главная страница / библиотека / обновления библиотеки
A.M. Илюшин, М.Г. Сулейменов, В.Б. Гузь, А.Г. СтародубцевМогильник Сапогово — памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котловине.// Новосибирск: НГУ. 1992. 128 с. ISBN 5-7615-0245-3
Скачать файл: .pdf, 24,2 Мб. [аннотация:] В монографии публикуются новые материалы уникального погребального памятника древнетюркской культуры Южной Сибири. В работе даны: описание могильника, курганов, классификация погребального обряда и инвентаря. Новизна материалов и датировка памятника 2-й половиной VIII — 1-й половиной IX в. н.э. позволяют посмотреть на проблему кыргызского и тюркского этногенеза в Южной Сибири с новых позиций. Рассматриваются также причины активной тюркизации лесостепи Западной Сибири. В приложении полностью приводятся рисунки погребальных предметов комплексов. Для археологов, этнографов и всех, интересующихся древней историей Сибири и Средней Азии.
Содержание (развёрнуто)
Введение. — 3
Глава I. Описание могильника Сапогово. — 5Глава II. Классификация элементов погребального обряда и инвентаря. — 19§1. Классификация инвентаря. — 19Вооружение. — 19Конское убранство. — 23Принадлежности одежды и украшения. — 25Орудия труда и бытовые предметы. — 27Предметы культового назначения. — 28Керамика. — 29§2. Классификация элементов погребального обряда. — 29Глава III. Хронология и этнокультурная принадлежность могильника Сапогово. — 32§1. Историографический очерк о концепциях хронологии и этнокультурной атрибутации погребений по обряду кремации в Новосибирском и Томском Приобье. — 32§2. Хронология могильника Сапогово. — 36§3. Этнокультурная принадлежность погребений по обряду кремации на юге Западной Сибири. — 43
Заключение. — 50
Архивные материалы и литература. — 52Список сокращений. — 63Приложение [ Рис. 1-60 ]. — 65
Заключение. ^
Проделанная работа по изучению погребений по обряду кремации на стороне на могильнике Сапогово позволяет сделать обобщения по рассматриваемым в исследовании проблемам и оценивать их с позиции развития средневековой археологии Южной Сибири.
Систематизация и классификация погребений по обряду кремации на стороне в Кузнецкой котловине, Томском и Новосибирском Приобье дала возможность решать вопросы их хронологии и этнокультурной принадлежности с использованием гораздо большего объёма источников, что и обусловило новизну выводов. На основе характерного комплекса взаимовстречаемых предметов (см. рис. 59) и сходства ведущих элементов погребального обряда исследуемые погребения были объединены в единый тип памятников, который датируется второй половиной VIII — первой половиной IX в. н.э. и отождествляется с культурой тюргешей, находившихся в тесном этнокультурном контакте с местным угро-самодийским населением. Это дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что в основе активного освоения лесостепных просторов Западной Сибири тюркоязычными племенами лежат события, которые имели место на политической арене Средней Азии в середине VIII в., а именно: разгром государства тюргешей, поражение китайцев и карлуков в битве с арабами на р. Талас, прекращение торговли по Великому шёлковому пути и установление в Средней Азии политического господства арабов.
Несомненно, что господство уйгуров в Центральной Азии также повлияло на активизацию процесса тюркизации лесостепи юга Западной Сибири. Ведь тюркоязычные племена для сохранения политической самостоятельности вынуждены были продвигаться только на север, так как одновременно находились под давлением Уйгурского каганата в Центральной Азии и Арабского халифата в Средней Азии. Такой подход к оценке событий политической истории эпохи раннего средневековья в Центральной и Средней Азии даёт возможность по-иному, чем раньше, рассматривать проблему тюркского и кыргызского культурогенеза на территории Южной Сибири. Проведённый анализ материалов показывает, что у истоков формирования многих современных малых тюркоязычных народностей Южной Сибири стоят одни и те же поли- тические события средневековой истории и, вполне вероятно, родственные по языку и крови племена — носители кочевой тюркской культуры.
В исследуемый период древней истории Южной Сибири этнически показательными признаками становятся предметы и элементы обряда погребения, сохранившие местные угро-самодийские традиции в смешанных погребальных комплексах. Участие местного компонента в пришлой, более высокого уровня, тюркской культуре даёт возможность судить о характере этнических процессов в конце I тысячелетия н.э. в различных регионах Западной Сибири.
Представленные в работе новые идеи и подходы к решению актуальных проблем раннесредневековой археологии Южной Сибири — это всего лишь одна из попыток дать на основе новых материалов и достижений смежных наук — востоковедения, этнографии и тюркологии — историческую интерпретацию наиболее актуальных проблем с помощью анализа одного из многочисленных видов обряда погребения (кремация на стороне). Таким образом, настоящая работа не отвергает ранее высказанные концепции о хронологии и культурной принадлежности погребений по обряду кремации на стороне конца I тысячелетия н.э. на юге Западной Сибири, а логически вытекает из них на современном этапе изучения этого вида памятников.
Выражаем глубокую признательность научному руководителю А.И. Мартынову и уважаемым коллегам: Т.Н. Троицкой, Л.А. Чиндиной, Ю.С. Худякову, Л.М. Плетнёвой, С.Г. Кляшторному, B.А. Могильникову, Ю.И. Трифонову, С.Г. Скобелеву, С.П. Нестерову, С.В. Неверову, Ю.П. Алёхину и коллективам кафедры археологии КемГУ и лаборатории гуманитарных исследований НГУ за оказанную помощь в написании настоящей работы.
наверх |