[ сборник ]
Жертвоприношение.
Ритуал в культуре и искусстве
от древности до наших дней. / Έρμηνεία 2.
// М.: Языки русской культуры. 2000. 536 с.
ISBN 5-7859-0080-7 (Язык. Семиотика. Культура).
Содержание
Проблемы. Реконструкции. Интерпретации.
Т.Н. Дмитриева. Жертвоприношение: поиски истоков. — 11
Т.В. Жеребина. Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии (к проблеме типологии). — 23
М.Ф. Косарев. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам). — 42
Ю.А. Шилов. Человеческие жертвоприношения в мифоритуалах Северного Причерноморья IV-I тыс. до н.э. — 54
Б.Д. Михайлов. Ритуал жертвоприношения в эпоху энеолита в бассейне реки Молочная. — 78
Б.И. Перлов. Жертвоприношения статуям умерших правителей в Шумере последней четверти III тыс. до н.э. — 91
А.Г. Кифишин. Жертвоприношения ассирийских царей. Структура ритуала. — 97
Н.Н. Ерофеева. Архаический жертвенник как текст договора человеческого коллектива с богом об условиях землепользования. — 123
A.Г. Кифишин. «Страшный гнев» богов и «исход народа». К реконструкции одного ритуального мифа. — 147
B.И. Кузин-Лосев. Погребальный обряд: древнегреческая культура и археологические культуры южнорусских степей (в поисках типологических параллелей). — 182
Ф.Р. Балонов. Колесничные ристания как форма погребального жертвоприношения. — 194
Л.И. Акимова, А.Г. Кифишин. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф). — 199
C.И. Финогенова. Античные протомы в системе жертвоприношения. — 213
Е.Н. Кувшинова. К вопросу об изображении возливающих богов в античном искусстве. — 223
О.А. Кифишина. Жрицы семейных культов в Афинах классической эпохи. — 231
В.А. Хршановский. Жертвоприношение в погребально-поминальной обрядности Европейского Боспора II в. до н.э. — IV в. н.э. (по материалам археологических раскопок некрополей Илурата и Китея). — 241
Ю.Ю. Старкова. Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси. — 253
Публикации (памятники).
М.Ф. Косарев, А.Г. Кифишин. Глиняные таблички Горбуновского торфяника. — 269
А.В. Круглов. Реконструкция и интерпретация мраморного алтаря из Ольвии. — 278
И.В. Толочко. Два мраморных рельефа из Танаиса. — 287
Ю.П. Зайцев. «Склеп жриц» Усть-Альминского позднескифского некрополя. — 294
Идея жертвы в искусстве XVII-XX веков.
Л.И. Акимова. Танец жизни (античность и Пуссен). — 321
Н.М. Шкурина. «Натюрморт со стихотворением в похвалу селёдке» Й. де Брая (1656). Опыт интерпретации. — 338
Л.И. Таруашвили. Жертва как самопожертвование: Датская традиция в символике сказки X.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». — 361
Е.М. Горожанкина. Казахский свадебный головной убор саукеле́. Попытка семантического прочтения. — 371
Ю.Д. Нечипоренко. Ярмарка у Гоголя. — 383
К.К. Чекоданова. Ритуальные формы в современном искусстве. — 392
Л.А. Пархоменко. Распятие. — 402
Переводы.
Вальтер Буркерт. Из книги «Homo Necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе». Перевод с немецкого и английского В.И. Акимовой под редакцией Л.И. Акимовой и А.Н. Баранова. — 405
Приложения.
Summary. — 481
Список сокращений. — 492
Справки об авторах. — 494
Сводный указатель. — 511
Введение. ^
Жертвоприношение было и остается главнейшим событием культурной жизни человечества. Алтарь, на котором оно совершается, и храм, которому принадлежит этот алтарь, составляют основной элемент структуры социокультурного пространства. Путём принесения жертвы человек общается с трансцедентными силами, главным образом — богами. Воспроизводя изначальный мифоритуал творения мира, он путём приношения жертв поддерживает и возобновляет порядок в космосе.
Истоки жертвоприношения восходят к началу человеческой истории. Хотя существует мнение, что был «золотой век», когда жертвы не приносились, оно пока никак не доказано. Древняя культура доносит до нас в окончательно сформированном виде традиционный образ жертвы — страдающего (т.е. умерщвляемого ради воскресения) бога. Этот бого-человек известен в разных формах: шумерские Ану, Думузи, Энлиль, греческие Аполлон, Дионис, Геракл, Зевс, вавилонский Мардук, финикийский Мелькарт, сирийский Таммуз. Есть основания думать, что все боги-мужчины традиционных языческих пантеонов некогда воспроизводили эту модель. «Бессмертные и бесстрастные» боги позднейшего времени, типа греческих олимпийцев — это в известной мере окончательная, искусственная конструкция, завершившая оформление древней «страстной» системы богов. Роль жреца в этой системе выполняла богиня — супруга/мать (дева/мать). Она воспринималась в космогонических воззрениях как активная составляющая нерасчленённого первомира-Хаоса, которая должна была совершать жертвенный акт отчленения от себя мужской половины — ради утверждения в мире порядка и устроения нормальных браков. Несмотря на усиление за последнее время тенденции к отрицанию материнского рода как древнейшей формы семейно-родовых отношений, изучение мифологии разных народов подтверждает именно это. Но важнейшим аргументом в пользу данной гипотезы выступает жреческая система христианства. Она полностью наследовала древневосточно-античную традицию, хотя из множества культов страстных богов сохранила и кодифицировала единственный — культ человеко-бога Иисуса Христа.
В мифоритуальной системе — в сборнике рассматривается именно этот, а не религиозный, биопсихический или социальный аспект — исходное тождество жертвы-жреца очевидно. Вероятно, древнейшей формой жертвоприношения могло быть самопожертвование. Ведь не случайно подспудно существовавший в древности акт самоубийства всегда сурово осуждался (ср. Платон, Цицерон и др.) — не только как нарушение принятого порядка вещей, но и как посягательство на наиболее высокую форму возрождения мира, созданную древностью. Идея сознательной смерти ради спасения других легла в основу институтов как языческого, так и христианского спасительства.
(7/8)
Ни истории, ни теории жертвоприношения пока не существует. Есть лишь отдельные труды, посвящённые этому феномену в отдельных культурах. Но и они не связаны в единую систему. Так, несмотря на интенсивное изучение библейских и древнегреческих праздников, остается неизвестным, в чем состоит сущность жертвоприношений, на которых они основаны. Как связываются между собой жертвы разного типа — а их известно немало: убиение, убиение с вытеканием крови, рассечение на части, обезглавливание, повешение, удушение без потери крови, потопление, побиение камнями, сожжение и т.д. и т.п. В каком отношении друг к другу находятся кровавые и бескровные жертвы — типа возлияния, воскурения, приношения начатков плодов? Как ритуал жертвоприношения функционирует в постантичной культуре? Эти вопросы практически совсем не решены. И, наконец, вопрос об отражении мифоритуала в искусстве. Древнее искусство невозможно изучать, не разобравшись в проблеме жертвоприношений. Едва ли не каждый памятник там — так или иначе — связан с жертвоприношением, будь то основание города, или устройство святилища, или изображение праздничной процессии (ср. Панафинейскую процессию на фризе Парфенона). Искусство и жертвенный мифоритуал неразъединимы, но их связь по сей день остаётся мало изученной. Это касается древности, но в последующее время историки и теоретики искусства даже не затрагивали этот вопрос. А ведь искусство — самый глубокий и достоверный хранитель событий жизни человеческого духа.
Проблема жертвоприношения на Западе исследовалась рядом известных ученых. Среди них Карл Мейли, Вальтер Буркерт, Марсель Детьен, Жан-Поль Вернан и другие. Результаты их трудов, и особенно фундаментальной работы В. Буркерта «Homo necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе» (перевод одной из глав которой мы даём в данной книге) принята во внимание авторами настоящего сборника. Но цель его несколько иная. В то время как западные учёные все большее внимание уделяют биопсихическим проблемам и, в частности, переживанию связанного с жертвоприношением насилия, наша задача — наметить единую линию, что связует древность и наши дни, чтобы глубже проследить идею жертвы в её разных формах и разных временах.
В сборнике принимают участие как маститые, так и молодые учёные разных специальностей — археологи, историки, этнографы, культурологи, филологи, искусствоведы. Авторы предпринимают попытки решения новаторских проблем: времени зарождения мифоритуала, образных форм его функционирования, их реконструкции и интерпретации — как на материале полевых, лично проведённых раскопок и этнографических исследований, так и на анализе письменных и художественных памятников.
Этот сборник — второй по счету в серии Έρμηνεία (первый — «Введение в храм». М., 1998), которая ставит целью комплексное исследование важнейших проблем искусства и культуры — от первобытности до современности, хотя древность является основным структурным стержнем интересов авторов.
Л.И. Акимова, А.Г. Кифишин
|