● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ коллективная монография ]Первобытное искусство: проблема происхождения.// Кемерово: 1998. 212 с. Под общей редакцией Я.А. Шера.
Авторы: Н.С. Бледнова, Л.Б. Вишняцкий, Е.С. Гольдшмидт, Т.Н. Дмитриева, Я.А. Шер.
[ аннотация: ] В книге рассматривается новая гипотеза о происхождении искусства или, точнее, одного из видов искусства — изобразительной деятельности. Сопоставление искусства с языком и членораздельной речью показывает, что искусство и язык — явления близкие по своей физической природе. И то, и другое — носители информации (языковой и образной). Центры восприятия и переработки языковой и образной информации локализованы, соответственно, в левом и в правом полушариях головного мозга. В книге показано, что для практической реализации способности к рисованию необходим определённый, достаточно высокий уровень специализации полушарий при тесной связи и взаимодействии между ними. Исходя из этого, автор гипотезы приходит к выводу, что изобразительная деятельность зарождалась вслед за языком и на древнейших этапах истории восполняла дефицит абстрактных понятий. Сравнительное исследование формирования детского и первобытного изобразительного творчества позволяет увидеть некое подобие биогенетического закона. Книга рассчитана на специалистов по археологии, этнографии, антропологии, психологии и истории искусства, на студентов, обучающихся по данным дисциплинам, а также на широкого читателя, которого интересует первобытное искусство.
На обложке: фрагмент живописи из пещеры Шове (Chauvet et al. 1996).
Оглавление
Предисловие. — 4
Введение. — 7
Глава 1. Проблема происхождения искусства в современной науке. — 131.1. Вступительные замечания. — 131.2. Эволюция человека и происхождение искусства. — 141.3. Причины возникновения формы искусства. — 221.4. Обзор основных гипотез о происхождении искусства. — 241.5. Смена функций. — 29Глава 2. Искусство, культура и антропогенез. — 312.1. Что такое культура? — 312.2. Природа на пути к культуре. — 322.3. В лабиринте эволюции. — 332.4. На пороге культуры. — 342.5. Пусковой механизм антропогенеза. — 36Глава 3. Древнейшие памятники искусства: ареал и хронология. — 423.1. Ареал. — 423.2. Основные памятники. — 443.3. Хронология. — 553.3.1. Хронологическая схема Анри Брейля. — 563.3.2. Периодизация А. Леруа-Гурана. — 583.3.3. Поправки А.Д. Столяра. — 603.3.4. Абсолютные даты. — 613.3.5. Некоторые вопросы технологии абсолютного датирования. — 663.3.6. К обновлённой хронологии. — 67Глава 4. Стиль в первобытном искусстве. — 734.1. Стили А. Леруа-Гурана: иллюзия или реальность? — 744.2. Стиль — изобразительный «язык»: план содержания и план выражения. — 77Глава 5. Семантика и эстетика в первобытном искусстве. — 855.1. Дешифровка или догадка? — 855.2. Древнейший изобразительный фольклор. — 875.3. Мать-Земля и Отец-Небо. — 905.4. «Коррида». — 955.5. Была ли первобытная эстетика? — 1005.6. «Предэстетика»? — 102Глава 6. Теория игры и понимание первобытного искусства. — 107Глава 7. Асимметрия, антропогенез и искусство. — 1147.1. Симметрия и асимметрия в природе. — 1147.2. Межполушарная асимметрия у человека. — 1157.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии. — 1187.4. Асимметрия головного мозга и изобразительная деятельность. — 1207.5. Речь и изобразительная деятельность. — 1227.6. Асимметрия у высших приматов и человека по археологическим данным. — 1247.7. Асимметрия в первобытном искусстве (предварительные наблюдения). — 1277.8. Отпечатки правых и левых рук. — 131Глава 8. Происхождение искусства. — 1338.1. С точки зрения истории. — 1338.1.1. Была ли у искусства «предыстория»? — 1338.1.2. Внезапность или постепенное вызревание? — 1358.1.3. Фазовые переходы. — 1368.1.4. Информация в природе. — 1378.1.5. Информационные барьеры. — 1398.1.6. Барьер внутренней памяти. — 1418.1.7. Барьер внешней памяти. — 1428.1.8. При каких условиях могла появиться изобразительная деятельность. — 1438.2. С точки зрения антропологии. — 1458.2.1. Неандерталец — предок или параллельная ветвь? — 1458.2.2. Кто сделал статуэтку из Берехат-Рам (неандерталец или homo sapiens)? — 1488.3. С точки зрения биоэнергетического закона. — 1498.3.1. Творчество обезьян. — 1508.3.2. Творчество неандертальца. — 1568.3.3. Творчество детей. — 1588.3.4. Детский рисунок и первобытное искусство. — 168
Заключение. — 177Библиография. — 181Приложение [радиоуглеродные даты памятников]. — 209
наверх |