главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание каталога
|
Илл. 7.
|
Илл. 8.
|
|
|
Илл. 9.
|
Илл. 10.
|
годах. Эти новые находки включали в основном каменные и глиняные предметы.
Ещё при жизни Шлимана возникла идея выделить из очень схожего в своей большей части материала вторые экземпляры. Музей аргументировал своё желание тем, что большая масса однородных по характеру предметов производит на публику, как показывает опыт, угнетающее впечатление, в то же время, было бы чрезвычайно полезно, если бы вторые экземпляры находок могли быть доступны широким кругам общественности в качестве объектов изучения. Так как Шлиман был согласен с такой постановкой вопроса, [12] этот план после его смерти поддержали Вильгельм Дёрпфельд и Рудольф Вирхов. После того как Софья Шлиман одобрила передачу вторых экземпляров находок немецким университетам, академиям и музеям, а также Греческому национальному музею, последовал указ кайзера от 7 января 1895 года, официально разрешающий такую передачу.
В процессе отбора вторых экземпляров с 1895 по 1900 год произошло новое упорядочение шлимановского собрания, при котором троянские находки были систематизированы по слоям раскопок, а внутри них по типам предметов. Новые инвентарные номера, присвоенные при этом, остаются действующими до сегодняшнего дня. В качестве вторых экземпляров отбирались только абсолютно идентичные формы и только повреждённые сосуды. Находки из раскопок Трои I и Трои VI, представленные лишь немногими предметами, остались в Берлине. Согласно перечню, составленному к 1900 году, к распределению между другими учреждениями были приготовлены всего 7487 предметов из них: 1451 сосуд, 1225 фрагментов сосудов, 3551 пряслице и 1260 различных находок, а кроме того, тридцать восемь ящиков с несосчитанными фрагментами. После подробного обсуждения способов распределения вторые экземпляры были направлены в 1902 году в пятнадцать музеев и в двадцать университетских и академических собраний по всей Германии. Только в 1904 году, в обмен на коллекцию, вторые экземпляры находок были направлены Греческому национальному музею в Афинах.
В каталоге «Собрание троянских древностей», составленном X. Шмидтом в 1902 году, [13] вторые экземпляры находок уже не числились. Берлинское собрание Шлимана включало после новой систематизации 11886 инвентарных номеров, из которых 9704 приходились на находки в Гиссарлыке.
Вместе с Доисторическим отделом Музея народоведения собрание Шлимана переехало в 1921 году в освободившиеся помещения Музея художественных ремёсел (Дом Мартина Гропиуса). Троянские древности вернулись, таким образом, туда, где они уже временно выставлялись с 1881 по 1885 год. После многих лет тесноты им были предоставлены три зала на втором этаже здания. [14] Но радоваться обширной экспозиции специалисты и широкая публика могли лишь несколько лет.
С началом второй мировой войны Доисторический отдел, преобразованный к тому времени в самостоятельный Музей предыстории и древней истории, был закрыт, а большая часть фондов упакована и с 1941 года складирована в разных местах по всей Германии. Только самые ценные предметы были оставлены в Берлине, где они в целости и сохранности пережили войну в бункере противовоздушной обороны у Зоологического сада. [15]
Директор Музея предыстории и древней истории Вильгельм Унферцагт пережил окончание военных действий в башне-бункере рядом с доверенными ему культурными ценностями и, как он позже писал, «сохранил их целыми и невредимыми, несмотря на все опасности». В ночь с 1 на 2 мая 1945 года эта башня-бункер была передана немецким комендантом советским войскам. Все музейные ценности, находившиеся к этому времени в башне-бункере, оказались целыми и невредимыми в руках Красной армии. 5 мая 1945 года советский комендант башни-бункера назначил Унферцагта «директором музея в башне-бункере». Музейные ценности были взяты на сохранение советской комендатурой, и вскоре вывезены оттуда, как ему сказали, для их безопасности. Красная армия начала вывоз ценностей 13 мая 1945 года и закончила его 8 июня 1945 года.
Из найденного в Берлине русского реестра этих перевозок выяснилось, что из башни-бункера у Зоологического сада были приняты двадцать восемь ящиков с фондами Музея предыстории и древней истории. Три ящика — с номерами от MVF1 до MVF3 — содержали «золото Шлимана и сокровища Древней Европы» и уже 30 июня 1945 года самолетом были доставлены в Москву, а 8 июля 1945 года они оказались в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, где была констатирована целостность их содержания. Другие ящики из музея, включая учебные коллекции, конфискованные в разных местах, где они были спрятаны, складировались в это время на центральном советском складе для произведений искусства, расположенном в старой берлинской скотобойне, и только в сентябре 1945 года разными военными составами (176/2284; 176/1758; 178/4090-91, 176/8042) были вывезены в Ленинград. Здесь их распределили по крайней мере в двух учреждениях — Государственном Эрмитаже и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Академии наук СССР. В 1947 году в Западном Берлине началось восстановление Музея предыстории и древней истории, в который на протяжении 1950-х годов возвращались фонды, конфискованные в своё время западными союзниками. Из развалин разрушенного Дома Мартина Гропиуса (илл. 11) были извлечены остававшиеся там части фондов. Начиная с 1955 года в здании Музея народоведения можно было снова видеть находки из шлимановского собрания. В 1960 году западноберлинский Музей предыстории и древней истории въехал в здание, выстроенное архитектором Лангханзеном и принадлежащее к комплексу дворца Шарлоттенбург (илл. 12).
При жизни Сталина тема перевезённых в СССР из Германии культурных ценностей была запретной. Всевозмож-
ные попытки директоров советских музеев, в распоряжении которых находились вывезенные предметы, «легализовать» и выставить их пресекались высшим руководством. Только в начале 1955 года положение изменилось. Сталин умер 5 марта 1953 года, а 29 января 1955 года СССР прекратил состояние войны с Германией. 13 мая 1958 года, при Хрущеве, несмотря на упорное сопротивление разных советских музейных работников, секретариат ЦК КПСС постановил вернуть Германии культурные ценности согласно перечню, составленному в СССР летом 1957 года. С октября 1958 года во исполнение этого решения свыше трёхсот железнодорожных вагонов с возвращёнными ценностями были направлены в Берлин.
Среди музейных экспонатов, переданных Советским Союзом Германии в 1958 году, находилось и много ящиков с археологическими находками из бывшего Музея предыстории и древней истории Государственных музеев в Берлине. В основном это был материал из учебной коллекции музея, которая была конфискована Красной армией в 1945 и 1946 годах. Правда, среди возвращённых тогда фондов находились и другие важные части собрания и даже предметы из сокровищницы «Собрания троянских древностей», которая до конца войны хранилась в башне-бункере у Зоологического сада в Берлине. Музей предыстории и древней истории, как и Музей народоведения, располагался в западной части Берлина, а у Государственных музеев на Музейном острове к моменту возвращения ценностей из Советского Союза не было собственного Отдела предыстории и древней истории. Поэтому вернувшиеся части фондов собрания были переданы профессору Унферцагту, бывшему директору Музея предыстории и древней истории, который к этому времени стал одним из ведущих археологов в ГДР и директором Института предыстории и древней истории Германской Академии наук.
На базе этого материала, который насчитывал около 5000 предметов из собрания Шлимана, в 1963 году на Музейном острове был основан Музей истории первобытного общества и древней истории. Кроме постоянных экспозиций, как восточноберлинский, так и западноберлинский музеи организовывали с 1965 года специальные выставки, посвящённые Трое и Шлиману. [16] Так например, германоболгарская совместная выставка «Троя и Фракия» демонстрировалась в 1983 году в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде, а в 1985 году в доме Шлимана в Афинах состоялась большая выставка, посвященная Трое.
По соответствующему запросу Советского Союза состоялось решение секретариата ЦК СЕПГ (№03/-2/1245 от 6.8.1975), по которому около 45000 экспонатов
из этнографических собраний Берлина и Гамбурга, спрятанных на восточногерманских (сегодня польских) территориях и после войны перешедших во владение Академии наук в Ленинграде, были переданы в 1979 году ГДР. Эти материалы хранились в ГДР в секретном хранилище Музея Грасси в Лейпциге. Только после объединения Германии они были перевезены в Берлин и включены в те фонды собрания, откуда происходили. При проведении инвентаризации выяснилось, что и важные фонды берлинского Музея предыстории и древней истории секретно хранились с 1979 года в Лейпциге, там же находились десять невосстановимых томов каталога, инвентаризационные журналы, а также карточный каталог. Всё это должно было бы быть передано уже тогда восточноберлинскому Музею истории первобытного общества и древней истории, чего, однако, не произошло. Материалы собрания из Музея предыстории и древней истории в основном принадлежали к учебному фонду, но многотомный каталог и серебряные сосуды из так называемого клада Приама хранились в башне-бункере у Зоологического сада в Берлине, что можно доказать. То, что среди фондов Музея народоведения, переданных в 1979 году из Академии наук в Ленинграде в ГДР, находились также и фонды Музея предыстории и древней истории, можно легко объяснить. В конце концов, ведь и сам музей был до 1931 года только Доисторическим отделом Музея народоведения. Не ясно другое. Почему после окончания войны два, казалось бы, независимых друг от друга учреждения — Ака-
демия наук и Эрмитаж — разделили между собой единое собрание берлинского Музея предыстории и древней истории. В Государственном Эрмитаже до сих пор хранится большое число археологических объектов из этого музея, имеющих огромное значение для немецкой исторической науки, среди которых предметы из керамики и бронзы, принадлежащие к «Собранию троянских древностей» Шлимана, впервые демонстрируемые на данной выставке. В отношении всех 138 предметов из «Собрания троянских древностей» Шлимана из «фонда» Эрмитажа можно утверждать (судя по перечню, изученному в Берлине), что они находились в ящиках, отправленных из Германии с упомянутыми выше военными эшелонами под номерами 176/2284 и 176/1758. Русская маркировка ящиков: 263, 266, 335, 485, 541, 564, 784, 902, 953 и 1044. Ни один из предметов, находившихся в этих ящиках, содержавших кроме того и обширные материалы из других собраний Музея предыстории и древней истории, не был передан ГДР ни в 1958, ни в 1979 году.
С объединением Германии в 1990 году стало возможным снова объединить и разрозненные находки из «Собрания троянских древностей» Шлимана, хранившиеся многие десятилетия раздельно в Восточном и Западном Берлине. Во вновь открытом в 1996 году зале Шлимана в Музее предыстории и древней истории во дворце Шарлоттенбург снова можно увидеть самую большую после окончания войны постоянно действующую выставку троянских находок. Тем самым, хотя бы частично исполнено завещание Шлимана о том, чтобы его собрание в Берлине было передано «немецкому народу в вечное владение и на неделимое хранение». До сегодняшнего дня, однако, только около шестидесяти процентов из когда-то 9704 предметов «Собрания троянских древностей» возвратились в Берлин.
Сокровища Трои, а вместе с ними и все наиболее ценные предметы из собрания Музея предыстории и древней истории значились утраченными на протяжении пятидесяти лет. Только в 1991 году стало известно, а в 1993 году было подтверждено официально, что эти сокровища спрятаны в секретном хранилище Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве и поэтому недоступны ни для научного исследования, ни для мировой общественности. С 1996 года сокровища Трои выставляются на временной выставке в Москве. Надо надеяться, что эти материалы, относящиеся к древнему и доисторическому периодам среднеевропейских культур, снова вернутся на их исконное место и будут вновь восстановлены родовые связи между археологическими находками.
Примечания. ^
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание каталога