[ хрестоматия ]
Скифы.
/ Хрестоматия. M.: «Высшая школа». 1992. 304 с. ISBN 5-06-002442-3
Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой.
[ аннотация: ]
Хрестоматия включает фрагменты из произведений Гомера, Эсхила, Геродота, Аристотеля, Демосфена, Плутарха, Гиппократа, Диогена Лаэртского, Публия Овидия Назона, Помпея Трога и других античных мыслителей, в которых рассказывается о Скифии и скифах — одном из древнейших и загадочных народов, обитавших в Северном Причерноморье. Читатели получат представление о жизни и нравах этого народа, его обычаях, верованиях, обрядах, о военных походах. В книге говорится и о проблемах, с которыми сталкиваются учёные при исследовании культуры скифов.
Оглавление
Введение. — 6
Краткая история скифов. — 6
Литература. — 12
«Скифская» тема в произведениях древнегреческих и латинских авторов. — 14
Литература. — 26
I. Фрагменты из древнегреческих текстов.
Гомер.
Илиада. — 28
Одиссея. — 29
Евстафий.
Объяснения к «Илиаде» Гомера. — 29
Анакреонт.
Ода LVII. — 31
Гекатей Милетский.
Землеописание. — 32
Эсхил.
Прикованный Прометей. — 34
Софокл.
Царь Эдип. — 37
Геродот.
История. — 38
Еврипид.
Рес. — 84
Фукидид.
История. — 85
Гиппократ.
О воздухе, водах и местностях. — 87
О болезнях. — 91
Ктесий Книдский.
История Персии. — 92
Аристотель.
Метеорологика. — 92
Политика. — 96
Демосфен.
Речь против Лептина о беспошлинности. — 98
Динарх.
Речь против Демосфена. — 100
Скилак Кариандский.
Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии. — 100
Феофраст.
О растениях. — 102
Псевдо-Каллисфен.
Жизнь и деяния Александра Македонского. — 103
Каллимах.
Гимны. — 105
Схолии к «Гимнам» Каллимаха. — 108
Николай Дамасский.
Свод странных обычаев. — 108
Страбон.
География. — 109
Диодор Сицилийский.
Библиотека. — 149
Плутарх.
Сравнительные жизнеописания. — 156
Пир семи мудрецов. — 163
Изречения царей и полководцев. — 167
Псевдо-Плутарх.
О названиях рек и гор и об их произведениях. — 169
Дион Хризостом.
Борисфенитская речь, прочитанная в отечестве. — 172
Дионисий.
Описание населённой земли. — 176
Евстафий.
Комментарий к «Землеописанию» Дионисия. — 179
Арриан.
Объезд Эвксинского Понта. — 193
Поход Александра Великого. — 200
Лукиан Самосатский.
Прометей, или Кавказ. — 203
Токсарид, или Дружба. — 205
Скиф, или Гость. — 228
Анахарсис, или О гимнасиях. — 230
Долговечные. — 230
Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — 231
Дексипп.
Скифская история. — 236
Ямблих.
О жизни Пифагора. — 239
II. Фрагменты из латинских текстов.
Публий Овидий Назон.
Метаморфозы. — 242
Печальные песни (тристии). — 243
Послания с Понта. — 246
Помпеи Трог.
Филипповские истории (Сокращение Марка Юниана Юстина). — 248
Помпоний Мела.
Землеописание. — 255
Квинт Курций Руф.
История Александра Великого. — 263
Гай Плиний Секунд.
Естественная история. — 266
Гай Валерий Флакк Сетин Бальб.
Аргонавтики восемь книг. — 274
Секст Юлий Фронтин.
Военных хитростей четыре книги. — 274
Приложение.
И.В. Яценко, Д.С. Раевский. Некоторые аспекты состояния скифской проблемы. — 276
Литература. — 295
Именной указатель. — 297
Предисловие. ^
Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.
Скифская история занимает видное место и в изучении общеисторического процесса в целом. Хронологически она охватывает время, когда на территории Северного Причерноморья развивались античные рабовладельческие города и государства. С VII-VI столетий до н.э. начались регулярные контакты греков с населением Припонтийского региона, что повысило интерес греческих купцов и колонистов к осваиваемому ими краю. Отсюда родилась литература, сохранившая для нас сведения о целом ряде народов и о скифах в том числе.
Древние писатели оставили нам не очень много сведений о Скифии и скифах. Но в совокупности они дают богатый материал для изучения одного из древнейших народов, не имевшего своей письменности.
Скифы получили весьма большую популярность в художественной литературе и в изобразительном искусстве, им посвящено много исследовательских работ. За последние десятилетия наука сделала очень много в археологическом изучении скифов, значительно расширив наши представления о них. Однако основой для исследования по-прежнему остаются сведения и произведения древних греческих и
(3/4)
латинских авторов, что и вызвало необходимость издания сборника их трудов, которое не осуществлялось с конца прошлого века, с того времени, когда вышел в свет свод свидетельств древних греческих и латинских писателей о Скифии и Кавказе В.В. Латышева («Scythica et Caucasica»), и в котором были учтены почти все древние источники. Он давно уже стал библиографической редкостью, малодоступной не только для студентов, но и для специалистов по древней истории. В этой связи через 50 лет после издания вышеуказанного труда было осуществлено его переиздание, но не в виде монографии, а в качестве «Приложения» к журналу «Вестник древней истории» (ВДИ) за 1947-1949 гг. Позднее предполагалось издание труда В.В. Латышева в полном объёме.
Но прошло ещё 50 лет, и теперь не только свод «Scythica et Caucasica», а и его переиздание в ВДИ являются труднодоступным для читателя материалом. Всё это осложняет изучение исторических дисциплин в вузах при подготовке студентами курсов, которые охватывают древнейший период отечественной истории.
Предлагаемая «Хрестоматия» объединяет литературные памятники, в которых содержится наиболее полная и значительная информация о Скифии и скифах, а также об их ближайших соседях (в отдельных случаях даны два перевода текстов — поэтический и в прозе, чтобы обратить внимание на их различия). Такая работа издаётся впервые, и в ней учтены не только переводы В.В. Латышева, но и новые работы.
В начале сборника даются краткая история скифов и вводная статья об авторах, которые так или иначе касались скифской истории и чьи произведения составили настоящую книгу. За ними следует основная часть (I и II), включающая фрагменты из произведений древних греческих и латинских писателей и учёных, содержащие информацию о скифах, их жизни, обычаях, а также об их соседях. Причём в квадратные скобки заключены слова, уточняющие содержание текста, а в круглые — поясняющие слова самого автора произведения. Завершает сборник приложение — статья И.В. Яценко и Д.С. Раевского, в которой излагается ряд аспектов состояния скифской проблемы. Хотя статья и была опубликована в 1980 г. (Народы Азии и Африки. 1980. №5), она не потеряла своей актуальности и сегодня — и по характеру поставленных проблем, и ряду дискуссионных аспектов, которые до сих пор неодинаково трактуются различными исследователями. Представляет интерес и литература, приведённая в конце этой статьи. Но, конечно, за последнее десятилетие появились новые публикации (монографии, статьи и т.п.), частично указанные в литературе к разделам в настоящей хрестоматии, а также в приложении — после примечаний к статье Яценко и Раевского.
Источники, откуда приведены фрагменты из произведений, указаны в комментариях к ним, как правило, под цифрой «1», а если
(4/5)
даны два перевода, то они также указаны в комментариях под соответствующей цифрой.
В целом настоящая книга может служить пособием для изучения исторической судьбы скифского народа.
Скифская проблема включает целый ряд вопросов, нашедших отражение в материалах сборника. По ним студентами могут быть написаны доклады по экономической, социальной и политической истории скифов, по истории их материальной и духовной культуры, а также подготовлены и обсуждены устные сообщения, посвящённые проблемам взаимоотношений местного и пришлого населения Северопричерноморского региона, контактам кочевого и земледельческого населения. В числе таких вопросов могут быть следующие — характеристика хозяйства, социальная структура, общественные отношения, формы эксплуатации, борьба с внешними врагами, религиозные представления, развитие культуры. Материалы сборника могут быть также использованы для проведения коллоквиумов по общим и частным вопросам истории древнего народа и его отношений с рабовладельческим античным миром.
При этом необходимо помнить, что не все древние авторы давали равноценную по объективности информацию, да и осведомлённость их была неодинакова. Одни фиксировали события, действительно имевшие место в истории, другие придерживались определённой тенденции (политической или моральной) и в соответствии с ней излагали материал в удобной для этого форме, третьи собирали легенды, четвёртые — анекдоты или занимательные истории. Поэтому для поиска исторической истины необходимы строгое сопоставление сведений древних авторов и проверка фактов с использованием нумизматического, эпиграфического, археологического и другого доступного материала.
Ко всем произведениям древнегреческих и латинских авторов даны комментарии, краткость которых обусловлена ориентацией студентов на самостоятельную работу.
Хрестоматия, предназначенная в качестве учебного пособия для студентов исторических факультетов, может представлять интерес и для читателей-неспециалистов.
|