главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Жертвоприношение. Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. / Ερμηνεία 2. М.: Языки русской культуры. 2000. [ сборник ]

Жертвоприношение.

Ритуал в культуре и искусстве
от древности до наших дней. / Έρμηνεία 2.

// М.: Языки русской культуры. 2000. 536 с.
ISBN 5-7859-0080-7 (Язык. Семиотика. Культура).

 

Содержание

 

Введение. — 7

 

Проблемы. Реконструкции. Интерпретации.

 

Т.Н. Дмитриева. Жертвоприношение: поиски истоков. — 11

Т.В. Жеребина. Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии (к проблеме типологии). — 23

М.Ф. Косарев. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам). — 42

Ю.А. Шилов. Человеческие жертвоприношения в мифоритуалах Северного Причерноморья IV-I тыс. до н.э. — 54

Б.Д. Михайлов. Ритуал жертвоприношения в эпоху энеолита в бассейне реки Молочная. — 78

Б.И. Перлов. Жертвоприношения статуям умерших правителей в Шумере последней четверти III тыс. до н.э. — 91

А.Г. Кифишин. Жертвоприношения ассирийских царей. Структура ритуала. — 97

Н.Н. Ерофеева. Архаический жертвенник как текст договора человеческого коллектива с богом об условиях землепользования. — 123

A.Г. Кифишин. «Страшный гнев» богов и «исход народа». К реконструкции одного ритуального мифа. — 147

B.И. Кузин-Лосев. Погребальный обряд: древнегреческая культура и археологические культуры южнорусских степей (в поисках типологических параллелей). — 182

Ф.Р. Балонов. Колесничные ристания как форма погребального жертвоприношения. — 194

Л.И. Акимова, А.Г. Кифишин. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф). — 199

C.И. Финогенова. Античные протомы в системе жертвоприношения. — 213

Е.Н. Кувшинова. К вопросу об изображении возливающих богов в античном искусстве. — 223

О.А. Кифишина. Жрицы семейных культов в Афинах классической эпохи. — 231

В.А. Хршановский. Жертвоприношение в погребально-поминальной обрядности Европейского Боспора II в. до н.э. — IV в. н.э. (по материалам археологических раскопок некрополей Илурата и Китея). — 241

Ю.Ю. Старкова. Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси. — 253

 

Публикации (памятники).

 

М.Ф. Косарев, А.Г. Кифишин. Глиняные таблички Горбуновского торфяника. — 269

А.В. Круглов. Реконструкция и интерпретация мраморного алтаря из Ольвии. — 278

И.В. Толочко. Два мраморных рельефа из Танаиса. — 287

Ю.П. Зайцев. «Склеп жриц» Усть-Альминского позднескифского некрополя. — 294

 

Идея жертвы в искусстве XVII-XX веков.

 

Л.И. Акимова. Танец жизни (античность и Пуссен). — 321

Н.М. Шкурина. «Натюрморт со стихотворением в похвалу селёдке» Й. де Брая (1656). Опыт интерпретации. — 338

Л.И. Таруашвили. Жертва как самопожертвование: Датская традиция в символике сказки X.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». — 361

Е.М. Горожанкина. Казахский свадебный головной убор саукеле́. Попытка семантического прочтения. — 371

Ю.Д. Нечипоренко. Ярмарка у Гоголя. — 383

К.К. Чекоданова. Ритуальные формы в современном искусстве. — 392

Л.А. Пархоменко. Распятие. — 402

 

Переводы.

 

Вальтер Буркерт. Из книги «Homo Necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе». Перевод с немецкого и английского В.И. Акимовой под редакцией Л.И. Акимовой и А.Н. Баранова. — 405

 

Приложения.

 

Summary. — 481

Список сокращений. — 492

Справки об авторах. — 494

Сводный указатель. — 511

 


 

Введение.   ^

 

Жертвоприношение было и остается главнейшим событием культурной жизни человечества. Алтарь, на котором оно совершается, и храм, которому принадлежит этот алтарь, составляют основной элемент структуры социокультурного пространства. Путём принесения жертвы человек общается с трансцедентными силами, главным образом — богами. Воспроизводя изначальный мифоритуал творения мира, он путём приношения жертв поддерживает и возобновляет порядок в космосе.

 

Истоки жертвоприношения восходят к началу человеческой истории. Хотя существует мнение, что был «золотой век», когда жертвы не приносились, оно пока никак не доказано. Древняя культура доносит до нас в окончательно сформированном виде традиционный образ жертвы — страдающего (т.е. умерщвляемого ради воскресения) бога. Этот бого-человек известен в разных формах: шумерские Ану, Думузи, Энлиль, греческие Аполлон, Дионис, Геракл, Зевс, вавилонский Мардук, финикийский Мелькарт, сирийский Таммуз. Есть основания думать, что все боги-мужчины традиционных языческих пантеонов некогда воспроизводили эту модель. «Бессмертные и бесстрастные» боги позднейшего времени, типа греческих олимпийцев — это в известной мере окончательная, искусственная конструкция, завершившая оформление древней «страстной» системы богов. Роль жреца в этой системе выполняла богиня — супруга/мать (дева/мать). Она воспринималась в космогонических воззрениях как активная составляющая нерасчленённого первомира-Хаоса, которая должна была совершать жертвенный акт отчленения от себя мужской половины — ради утверждения в мире порядка и устроения нормальных браков. Несмотря на усиление за последнее время тенденции к отрицанию материнского рода как древнейшей формы семейно-родовых отношений, изучение мифологии разных народов подтверждает именно это. Но важнейшим аргументом в пользу данной гипотезы выступает жреческая система христианства. Она полностью наследовала древневосточно-античную традицию, хотя из множества культов страстных богов сохранила и кодифицировала единственный — культ человеко-бога Иисуса Христа.

 

В мифоритуальной системе — в сборнике рассматривается именно этот, а не религиозный, биопсихический или социальный аспект — исходное тождество жертвы-жреца очевидно. Вероятно, древнейшей формой жертвоприношения могло быть самопожертвование. Ведь не случайно подспудно существовавший в древности акт самоубийства всегда сурово осуждался (ср. Платон, Цицерон и др.) — не только как нарушение принятого порядка вещей, но и как посягательство на наиболее высокую форму возрождения мира, созданную древностью. Идея сознательной смерти ради спасения других легла в основу институтов как языческого, так и христианского спасительства.

(7/8)

 

Ни истории, ни теории жертвоприношения пока не существует. Есть лишь отдельные труды, посвящённые этому феномену в отдельных культурах. Но и они не связаны в единую систему. Так, несмотря на интенсивное изучение библейских и древнегреческих праздников, остается неизвестным, в чем состоит сущность жертвоприношений, на которых они основаны. Как связываются между собой жертвы разного типа — а их известно немало: убиение, убиение с вытеканием крови, рассечение на части, обезглавливание, повешение, удушение без потери крови, потопление, побиение камнями, сожжение и т.д. и т.п. В каком отношении друг к другу находятся кровавые и бескровные жертвы — типа возлияния, воскурения, приношения начатков плодов? Как ритуал жертвоприношения функционирует в постантичной культуре? Эти вопросы практически совсем не решены. И, наконец, вопрос об отражении мифоритуала в искусстве. Древнее искусство невозможно изучать, не разобравшись в проблеме жертвоприношений. Едва ли не каждый памятник там — так или иначе — связан с жертвоприношением, будь то основание города, или устройство святилища, или изображение праздничной процессии (ср. Панафинейскую процессию на фризе Парфенона). Искусство и жертвенный мифоритуал неразъединимы, но их связь по сей день остаётся мало изученной. Это касается древности, но в последующее время историки и теоретики искусства даже не затрагивали этот вопрос. А ведь искусство — самый глубокий и достоверный хранитель событий жизни человеческого духа.

 

Проблема жертвоприношения на Западе исследовалась рядом известных ученых. Среди них Карл Мейли, Вальтер Буркерт, Марсель Детьен, Жан-Поль Вернан и другие. Результаты их трудов, и особенно фундаментальной работы В. Буркерта «Homo necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе» (перевод одной из глав которой мы даём в данной книге) принята во внимание авторами настоящего сборника. Но цель его несколько иная. В то время как западные учёные все большее внимание уделяют биопсихическим проблемам и, в частности, переживанию связанного с жертвоприношением насилия, наша задача — наметить единую линию, что связует древность и наши дни, чтобы глубже проследить идею жертвы в её разных формах и разных временах.

 

В сборнике принимают участие как маститые, так и молодые учёные разных специальностей — археологи, историки, этнографы, культурологи, филологи, искусствоведы. Авторы предпринимают попытки решения новаторских проблем: времени зарождения мифоритуала, образных форм его функционирования, их реконструкции и интерпретации — как на материале полевых, лично проведённых раскопок и этнографических исследований, так и на анализе письменных и художественных памятников.

 

Этот сборник — второй по счету в серии Έρμηνεία (первый — «Введение в храм». М., 1998), которая ставит целью комплексное исследование важнейших проблем искусства и культуры — от первобытности до современности, хотя древность является основным структурным стержнем интересов авторов.

 

Л.И. Акимова, А.Г. Кифишин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки