● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.П. Деревянко, E.С. Богданов, С.П. НестеровМогильник Найфельд.// Новосибирск: 1999. 96 с. ISBN 5-7803-0048-8
Оглавление
Введение. — 3
I. Планиграфия могильника и описание погребений. — 5II. Погребальный обряд. — 23III. Погребальный инвентарь. — 25IV. Датировка и этнокультурная принадлежность. — 30
Заключение.Найфельдский археологический микрорайон. — 35Примечания. — 36Иллюстрации [ Рис. 1-47 ]. — 39Summary. — 86Приложение.Краминцев В.А. Металлографический анализ железных предметов из могильника Найфельд. — 89
Введение. ^
В 1966 г. А.П. Окладниковым и А.П. Деревянко были частично опубликованы материалы раскопок 1960 г. мохэского могильника в пос. Найфельд Еврейской автономной области. [1] Этот некрополь прочно занял ведущее место среди раннесредневековых памятников Приамурья, так как его керамический материал (лепная керамика вазовидной или горшковидной формы с налепным валиком под венчиком) и погребения (грунтовые ямы со вторичными захоронениями) были одними из признаков, выделенными А.П. Окладниковым, для «единой мохэской археологической культуры». [2]
Вслед за этими авторами, Е.И. Деревянко включила Найфельдский могильник в свою систематизацию мохэских памятников Среднего Амура. [3]
Изучая керамические комплексы мохэской культуры, О.В. Дьякова выделила 5 групп мохэских памятников, отличающихся своеобразной лепной керамикой — Михайловскую, гладковскую, троицкую, благословеннинскую и найфельдскую. Причины выделения каждого из этих керамических комплексов в отдельную группу памятников мохэской культуры О.В. Дьякова видит, во-первых, в их хронологии, во-вторых, в географии местонахождений, в-третьих, в их происхождении. [4]
Михайловская и гладковская группы локализуются в Приамурье в пределах Зейско-Буреинского района (Западное Приамурье). Благословеннинская и найфельдская группы памятников характерны для Хабаровского края, а также для Приморья и Маньчжурии. Отдельные памятники найфельдского типа есть и в Зейско-Буреинском районе — могильники Шапка, Новопетровс- кий (на Амуре), стоянка Усть-Талакан (на р. Бурее). Троицкая группа мохэской культуры появилась в этих районах Приамурья не ранее VIII в.
О.В. Дьякова датирует найфельдскую группу IV-IX вв., [5] а её керамику характеризует как типично мохэскую, однако с некоторыми польцевскими традициями. При анализе керамического материала из могильника Найфельд исследователем определены основные способы формовки найфельдских сосудов, их текстура, а также выявлены основные орнаментальные композиции. [6] В итоге О.В. Дьякова пришла к следующему выводу: «...особенности декора сосудов, наличие смешанных типов лепки позволили выделить керамический комплекс данного памятника в самостоятельный найфельдский тип, давший название серии подобных памятников». [7]
С этого момента в литературе прочно утвердились термины «найфельдская группа», «найфельдский тип керамики». Однако для большинства исследователей до сих пор был неизвестен весь материал из могильника Найфельд. Имеющиеся в научном обороте данные носили достаточно отрывочный характер и встречались в различных трудах только в качестве аналогий со ссылками на первую публикацию материалов (в основном на описание погребального обряда) и на более поздние исследования Е.И. Деревянко и О.В. Дьяковой (в первую очередь, на характеристику керамики).
Цели данной работы — введение в научный оборот неопубликованных материалов могильника Найфельд, хранящихся в фондах Института археологии и этнографии СО РАН, их культурно-хронологическая и этническая интерпретация.
Примечания (с. 36) [1] Окладников А.П., Деревянко А.П. Мохэский могильник в пос. Найфельд Еврейской автономной области // Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С. 243-258.[2] Окладников А.П., Деревянко А.П. Далёкое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток, 1959. С. 185-187.[3] Деревянко Е.И. Мохэские памятники Среднего Амура. Новосибирск, 1975. С. 87-91.[4] Дьякова О.В. Раннесредневековая керамика Дальнего Востока СССР как исторический источник IV-X вв. М., 1984. С. 123-124.[5] Там же. С. 39-40.[6] Там же. С. 40-60.[7] Там же. С. 26.
наверх |