[ сборник ]
Реконструкция древних верований: источники, метод, цель.
// Л.: ГМИР. 1990. 124 с.
Содержание
Введение. — 7
Общие и теоретические проблемы реконструкции.
Кабо В.Р. Реконструкция древних верований: проблемы методологии. — 9
Дмитриева Т.Н. К проблеме поиска метода реконструкции древних верований. — 10
Леонова Н.Б., Чвырь Л.А. Заметки об использовании данных этнографии для реконструкции археологического погребального обряда. — 11
Гусаков М.Г. Святилища как исторический источник. — 13
Новикова Л.A. Феномен маски в культуре (к методике реконструкции древних верований на межкультурном уровне). — 15
Островский А.В. Мирча Элиаде об универсальных структурных характеристиках архаических религий. — 1 7
Чекоданова К.К. Архаические параллели странным пространствам Андрея Платонова («Чевенгур»). — 18
Чмыхов Н.А. Идея глобальных катастроф в религиозно-мифологических системах древности и современность. — 20
Палеолит.
Борзияк И.A. О возможной интерпретации проявления культа быка в позднем палеолите Юго-Запада СССР. — 22
Григорьева Г.В. Некоторые культовые места в палеолите. — 23
Миньков Е.В. Новые сведения о позднепалеолитических культовых местах (по материалам раскопок стоянки Каменная Балка II). — 25
Столяр А.Д. Проблема ашело-мустьерских корней верхнепалеолитической религии (археологический аспект). — 27
Сапожников И.В. О датировке и искусственных сооружениях пещеры Ильинка. — 29
Филиппов А.К. О мифологической стадии мышления в палеолите. — 31
Яковлева Л.А. К реконструкции идеологических представлений позднепалеолитического человека (по материалам археологии). — 33
Неолит. Бронза.
Агульников С.М. Ритуальные сооружения на белозерском могильнике у с. Казаклия. — 35
Алексеева И.Л. Религиозные воззрения земледельцев и скотоводов Северо-Западного Причерноморья в эпоху палеометалла. — 36
Алёкшин В.А. Археологические свидетельства о культе черепа в культурах каменного века Евразии. — 38
Гурина Н.Н. О возможности реконструкции верований по монументальной охотничьей живописи. — 59
Дрейер Л.М., Кузнецов И.В. К изучению дольменов Северо-Западного Кавказа (реконструкция семантики древнейших ритуальных памятников ). — 41
Дэвлет М.А. Наскальные изображения Центральной Азии как источник по реконструкции древних верований (эпоха бронзы). — 43
Крижевская Л.Я. Погребения животных как форма проявления первобытных верований. — 44
Мартынов А.Я. Археологические памятники Соловецких островов как источник изучения верований беломорского населения II-I тыс. до н.э. — 47
Попова Т.А. К проблеме реконструкции верований трипольского населения (по данным Раковца). — 48
Пустовалов С.Ж. Древневосточные религии и идеология населения катакомбной общности. — 50
Рахманов У., Радилиловский В.В. Культ огня в погребальных комплексах юга Средней Азии (эпоха бронзы). — 51
Сорокин В.Я. Результаты классификации антропоморфной пластики трипольского населения Яблона 1. — 53
Цвек Е.В. Один из аспектов верований трипольских племён. — 55
Яровой Е.B. Древнейшие подкурганные святилища Днестровско-Прутского междуречья. — 56
Эпоха железа. Средневековье.
Беликова О.Б. Методический аспект реконструкции мировоззрения населения таёжного Причулымья в начале II тыс. н.э. — 58
Боброва А.И. Могильники Нарымского Приобья и Причулымья как источник по реконструкции верований позднесредневекового населения. — 60
Жук А.В. Курганные жители и путешествие к ним (по отчётам графа А.А. Бобринского 1901-1912 гг.). — 62
Курбатов А.В. О выделении языческих культовых объектов (на примере камней-следовиков). — 65
Лещенко В.Ю. Проблемы реконструкции древних верований в традиционной культуре финно-угров. — 68
Мусин А.Е. К характеристике русского средневекового мировоззрения (проблема «двоеверия»: методический аспект). — 71
Нефёдова Е.С. Пластика латенского стиля на территории европейской части СССР. — 74
Новикова Г.Л. Амулеты в скандинавском языческом культе. — 75
Носенко Е.Э. Религия древних кельтов на страницах журнала «Callia». — 77
Чиндина Л.A. О реконструкции верований Западно-Сибирских народов периода распада первобытных отношений. — 50
Шутова Н.И. Погребальный обряд удмуртов XVI-XIX вв. (по данным могильников). — 82
Античность. Восток.
Антонова Е.В. Социальное отношения и религия: к формированию образов божеств (на материале Месопотамии и Ирана). — 83
Булатович С.А. Религиозные сюжеты на античных малоазийских монетах. — 84
Вайнберг Б.И. Культовый центр IV-II вв. до н.э. в древнем Хорезме. — 86
Масленников А.А., Емец И.A. Культовые захоронения животных на позднеантичных поселениях Европейского Боспора. — 88
Матковская Т.А. Изображения хтонических божеств на рельефах Европейского Боспора (Особенности иконографии). — 91
Молев Е.А. Греческое и варварское в некрополе Китея. — 93
Молева Н.В. Китейское святилище. — 94
Хршановский В.А. Рельеф из некрополя Илурата. — 96
Якубов Ю.Я. Культ огня в религии зороастризма и его отражение в археологических источниках Согда. — 27
Реконструкция пo данным языка.
Жолобов О.Ф. К реконструкции сакральных представлений о человеке в Древней Руси (по лингвистическим данным). — 99
Секирин П.В. Теонимия, космонимия и проблема древних верований. — 101
Шапошников В.Н. Этнокультурные традиции как отражение верований в структуре древних текстов. — 102
Этнография.
Бондарь Н.И. К вопросу о закономерности развития обрядов во времени и пространстве. — 104
Бутинова М.С. Современная советская этнография о ранних формах религии. — 106
Головнёв А.В. Ненецкие святилища. — 108
Жеребина Т.В. Идея и образ сакрального у нанайцев (к проблеме классификации). — 110
Зенько A.П. Элементы древних мировоззренческих форм в погребальном обряде обских угров. — 112
Мешков К.Ю. Сакральная и секулярная власть, связанные с этим мужские и женские союзы и отражение этого в мифах. — 113
Сем Т.Ю. Семантика образов первоисточника жизни у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока конца XIX — начала XX века и их средневековые параллели. — 114
Тадина Н.А. Почитание животных у алтайцев. — 117
Чигринский М.П. О религии племени ями. — 120
Шумкин В.Я. Лапландские нойды и саамский «шаманизм». — 121
|