главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Животные и растения в мифоритуальных системах.Материалы научной конференции. Октябрь 1996 года.// СПб: ГМИР; РЭМ. 1996. 144 с.Отв.ред. Т.Н. Дмитриева, В.А. Хршановский. [ аннотация: ] Животные являются значимыми объектами в мифологической и ритуальной системах различных культур. Свидетельства особенного внимания к животным известны из глубокой древности. Известны животные-боги и божества, животные-помощники и животные-атрибуты. Мифы повествуют о животных-демиургах, оборотнях, культурных героях, проводниках в «тот» мир и охранителях его. Как объект ритуала животное принимало участие в различных процессиях и мистериях, его приносили в жертву самого или его заместителей. Животное присутствует в слове, танце, в изображении. Мир животных и родственен, и противопоставлен миру человека, и потому животные стали оптимальным знаком в мифоритуальной сфере.
Оглавление
И.А. Тульпе. Укрощённый Хаос. — 3-4М.Ф. Печенко. Человек и животные: культурологический аспект взаимодействия. — 4К.К. Чекоданова. Слово и ветка. — 5-7Л.З. Письман. Символическое изображение животных в наивной живописи. — 7И.В. Калинина. Образные представления о звере и изобразительность. — 8-10А.К. Филиппов. Святилище Ляско. — 10-12Г.Г. Сорокина. Образ бобра в ритуальной орнаментике эпохи палеолита. — 12-13С.А. Демещенко. Палеолитическое искусство и зарождение мифоритуальных систем. — 13Т.Н. Дмитриева. Звери и знаки в искусстве позднего палеолита. — 14-16Е.Ф. Королькова. К проблеме формирования художественного образа в зверином стиле скифской эпохи. — 16-17Е.Е. Фиалко. Конь-оберег в погребальном обряде скифов. — 17-19М.Е. Килуновская. Скифо-сибирский звериный стиль в культуре ранних кочевников Центральной Азии (основные сюжеты и некоторые вопросы семантики). — 19-20В.А. Семёнов. Зооморфные образы в монументальном искусстве Среднего Енисея (эпоха энеолита/бронзы). — 21-22Л.С. Марсадолов. Святилище в Западном Алтае. — 22-24Д.Г. Савинов. Дерево в ритуальной практике населения окуневской культуры. — 24-25Б.Б. Дашибалов. Космические кони на берегах Байкала и Ла-Манша. — 26-27С.В. Дмитриев. Ритуальная трапеза-жертва — социальная иерархия в политической культуре тюрко-монгольских кочевников. — 27Н.М. Калашникова. Изобразительные сюжеты на створчатых браслетах. — 28-30А.А. Хлевов, С.М. Тодорова. Бестиарий эпохи Вендель. Искусство и реальность. — 30-31Е.А. Савостина. «Язык зверей» в архаической вазописи Греции. — 31-33О.А. Утехина. Кумская ваза: к вопросу о дешифровке символических образов. — 33-35Е.А. Зинько, В.Н. Зинько. Животные в росписях пантикапейских склепов. — 35-36В.А. Хршановский. Собака в погребальном обряде античного Боспора. — 36-37А.К. Каспаров. Фаунистические остатки с некрополей боспорских городов Илурат и Китей. — 38-40М.М. Шахнович. Античные представления о происхождении тератологических мифов. — 40В.Г. Иванов. Символика растительных образов в сакральном пространстве Древнего Египта. — 41-43А.Я. Каковкин. Изображение животных и растений на коптских тканях. — 43-45В.М. Зубарь. О происхождении изображения павлина в раннехристианских мозаиках. — 45Е.Н. Кувшинова. Животные и времена года (по материалам иконографии римских мозаик). — 45-46Е.М. Леменева. Литературная традиция описания животных: от античности к готике. — 45Е. Яровая. Символика коршуна и грифа. — 48-50М.В. Птиченко. Ветка акации в масонском ритуале. — 51А.В. Романчук. Анималистические штудии и символика в живописи итальянского треченто. — 51Т.Н. Виноградова. Аллегорические толкования животных и растений в контексте сюжета картины «Христос у Марфы и Марии» фламандского художника XVII в. в собрании ГМИР. — 53И.Х. Черняк. Историческая эволюция символического смысла иконографического типа «Св. Иероним и лев». — 55Р.Т. Рашкова. Мир животных в католической иконографии средневековья и Возрождения. — 57-58Н.П. Василевская. Животные в голландской живописи XVII века (предварительный обзор). — 58С.Ф. Кудрикова. Семантика зооморфных и флоральных символов в живописи Одилона Редона (1840-1916). — 60Е.В. Тараканова. Объекты природы как образ высказывания (растительные мотивы в метафизической живописи Дж. Де Кирико). — 62Т.М. Гельфман. Животные в еврейской религии и традиции. — 63О.В. Лысенко. Медиативные функции земноводных в окказиональных обрядах восточных славян. — 65-66Е.В. Пчелов. Мотив змееборчества в восточнославянских мифологических преданиях. — 66-67Е.Л. Мадлевская. Этнографические истоки образа молодильных яблок в сказке. — 67А.В. Свирновская. Зооморфные существа в мифологическом сюжете путешествия за бессмертием. — 69И.М. Денисова. Обрядность троицкой берёзки: поиски семантических корней образа. — 71-73Т.Г. Шубина. Лён в верованиях и обрядовом фольклоре восточных славян. — 73-74Д.А. Баранов. Хмель (из мифологического досье). — 75А.Б. Островский. Мифология пчелы и «пчела богова». — 76Е.В. Денисова. Перламутровый образок святого Саввы со львами (из собрания ГМИР). — 78О.А. Коробко, Г.А. Ченская. Изображения животных и растений на православных иконах (по материалам фонда ГМИР). — 80-81З.А. Лучшева. Сказочные птицы сторообрядческих лубков. — 81О.В. Белова. «Символическая зоология» в зеркале средневековой славянской книжности. — 83Я.Э.Зеленина. Христианская символики животных и растений по неопубликованным материалам А.С. Уварова. — 84Е.Я. Селиненкова. Архетипы в мифоритуальной практике грузин. — 86-87В.А. Дмитриев. Классификация животного мира в «Словаре животных» (мифологическое в современном народном знании). — 88Е.А. Окладникова. Отражение генезиса мифологического образа быка в памятниках наскального искусства юга Сибири, Казахстана и Центральной Азии. — 89-90А.А. Дубровина. Древний напиток здоровья из священного растения (ХХ в.). — 90А.А. Дубровина, Р.Я. Рассудова. «Жёлтые собаки» — история народов Средней Азии. — 92Л.А. Сластникова. Опыт определения растений в орнаменте на головных покрывалах крымских татарок. — 93Т.В. Жеребина. Животные и растения в мифоритуальных системах народов Сибири. — 94-95Т.Д. Булгакова. Животное-тотем как дух-помощник нанайских шаманов. — 95-96Т.Ю. Сем. Образ лягушки-прародительницы в мифологии народов Амура. — 96А.В. Разинкин. Представление о мамонте у народов Сибири. — 98Е.А. Алексеенко. Насекомые в мифологии кетов. — 100-101Е.Г. Фёдорова. Тема лиственницы в культуре манси. — 101-102А.В. Пантелеев, О.Р. Потапова. Птицы в культуре жителей Усть-Полуйского городища. — 102-104П.Ф. Лимеров, Л.С. Лобанова. Корова в мифоритуальной жизни одной деревни. — 104Л.И. Ашихмина. Собака в ритуалах древнего населения Вычегодского края (опыт реконструкции). — 106-107А.А. Чувьюров. Чай, табак в фольклоре коми старообрядцев-беспоповцев. — 107-108Н.Г. Краснодембская. О символичности символов. Корова и слон в религиозно-магических представлениях народов Южной Азии. — 108С.А. Маретина. Животные в мифологии андаманцев. — 110Е.С. Соболева. Буйвол на о-ве Тимор. — 111М. Чигринский. О сакрализации животного мира у аборигенов Тайваня. — 113О.С. Хижняк. Животные, растения и природные явления как символы состояний сознания в буддизме. — 114М.Е. Кравцова. Культ «царя-зверя» в протобуддийской традиции к проблеме архаико-мифологических истоков буддийской концепции имперской власти). — 116Д.В. Поповцев. Белый слон в культе бодхисаттвы Самантабхадры. — 118В.Н. Мазурина. Растения в обрядах непальцев (к атрибуции ритуального сосуда из фондов ГМИР). — 119П.М. Кожин. Анимализм архаической китайской мифологии. — 120-122 (см. на academia.edu)К.Л. Банников. Трава и змей во фрагментах японской и полинезийской космогонии. — 122О.М. Чунакова. Чем пахли цветы в сасанидском Иране? — 123-125А.А. Амбарцумян. Конь, вепрь, свинья, слон, верблюд, коза и финиковая пальма в среднеиранской мифологической традиции (по материалам поэм «Сказание о Зарере» и «Асорийское дерево»). — 125-128В.В. Емельянов. Священные деревья в шумерской магии. — 128-130Р.В. Кинжалов. Агава в мифологии индейцев Америки. — 130-131Е.Л. Бубнова. Растения и животные в учении Карлоса Кастанеды. — 131Ю.Г. Акимов. Трансформация образа волка в фольклоре франкоканадцев. — 133Д.Г. Бондарев. Совет/подсказка в канурийских (*) сказках о животных. — 134Ф.Р. Балонов. Kissos; Hedera helix; плющ: некоторые аспекты. — 135-137
наверх |