[ сборник ]
Обряды и верования древнего населения Украины.
// Киев: «Наукова думка». 1990. 138 с. ISBN 5-12-001522-0
[ аннотация: ]
Сборник посвящён исследованию религиозных представлений древнего населения территории УССР в широком хронологическом диапазоне — от эпохи бронзы до древнерусского времени включительно. В отличие от большинства работ, посвящённых истории религии, авторы сборника строят выводы на новом археологическом материале, полученном в течение последних десятилетий, который позволяет во многом по-новому осветить сложные и ещё не разработанные проблемы возникновения, становления и развития ранних форм религиозных представлений. Значительное внимание уделено религии доклассовых и раннеклассовых обществ, для которых характерен переход от мифотворчески ориентированного сознания родового общества к религиозной идеологии классового общества. Раскрывается роль идеологии в процессе формирования первых античных полисов на юге нашей страны.
Для археологов, историков, работников музеев, студентов вузов, тех, кто интересуется древней историей нашей страны.
Отв.ред. В.М. Зубарь.
Содержание
Отрощенко В.В. Идеологические воззрения племён эпохи бронзы на территории Украины. — 5-17
Бессонова С.С. Скифские погребальные комплексы как источник для реконструкции идеологических представлений. — 17-40
Русяева А.С. Идеологические представления древних греков Нижнего Побужья в период колонизации. — 40-61
Зубарь В.М. О некоторых аспектах идеологической жизни населения Херсонеса Таврического в позднеантичный период. — 61-84
Козак Д.Н., Боровский Я.Е. Святилища восточных славян. — 84-101
Орлов Р.С. Язычество в княжеской идеологии Руси. — 101-114
Моця А.П. Некоторые сведения о распространении христианства на юге Руси по данным погребального обряда. — 114-133
Предисловие. ^
Советской исторической наукой внесён значительный вклад в теоретическое и конкретно-историческое религиоведение. Однако далеко не все вопросы возникновения, исторического развития и отмирания различных форм религиозного мировоззрения древних обществ изучены с достаточной полнотой. В частности, остаются недостаточно разработаны идеологические представления доклассовых и раннеклассовых обществ, где исследователь сталкивается не с канонизированными религиозными учениями и обрядами, а с религиозным мировоззрением в процессе его становления, перехода от мифологически ориентированного сознания родового общества к религиозной идеологии классового общества. Религиозно-мифологические представления этих обществ в значительной мере связаны с материальной деятельностью, в первую очередь с их социальной структурой. Поэтому реконструкция религиозно-мифологических представлений этого периода неизбежно включает элементы иных сфер духовной и материальной жизни.
Религия — одна из форм общественного сознания — относится к категории надстроечных явлений, которые в конечном итоге определяются экономическим базисом общества. Однако не следует упрощать это важное теоретическое положение и выводить ту или иную религиозную систему мировоззрения непосредственно из уровня социально-экономического развития. Религия, как и всякий другой компонент надстройки, развивается относительно самостоятельно и влияние на неё экономического базиса проступает лишь в конечном итоге, так как базис любого общества подвержен обратному влиянию надстройки. Это следует учитывать при изучении религиозных воззрений в рамках не только больших хронологических периодов, но и конкретно-исторических обществ, в которых система религиозного мировоззрения и связь её с уровнем социально-экономического развития могла приобретать ту или иную форму.
В результате многолетних археологических исследований на территории Украинской ССР накоплен значительный материал, несущий обширную информацию об идеологических представлениях древнего населения, которые в силу специфических особенностей развития докапиталистических обществ приобретали преимущественно религиозную форму. Назрела необходимость всестороннего исследования и интерпретации накопленного материала, который позволяет решать сложные проблемы, связанные с религиозными представлениями древнего населения не только территориально, но и в рамках длительного хронологического отрезка времени — от эпохи бронзы до формирования Древнерусского государства.
Сборник не претендует на исчерпывающее освещение всех проблем, связанных с духовной культурой людей, населявших территорию УССР. Авторы преследуют цель, в основном, исследовать круг вопросов, подготовив почву для дальнейшего комплексного изучения духовной культуры древних обществ. Особое внимание здесь уделяется ранним этапам становления религиозной идеологии в обществах разного уровня развития, в том числе и периода распространения христианства.
Этим определяется и структура сборника, который состоит из статей, посвящённых историческому развитию религиозных представлений эпохи бронзы, скифо-античного и славяно-русского периодов на территории УССР. Преимущественно на археологическом материале рассматривается история религиозных представлений древнего насе-
(3/4)
ления, связанных с определённой ступенью развития докапиталистических обществ. Особый интерес представляет освещение специфики перехода от системы религиозного политеизма к христианству в условиях формирования сословно-классовых государственных образований. В принципе догматические формулировки и апологетические приемы обоснования христианских догм складываются ещё в первые века существования этой мировой религии, а затем лишь модернизируются с учётом новейших достижений естествознания и общественных наук. Раскрытию этого процесса поможет работа исследователя, который, опираясь на исторические источники, прослеживает складывание основных мировоззренческих и организационных норм христианства в ходе религиозного синкретизма и утверждения этой религиозной системы. То есть одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед учёными, — поиск исторических реалий, неадекватное отражение которых в сознании людей привело к становлению и развитию религиозных представлений и христианской идеологии в частности. Это, в свою очередь, позволит показать на конкретном материале, что религиозное мировоззрение является не более, чем одним из исторически обусловленных этапов духовного развития человечества. Ведь ещё Г. Гегель тонко подметил, что когда много размышляют над историческим происхождением обрядов, то они теряют святость, как теряют свой авторитет церковные догмы, освещаемые с помощью истории религия.
Список сокращений. ^
АДСВ — Античная древность и средние века
АИУ — Археологические исследования на Украине
АЛЮР — Археологическая летопись Южной России
АС — Археологический съезд
АСХ — Античная скульптура Херсонеса
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа
АО — Археологические открытия
БАН — Болгарская Академия Наук
ВВ — Византийский Временник
ВДИ — Вестник древней истории
ВИ — Вопросы истории
ВИА — Всеобщая история архитектуры
ВССА — Вопросы скифо-сарматской археологии. — М.: АН СССР
ВХДУ — Вісник Харківського державного університету
ГХЗ — Государственный Херсонесский заповедник
ГИМ — Государственный исторический музей
ДГС — Древности Геродотовой Скифии
ДБК — Древности Боспора Киммерийского
ЕМИРА — Ежегодник музея истории религии я атеизма
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения
ЗОАО — Записки Одесского археологического общества
ЗООИД — Записки Одесского общества истории древностей
ИА АН УССР — Институт археологии АН УССР
ИАК — Известия археологической комиссии
ИРАИМК — Известия Российской Академии истории материальной культуры
ИТУАК — Известия Таврической ученой архивной комиссии
КВН — Корпус боспорских надписей
КСИА — Краткие сообщения Института археологии
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
КСОГАМ — Краткие сообщения Одесского государственного археологического музея
МАПП — Матеріали по археології Північного Причорномор’я
МАР — Материалы по археологии России
(134/135)
МАСП — Материалы по археологии Северного Причерноморья
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
МНМ — Мифы народов мира
НАА — Народы Азии и Африки
НА ИА АН УССР — Научный архив Института археологии АН УССР
НС — Нумизматика и сфрагистика
НЭ — Нумизматика и эпиграфика
ОАК — Отчеты археологической комиссия
РАНИОН — Российская Ассоциация научных исследований [институтов] общественных наук
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа
СКНЦВШ — Северо-Кавказский научный центр высшей школы
СМАЭ — Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР
СОНС — Семейная обрядность народов Сибири. — М.: Наука, 1980
СХМ — Сообщения Херсонесского музея
СЭ — Советская этнография
ТМАО — Труды Московского археологического общества
ТОДРЛ — Труды отдела древнерусской литературы
ТСА — Труды секции археологии
УІЖ — Український історичний журнал
УрГу — Уральский государственный университет
ХАЭЭ — Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция
ХГУ — Харьковский государственный университет
ХСб — Херсонесский сборник
ЦНБ АН УССР — Центральная научная библиотека АН УССР
ЧИОНЛ — Чтения в историческом обществе Нестора Летописца
AAH — Acta archaelogica Hungaricae
AJA — American Jornal [Journal] of Archaeology
ESA — Eurasia Septentrionalis Antiqua
CIG — Corpus inscriptionum graecarum
JDaI — Jahrbuch des Deutschen archeologischen Instituts
Ist Mitt — Istanbuller Mitteilunger
IPE — Inscriptiones Antiquorae Septentrionalis Ponti Euxini
JRS — Journal of Roman Studies
KP — Der Kleine Pauli
MEFR — Melanges d’Archéologie et d’Histoire de l’Ecole Française de Rome
MSCA — Materiali şi cercetări archeologice
PLG — Poetae Lyrici Graeci
RM — Mitteilungen des Deutschen archeologischen-Instituts: Romische Abteilung
|