● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Первобытное искусство: проблема происхождения. Кемерово: 1998. [ коллективная монография ]

Первобытное искусство: проблема происхождения.

// Кемерово: 1998. 212 с. Под общей редакцией Я.А. Шера.

 

Авторы: Н.С. Бледнова, Л.Б. Вишняцкий, Е.С. Гольдшмидт, Т.Н. Дмитриева, Я.А. Шер.

 

аннотация: ]

В книге рассматривается новая гипотеза о происхождении искусства или, точнее, одного из видов искусства — изобразительной деятельности. Сопоставление искусства с языком и членораздельной речью показывает, что искусство и язык — явления близкие по своей физической природе. И то, и другое — носители информации (языковой и образной). Центры восприятия и переработки языковой и образной информации локализованы, соответственно, в левом и в правом полушариях головного мозга. В книге показано, что для практической реализации способности к рисованию необходим определённый, достаточно высокий уровень специализации полушарий при тесной связи и взаимодействии между ними. Исходя из этого, автор гипотезы приходит к выводу, что изобразительная деятельность зарождалась вслед за языком и на древнейших этапах истории восполняла дефицит абстрактных понятий. Сравнительное исследование формирования детского и первобытного изобразительного творчества позволяет увидеть некое подобие биогенетического закона.

Книга рассчитана на специалистов по археологии, этнографии, антропологии, психологии и истории искусства, на студентов, обучающихся по данным дисциплинам, а также на широкого читателя, которого интересует первобытное искусство.

 

На обложке: фрагмент живописи из пещеры Шове (Chauvet et al. 1996).

 

Оглавление

 

Предисловие. — 4

 

Введение. — 7

 

Глава 1. Проблема происхождения искусства в современной науке. — 13

1.1. Вступительные замечания. — 13

1.2. Эволюция человека и происхождение искусства. — 14

1.3. Причины возникновения формы искусства. — 22

1.4. Обзор основных гипотез о происхождении искусства. — 24

1.5. Смена функций. — 29

Глава 2. Искусство, культура и антропогенез. — 31

2.1. Что такое культура? — 31

2.2. Природа на пути к культуре. — 32

2.3. В лабиринте эволюции. — 33

2.4. На пороге культуры. — 34

2.5. Пусковой механизм антропогенеза. — 36

Глава 3. Древнейшие памятники искусства: ареал и хронология. — 42

3.1. Ареал. — 42

3.2. Основные памятники. — 44

3.3. Хронология. — 55

3.3.1. Хронологическая схема Анри Брейля. — 56

3.3.2. Периодизация А. Леруа-Гурана. — 58

3.3.3. Поправки А.Д. Столяра. — 60

3.3.4. Абсолютные даты. — 61

3.3.5. Некоторые вопросы технологии абсолютного датирования. — 66

3.3.6. К обновлённой хронологии. — 67

Глава 4. Стиль в первобытном искусстве. — 73

4.1. Стили А. Леруа-Гурана: иллюзия или реальность? — 74

4.2. Стиль — изобразительный «язык»: план содержания и план выражения. — 77

Глава 5. Семантика и эстетика в первобытном искусстве. — 85

5.1. Дешифровка или догадка? — 85

5.2. Древнейший изобразительный фольклор. — 87

5.3. Мать-Земля и Отец-Небо. — 90

5.4. «Коррида». — 95

5.5. Была ли первобытная эстетика? — 100

5.6. «Предэстетика»? — 102

Глава 6. Теория игры и понимание первобытного искусства. — 107

Глава 7. Асимметрия, антропогенез и искусство. — 114

7.1. Симметрия и асимметрия в природе. — 114

7.2. Межполушарная асимметрия у человека. — 115

7.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии. — 118

7.4. Асимметрия головного мозга и изобразительная деятельность. — 120

7.5. Речь и изобразительная деятельность. — 122

7.6. Асимметрия у высших приматов и человека по археологическим данным. — 124

7.7. Асимметрия в первобытном искусстве (предварительные наблюдения). — 127

7.8. Отпечатки правых и левых рук. — 131

Глава 8. Происхождение искусства. — 133

8.1. С точки зрения истории. — 133

8.1.1. Была ли у искусства «предыстория»? — 133

8.1.2. Внезапность или постепенное вызревание? — 135

8.1.3. Фазовые переходы. — 136

8.1.4. Информация в природе. — 137

8.1.5. Информационные барьеры. — 139

8.1.6. Барьер внутренней памяти. — 141

8.1.7. Барьер внешней памяти. — 142

8.1.8. При каких условиях могла появиться изобразительная деятельность. — 143

8.2. С точки зрения антропологии. — 145

8.2.1. Неандерталец — предок или параллельная ветвь? — 145

8.2.2. Кто сделал статуэтку из Берехат-Рам (неандерталец или homo sapiens)? — 148

8.3. С точки зрения биоэнергетического закона. — 149

8.3.1. Творчество обезьян. — 150

8.3.2. Творчество неандертальца. — 156

8.3.3. Творчество детей. — 158

8.3.4. Детский рисунок и первобытное искусство. — 168

 

Заключение. — 177

Библиография. — 181

Приложение [радиоуглеродные даты памятников]. — 209

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки