальского типа как источники по изучению взаимоотношений древних скотоводов Центральной Азии эпохи поздней бронзы и раннего железа. — 98
А.Д. Цыбиктаров, С.В. Данилов (Улан-Удэ). К вопросу о культурной принадлежности оленных камней монголо-забайкальского типа. — 102
С.А. Комиссаров (Новосибирск). Культура чаухугоу Восточного Туркестана (Синьцзяна). — 106
Boris F. Zelezchikov, Maria В. Zelezchikova (Volgograd). 6th century BC and 4th century ad nomads in East-Europe and Asia. — 108
В.А. Кореняко (Москва). Люди-олени или охотники на оленей? (об этнониме саков). — 113
Филиппова И.В., Амоголонов А.А. (Улан-Удэ). К вопросу о пришлых традициях в керамике хунну. — 117
К.И. Рец (Новосибирск). «Хуннский меч» из Черёмуховой пади: к вопросу о датировке и типологии. — 122
Б.С. Шапхаев (Улан-Удэ). Влияние антропогенных и естественных факторов на изменение природной обстановки в Западном Забайкалье в хуннское время. — 125
А.В. Варёнов (Новосибирск). Городище Цзяохэ в Турфанской впадине и проблема хуннского присутствия в Восточном Туркестане. — 129
X. Глоб, К. Шостек (Краков). Короткая история из жизни и работы исследователя Забайкалья проф. Юляна Талько-Хрынцевича в 150 годовщину рождения. — 132
Ю.С. Худяков, Юй Су Хуа (Новосибирск). Опыт реконструкции защитного доспеха сяньбийского воина. — 136
С.Г. Боталов (Челябинск). Культово-поминальные традиции урало-казахстанских кочевников гуннского и раннетюркского периода. — 138
Д.В. Черемисин, О.В. Борисов (Новосибирск). Петроглифы Чугучака (Синьцзян). — 142
А.В. Харинский (Иркутск). Курыканская и курумчинская культуры Прибайкалья. — 144
Б.Б. Дашибалов (Улан-Удэ). Древние монголы. — 151
Билэгт Лувсанвандан (Улан-Батор), Е.И. Деревянко (Новосибирск). Эргунэ-кун — родина монголов. — 156
Б.В. Золхоев (Улан-Удэ). Появление первых монголоязычных племён в Прибайкалье. — 160
А.И. Бураев (Улан-Удэ). Антропологический состав центральноазиатских кочевников (на материалах из Прибайкалья и Забайкалья). — 164
А.А. Тишкин (Барнаул). Проблемы изучения культуры населения монгольского времени лесостепной зоны Алтая. — 169
A.M. Илюшин (Кемерово). Этнокультурная история Кузнецкой котловины в период раннего средневековья (по материалам поминально-погребальных комплексов). — 174
В.П. Костюков (Челябинск). О центральноазиатских элементах в культуре населения улуса Шибана в ХIII-XIV вв. — 181
И.Е. Ермолова (Москва). Восточные кочевники в представлении греко-латинских авторов IV-VI вв. — 185
Н.П. Комарова (Улан-Удэ). К изучению наследия шаманского культа поздних бурят (по материалам скальных погребений). — 189
А.Я. Щетенко (Санкт-Петербург). Кочевники на юге Туркменистана (проблемы хронологии). — 193
Раздел III. Этнология.
Т.М. Михайлов (Улан-Удэ). Культура и природа в Байкальской Азии: этапы развития. — 198
Д.С. Дугаров (Улан-Удэ). К проблеме происхождения монголов. — 203
А. Очир (Улан-Батор). Халхчуудын угсаа-соёлын хогжилд хори-тумэдийн оролцоо. — 207
Д.Д. Нимаев (Улан-Удэ). О генезисе монголоязычного ядра бурят. — 213
Н. Хавх (Улан-Батор). Естественно-природные условия возникновения и существования кочевой цивилизации монголов. — 216
Ч.О. Адыгбай (Томск). Этноэкологические аспекты традиционной культуры кочевников. — 219
Г. Цэрэнханд (Монгол). Монгол угсаатны тухай асуудалд. — 222
Л.Л. Абаева (Улан-Удэ). Социокультурные аспекты религии в контексте кочевой цивилизации. — 225
Eva Jane Neumann Fridman (USA). Revising shamanism: from Buryatia to Mongolia (summer 1999). — 229
Isenbike Togan (Ankara, Turkey). Long term and short term implications of Chinggis Khan’s empire. — 238
И.М. Акбулатов (Уфа). Природа «завоевательных походов» (миграций) кочевых народов Евразии. — 240
Daniel R. Plumley (Нью-Йорк). The fate and cultural-ecological sustain ability of the mountain taiga nomads of Mongolia and the Sayan range of Eastern Siberia, Russia. — 244
B.B. Трепавлов (Москва). Монголы-мангуты и тюрки-мангыгы (ХIII-XV вв.). — 247
Т.М. Калинина (Москва). Предания средневековых арабских источников об азиатской прародине хазар. — 249
Сандагийн Энхтуяа (Кемерово). О специфике монгольского мифологического сознания. — 255
В.Т. Михайлова (Улан-Удэ). Этические представления христианства и традиционное мировоззрение. — 260
Э.У. Омакаева (Элиста). Регламентация поведения в повседневной культуре калмыков. — 263
Ц.Б. Будаева (Улан-Удэ). Экологические традиции аборигенного населения Байкальского региона: состояние и тенденции изменения. — 268
Д.С. Кидирниязов (Махачкала). Ногайская Орда и Сибирь в XV-XVI вв.: к истории взаимоотношений. — 273
B.C. Ханхараев (Улан-Удэ). Основные этапы мировой демографической истории: их проявления на территории Прибайкалья (древность и средневековье). — 275
С.Г. Жамбалова (Улан-Удэ). Рыболовство номадов на Байкале. — 280
И.В. Рассадин (Улан-Удэ). Хозяйственные типы у тюрко-монгольских народов Саян. — 287
О.В. Бураева (Улан-Удэ). Межэтнические браки бурят и русских в первой половине ХIХ в. — 292
Д.Ц. Бороноева (Улан-Удэ). Буряты Внутренней Монголии КНР: к проблеме взаимосвязи внутрикультурных парадигм. — 297
А.П. Топчина (Новосибирск). Современные этносоциальные процессы в Горном Алтае. — 301
В.В. Ушницкий (Якутск). Легендарная страна Ураанхай — прародина народа саха. — 305
В.Я. Бутанаев, И.И. Бутанаева (Абакан). Хакасские сказания об ойратских правителях (XVIII в.). — 313
A.M. Решетов (Санкт-Петербург). Монгольские народы КНР: современная этническая ситуация. — 318
Д. Цэвээндорж (Улан-Батор). К истории лыж в Центральной Азии. — 322
Д.В. Цыбикдоржиев (Улан-Удэ). Семантика и генезис бурятского военного культа Чёрных всадников. — 325
А.А. Бадмаев, А.Г. Гомбожапов (Новосибирск). О современных традициях проведения обряда обоо тахилган у забайкальских бурят. — 329
Б.Р. Зориктуев (Улан-Удэ). Интерпретация имён Буртэ-Чино и Гоа-Марал в «Сокровенном сказании монголов». — 334
С.Ч. Донгак (Кызыл). Тувинские обряды, связанные с освящением скота. — 340
Е.В. Прищепа (Абакан). Историко-культурные связи русских старожилов и коренных жителей Хакасско-Минусинского края в свете их народных верований. — 342
О.А. Шагланова (Улан-Удэ). Обряд «юумэ ургэхэ» у бурят Тункинской долины. — 346
А.В. Атенов (Улан-Удэ). Взаимовлияние русского и бурятского населения Юго-Восточной Сибири в трудах А.П. Щапова. — 349
С.Д. Тубчинов (Улан-Удэ). К этимологии этнонима табангут. — 352
Р.Д. Дугарова (Улан-Удэ). Происхождение спортивных состязаний «эрынгурбан наадан» у бурят. — 356
Содержание. — 360-368
наверх
|