[ сборник ]
Συσσιτια. Памяти Юрия Викторовича Андреева.
// СПб: Гос. Эрмитаж; «Алетейя». 2000. 480 с. ISBN 5-89329-236-7
Отв.ред. В.Ю. Зуев.
Содержание
[Предисловие Л.В. Шадричевой]. — 7
I. Memorabilia.
Д.А. Мачинский. Продолжая беседу. — 9-10
И.Ю. Шауб. Юрий Викторович Андреев (1937-1998). — 10-16
A.И. Зайцев. Юрий Викторович Андреев. Научное наследие. — 16-20
B.М. Массон. Крито-микенская проблематика в отечественной исторической литературе и разработки Ю.В. Андреева. — 20-24
Н.С. Широкова. Греческое искусство в творчестве Ю.В. Андреева. — 24-26
B.Л. Глазычев. Ю.В. Андреев Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. — 27-28
Н.Е. Перл. О книге Ю.В. Андреева «Цена свободы и гармонии». — 28-30
Е.Ю. Андреева. Об отце. — 31-32
II. Древнейшие памятники истории культуры.
Д.А. Мачинский. Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана. — 45-70
К.X. Кушнарёва, М.Б. Рысин. Вооружение и военное дело населения Кавказа в доурартское время. — 70-90
И.М. Дьяконов, Н.Б. Янковская. Поминальная чаша. — 91-98
Л.С. Клейн. Инвазия с севера на среднеминойский Крит: оценка достоверности гипотезы. — 98-103
III. Средиземноморье в античную эпоху.
Н.Н. Казанский. Знак ├ /da/ микенского силлабария в аттических надписях классической эпохи (К проблеме преемственности / прерыва в греческой культуре на рубеже II-I тыс. до н.э.). — 105-108
A.И. Зайцев. Орфики и древнейший греческий календарь. — 108-110
C.А. Тахтаджян. К вопросу о возникновении «ликургова строя» в Спарте. — 110-111
Л.П. Маринович. Презирали ли древние греки труд? — 111-117
B.Л. Глазычев. Проблема интеллектуала: от классики к эллинизму. — 117-121
И.Ю. Шауб. О семантике образа Европы. — 122-125
Е.Н. Ходза. Терракотовые статуэтки мальчиков из собрания Эрмитажа. — 125-131
А.К. Нефёдкин. Пажеский корпус при Александре Великом. — 131-136
А.В. Круглов. Мраморные кратеры в убранстве римского сада. — 136-142
М.М. Лесницкая. Архаистические традиции в римской круглой скульптуре II в. — 142-147
IV. Запад и Восток. Диалог цивилизаций.
П.В. Шувалов .Венециано-далматинское побережье и история Эгеиды. — 148-151
К.Н. Гаврилин. К вопросу об этрусско-финикийских взаимосвязях в архаический период. — 151-157
Н.С. Широкова. Сакральное пространство кельтской мифологии. — 157-162
М.Д. Бухарин. Два фрагмента «Индики» Мегасфена об индийских «философах». — 162-167
B.П. Никоноров. Парфянские литавры. — 167-174
Д.В. Панченко. Греческое происхождение концепции небесной сферы в китайской космологии. — 174-184
Ю.Е. Берёзкин. Восточносредиземноморская мифология в Америке. — 185-197
V. Греки и римляне в Северном Причерноморье.
C.П. Борисковская. Геракл и Антей. Об одном малоизвестном лекифе из Ольвии. — 198-201
Ю.И. Ильина. О новых находках восточно-греческой керамики на острове Березань. — 201-209
М.Ю. Вахтина. Греческая столовая керамика VI в. до н.э. из раскопок Немировского городища в Побужье. — 209-217
С.А. Данильченко. Чернолаковая аттическая керамика поселения Козырка II. — 217-222
К.К. Марченко. Хронология Елизаветовского городища на Дону. — 222-227
Ю.А. Виноградов. К проблеме становления древнегреческих городов в районе Боспора Киммерийского. — 227-232
С.Р. Тохтасьев. Газа, любимая жена Дия. — 232-236
A.М. Бутягин. Архаический дом в Мирмекии. — 237-242
Д.Е. Чистов. Акрополь Нимфея в первой половине IV в. до н.э. — 242-251
Н.З. Кунина. Стеклянный скульптурный портрет из Нимфея. — 251-254
B.А. Горончаровский. Терракотовая статуя женского божества из раскопок некрополя Илурата: Афродита или Фортуна? — 255-257
B.И. Денисова. Боспор конца I в. до н.э. — начала I в. н.э. (к проблеме переименования городов). — 258-263
C.Ю. Сапрыкин. Фракия и Боспор на рубеже нашей эры. — 263-269
Е.Я. Рогов. Ольвиополиты в Северо-Западном Крыму. — 269-274
В.Ф. Столба, А.С. Голенцов. Монеты из раскопок и случайных находок на Южно-Донузлавском городище (Северо-Западный Крым). — 274-280
Ю.П. Калашник. Перстень-печать из херсонесского склепа №1012. — 280-283
Ю.Г. Виноградов, М.И. Золотарёв. Божественная египетская триада в Херсонесе Таврическом. — 284-294
VI. Скифские и сарматские древности. Древняя Русь.
A.Ю. Алексеев. Наконечники стрел из Александропольского кургана и их значение для истории скифских древностей IV в. до н.э. — 295-303
B.Ю. Зуев. Проблемы хронологии прохоровской культуры и курганы у деревни Прохоровка. — 304-330
Д.В. Журавлёв. О сарматских мотивах в краснолаковой керамике. — 331-342
C.В. Белецкий. Княжеские знаки на днищах сосудов из Могилёва. — 342-345
VII. История культуры.
А.В. Ипполитов. Символика Золотого века в росписях потолка Сикстинской капеллы Микеланджело. — 346-354
Г.С. Кнабе. Перед Пушкиным. Античное наследие в русской культуре конца XVIII — начала XIX веков. — 354-357
И.В. Тункина. Иван Алексеевич Стемпковский: Материалы к биографии. — 357-379
Л.И. Давыдова. К истории создания статуи Винкельмана на главном фасаде Нового Эрмитажа в Петербурге. — 379-386
О.Я. Неверов. Коллекция гемм профессора Росса. — 387-390
Д.П. Алексинский. «Щит Ахилла»: гипостазированная метафора как источник исторической реконструкции. — 391-399
А.Н. Кирпичников. Допрос с пристрастием. Судьба историка оружия Всеволода Арендта. — 399-404
Э.Д. Фролов. Из плеяды учителей: профессор Ксения Михайловна Колобова (1905-1977 гг.). — 404-414
Готфрид Бенн. Дорический мир. Исследование об отношениях искусства и власти (1934). — 414-424
Паллада. — 424-427
И.Д. Чечот. Материалы к публикации текстов Готфрида Бенна 1930-х годов. — 427-435
Эпилог.
Ю.В. Андреев. Минойские божества смерти на цилиндрической печати из Астракуса. — 436-445
Список работ Юрия Викторовича Андреева (1937-1998). — 445-449
Ф.X. Кессиди. Новая концепция истории или ещё раз о греческом феномене в книге Ю.В. Андреева «Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации». — 450-459
Список сокращений. — 460-461
Указатель авторов. — 462-463
[ Предисловие М.Б. Пиотровского. ] ^
Юрий Викторович пришёл в Эрмитаж незадолго до его неожиданной для всех кончины. Так распорядилась судьба. Он успел сделать очень много и именно такого, для чего Эрмитаж был хорошим контекстом. Выставка о Трое и Шлимане приобрела новое теоретическое звучание благодаря его статьям. Это была тема одновременно близкая и важная и для него и для Эрмитажа. Свободное творчество обобщения — это дар, который необходим каждому учёному в определённый момент его творческой биографии, дар, приносящий обществу прекрасные плоды.
То, что создал и задумал Юрий Викторович уже в Эрмитаже, было продолжением его многолетних блестящих исследований, ставших новыми главами в истории человеческой культуры, которую Эрмитаж пишет вместе с тысячами учёных в мире.
Глубокое понимание и осознание материала сочеталось у Юрия Викторовича с умением найти те общие точки и поля, которые вызывают отклик сегодня не только у специалистов, но и у каждого образованного читателя. Потому его работы и стали явлением современной отечественной культуры.
Прекрасный вкус и стиль Юрия Викторовича являются дополнительным залогом того, что его работы (включая и те, что ещё предстоит издать или переиздать), будут и впредь играть свою высокую роль в нашей жизни.
Эта книга — скромное подношение и знак нашей памяти о нём.
|