● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье. М.: 1999. [ коллективная монография ]

Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья.
Средняя Азия в раннем средневековье.

/ Серия: Археология. М.: Наука, 1999. 378 с. ISBN 5-02-008617-7.

Скачать файл: .pdf, 142,3 Мб.

Содержание

 

Предисловие (Г.А. Брыкина). — 5

 

Введение. — 7

Природные условия (Б.В. Андрианов). — 7

Общие сведения о Средней Азии в эпоху раннего средневековья (Г.А. Брыкина, Г.В. Шишкина). — 11

 

Глава 1. Северный Хорасан (Г.А. Кошеленко. В.А. Гаибов, А. Губаев). — 16

Глава 2. Хорезм в IV-VIII вв. (Е.Е. Неразик). — 30

Глава 3. Согд (В.И. Распопова, Г.В. Шишкина). — 50

Глава 4. Чач и Илак (Ю.Ф. Буряков. М.И. Филановнч). — 78

Глава 5. Фергана (Г.А. Брыкина, Н.Г. Горбунова). — 93

Глава 6. Уструшана (Н.Н. Негматов). — 114

Глава 7. Северный Тохаристан (Т.И. Зеймаль. Э.В. Ртвеладзе). — 131

Глава 8. Верхний Тохаристан (М.А. Бубнова). — 144

Глава 9. Семиречье (К.М. Байпаков, В.Д. Горячева). — 151

Глава 10. Среднее течение Сырдарьи (К.М. Байпаков). — 163

Глава 11. Согд V-VIII вв. Идеология по памятникам искусства (Б.И. Маршак). — 175

Памятники V в. — 176

Памятники VI в. — 177

Основные изменения в VII — первой половине VIII вв. — 179

Развитие культовой иконографии. — 181

Образы богов согдийского искусства и боги Авесты. — 181

Культовые композиции в живописи и на оссуариях. — 183

Неавестийские божества, демоны. Календарные обряды. — 185

Сцена приёма в росписи Афрасиаба и вопрос о гражданской религии Согда. — 186

Три ранга росписей. Светские сюжеты в парадных залах первой половины VIII в. — 188

Коропластика. — 190

Глава 12. Монеты раннесредневековой Средней Азии (Е.В. Зеймаль). — 192

 

Заключение (Е.Е. Неразик. Г.В. Шишкина). — 207

 

Литература. — 220

Список сокращений. — 242

Таблицы1-124 ]. — 244

Указатели. — 369

 


 

Предисловие.   ^

 

Средняя Азия расположена в центре Евразии и простирается от Каспийского моря на западе до Тянь-Шаня на востоке и от пустынных, полупустынных и степных районов Казахстана на севере до горных хребтов Копет-дага и отрогов Гималаев на юге. Эта огромная территория включает ряд ландшафтных зон.

 

Различие природных условий способствовало тому, что в разных ландшафтных зонах развивались разные типы хозяйства. Такое разнообразие в хозяйственной деятельности населения приводило к установлению прочных связей между отдельными районами, а её специализация — к формированию экономических районов, центром которых становился город или селение, где находился базар.

 

Одна из важнейших особенностей исторического развития Средней Азии — взаимодействие кочевых племён и осёдлых земледельцев. Кочевники жили как на периферии, так и внутри земледельческих оазисов. Между земледельцами и скотоводами существовала органичная связь. Шёл постоянный обмен опытом и хозяйственными навыками. Это привело в конечном счёте к созданию комплексного хозяйства, что, в свою очередь, сыграло большую роль в сложении культуры области и оказало влияние на сложные этногенетические процессы, происходившие здесь.

 

Том посвящён осёдлоземледельческому населению Средней Азии в эпоху раннего средневековья -IV-VIII вв. Начало этого периода совпало с трагическими событиями в жизни народов Средней Азии. Распад Кушанского царства повлёк за собой нарушение экономики и упадок хозяйственной и культурной жизни области. Это усугублялось ещё и постоянными внешними вторжениями, разрушением городов и ирригации.

 

Но этот период не был длительным. Уже в середине V в. начинают складываться феодальные отношения. Намечается подъём экономики. Развиваются ремёсла. Именно к этому времени может быть отнесено формирование среднеазиатского феодального города.

 

В этот период в Средней Азии были сложившиеся культурно-исторические области и государства, известные по письменным источникам. Но сведения древних авторов отрывочны и часто противоречивы. Поэтому для решения важных исторических проблем большое значение имеют археологические материалы. В настоящее время мы располагаем десятками полностью раскопанных памятников с прекрасной архитектурой.

 

На некоторых памятниках ведутся многолетние раскопки, которые позволили выявить структуру городов, их стратиграфию. Анализ материалов из стратифицированных слоёв с применением статистических методов позволит нарисовать объективную картину динамики развития культуры в области.

 

Большое разнообразие погребальных памятников свидетельствует о принадлежности людей, оставивших некрополи, к разным религиозным конфессиям или же к разным этносам. Особое место среди открытых памятников принадлежит культовой архитектуре. Это буддийские храмы в Чуйской долине, в Фергане, на юге Таджикистана, храмы местных религий и культов в Согде, Фергане, Хорезме, Чаче (Ташкент).

 

Первоклассные памятники искусства (живопись, глиняная скульптура, терракота) обнаружены не только в храмах, но и в жилых домах. Это свидетельствует о высокой культуре населения Средней Азии.

 

Другой, не менее важный показатель культуры области — распространение письменности. Известна письменность Хорезма, Тохаристана. Наиболее многочисленны памятники письменности в Согде. Это прежде всего архив, обнаруженный в замке на горе Муг и содержащий многочисленные документы (хозяйственные, юридические) и частично переписку. Настенная живопись и надписи на ней расчищены во многих помещениях Пенджикента.

 

Фергана также имела свою письменность, ведущую начало, как полагает В.А. Лившиц, от арамейского письма (Лившиц, 1968).

 

Широко распространяется тюркская эпиграфика, сложившаяся на основе согдийского письма. Находки тюркской эпиграфики особенно многочисленны в восточных районах Средней Азии — в Фергане и Семиречье.

 

Средняя Азия в силу своего географического положения являлась важным узлом исторических процессов. Через Среднюю Азию с древнейших времён пролегали караванные пути. Эта область была важнейшим транзитом в международной торговле между Востоком и Западом.

 

Через Среднюю Азию неоднократно прокатывались волны иноземных завоевателей, часто центральноазиатского происхождения, и отдельные районы попадали под власть эфталитов, тюрок, арабов.

 

Всё это не могло не отразиться на сложности процессов, протекавших в области, на сложении культуры. Детальный анализ всех материалов из разных районов Средней Азии позволяет выявить локальные варианты культуры этих регионов, устойчивые признаки культуры, присущие определённым местностям, что проявилось прежде всего в бытовых предметах (керамика, орудия труда, украшения).

 

В силу различных географических условий в регионах складываются разные способы ведения хозяйства, формируются специфические особенности топографии оазисов (типы городов и отдельных сооружений).

 

Именно в этот период окончательно формируются историко-культурные области с определенными чертами духовной и материальной культуры (тип жилищ, хозяйство, язык, письменность, искусство). Эти признаки сохраняются на протяжении длительного времени. Отдельные элементы культуры средневекового населения

(5/6)

Средней Азии прослеживаются и в культуре современных народов этой области. В это время начинают складываться элементы культуры, которые легли в основу цивилизации современных народов области.

 

Поэтому изучение средневековой истории Средней Азии крайне важно для воссоздания истории современных народов этой области, для изучения этногенетических процессов.

 

Авторский коллектив тома включает авторитетных специалистов в области истории и археологии Средней Азии из научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и государств Средней Азии. В написании разделов тома принимали участие Б.В. Андрианов , Е.Е. Неразик (Институт этнологии и антропологии РАН), Г.А. Брыкина, Г.А. Кошеленко, В.А. Гаибов (Институт археологии РАН), В.И. Распопова (Институт истории материальной культуры РАН), Е.В. Зеймаль, Т.И. Зеймаль, Н.Г. Горбунова, Б.И. Маршак (Государственный Эрмитаж), Г.В. Шишкина (Государственный музей Востока), А. Губаев (Институт истории Академии наук Туркменистана), К.М. Байпаков (Институт археологии Академии наук Казахстана), В.Д. Горячева (Институт истории Академии наук Киргизстана), М.А. Бубнова, Н.Н. Негматов (Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана), Э.В. Ртвеладзе (Институт искусствознания Академии наук Узбекистана), Ю.Ф. Буряков, М.И. Филанович (Институт археологии Академии наук Узбекистана).

 

Редколлегия тома благодарит Б.Х. Матбабаева (Институт археологии Академии наук Узбекистана), предоставившего малоизученные и почти неопубликованные материалы для раздела «Фергана».

 

Важным компонентом тома является иллюстративный материал. Таблицы выполнены художниками Института археологии С.А. Суджаевой, Е.Ф. Маракулиной, А.В. Голиковой, Н.С. Сафроновой, В. Ленивкиным. Карты регионов составлены картографом Н.Ф. Фёдоровой. Всем им авторский коллектив выражает глубокую благодарность.

 

Авторский коллектив тома считает своим приятным долгом поблагодарить рецензентов академика Академии наук Таджикистана Б.А. Литвинского и доктора исторических наук Г.А. Кошеленко, взявших на себя труд ознакомиться с рукописью тома и сделавших ценные замечания при ее обсуждении.

 

В процессе работы над томом большую помощь авторскому коллективу и редактору оказали сотрудники отдела скифо-сарматской археологии Института археологии РАН, в рамках которого велась работа, и его заведующие М.Г. Мошкова и В.А. Башилов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки