главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ коллективная монография ]Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий.Под общей ред. Б.Б. Пиотровского.// Л.: Стройиздат. Лен.отд. 1989. 560 с. ISBN 5-274-00375-3
Введение / Introduction. (В.И. Пилявский, А.Г. Раскин)
Создание комплекса Зимнего дворца и связанных с ним «Эрмитажей» было обусловлено важнейшим и решительным историческим переломом в начале XVIII столетия. Главная роль в этих социальных и экономических преобразованиях, коснувшихся глубин всей жизни России, принадлежит Петру I, который, как писал Ф. Энгельс, «…действительно великий человек, первый вполне оценил изумительно благоприятную для России ситуацию в Европе. Он ясно увидел, наметил, начал осуществлять основные линии русской политики».
Кроме того, место, выбранное для строительства исчезнувших дворцов, а затем ныне существующих зданий, отличалось удивительной особенностью — оно фокусировало все композиционные оси, идущие от главнейших ансамблей центральных районов города на обеих сторонах Невы, прежде всего Петропавловской крепости, Стрелки Васильевского острова и Адмиралтейства. Эта уникальная особенность способствовала тому, что ансамбль Дворцовой площади стал средоточием лучших памятников архитектуры города.
Зимний дворец, Малый, Большой (Старый), Новый Эрмитажи и Эрмитажный театр, т.е. весь комплекс строений, занимаемых ныне всемирно известным музеем — Государственным Эрмитажем, представляют собой выдающиеся произведения отечественного и мирового зодчества XVIII-XIX вв. Они образуют отличающийся гармоничной цельностью архитектурный ансамбль, являющийся сердцевиной объёмно-пространственной композиции современного Ленинграда, включающей обширную гладь Невы между Адмиралтейским и Васильевским островами и Петроградской стороной, с прекрасным ожерельем гранитных набережных и нарядными прибрежными площадями. В огромном и искусно архитектурно организованном пространстве Зимний дворец и здания Эрмитажей заняли главенствующее положение и сыграли важную роль в формировании городского центра Петербурга.
Расположение на берегу Невы императорской резиденции во многом предопределило особенности окружающей застройки, её великолепие и представительность, а также возникновение главной площади столицы — Дворцовой. Само её название свидетельствует о господствующей роли в ней Зимнего дворца. К нему обращено и как бы раскрывается мощное полукружие фасада Главного штаба с Триумфальной аркой. Стоящие друг против друга, эти величественные здания и возвышающаяся на оси между ними Александровская колонна чётко определяют композицию площади, бывший Штаб гвардейского корпуса замыкает её с востока, а Адмиралтейство с раскинувшимся перед ним Александровским садом — с запада. В ансамбле Дворцовой площади гармонично сочетаются замечательные произведения зодчества двух контрастных стилей: барокко середины XVIII в. и классицизма первой трети XIX в. Барочный Зимний дворец поражает разнообразием архитектурных деталей, пластичностью структуры фасадов, обилием декоративной скульптуры, эффектно оттеняемой насыщенной окраской (светло-зелёные стены, белые колонны, карнизы и наличники, тёмно-оливковые, «под старую бронзу», скульптурные рельефные детали). Архитектура Адмиралтейства и Главного штаба, в отличие от динамичных и многообразных архитектурно-пластических форм Зимнего дворца, воплощает уравновешенность и величавое спокойствие. Колонны в строгом ритме сгруппированы в портиках, которые своей рельефностью подчёркивают монолитность фасадов, простирающихся на сотни метров (главный фасад Адмиралтейства — на 407 м, боковые — на 163 м, а фасад Главного штаба — более чем на 500 м). Цельность ансамбля Дворцовой площади достигается, таким образом, не стилистическим единством зданий, а закономерностями архитектонического построения. Все составляющие ансамбль строения имеют примерно одинаковую высоту, членения их фасадов связаны общностью ритма, что выражается равномерным расположением окон, колонн и пилястр. Горизонтальные тяги и карнизы зрительно объединяют окружающие площадь здания в единое целое. Почти равную по высоте застройку живописно разнообразят силуэтные доминанты: многочисленные статуи и вазы на парапете крыши Зимнего дворца, стремительная колесница Победы, венчающая Триумфальную арку Главного штаба, вздымающаяся вверх Александровская колонна и торжественная башня Адмиралтейства, ставшая одним из символов города на Неве. Границы Дворцовой площади, занимающей около восьми гектаров, как бы раздвигаются широким Адмиралтейским проездом, выходящим к Неве и Дворцовому мосту. За мостом рельефно вырисовывается мощная колоннада Биржи (ныне Центрального Военно-морского музея), стройные Ростральные колонны, фигурная башня Кунсткамеры, монументальный портик здания Академии наук, Петропавловская крепость с выразительными силуэтами колокольни и купола собора. Невские берега здесь как бы заключены в «драгоценную оправу» совершенных архитектурных творений, созданных гением выдающихся зодчих и строителей.
Южный фасад Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади. Southern façade of the Winter Palace from the Palace Square. (Открыть в новом окне)
Гармония замечательных эрмитажных зданий, обращённых к Неве, зиждется, так же как и на Дворцовой площади, не на стилистическом единстве (Зимний дворец — образец стиля барокко, Малый и Большой Эрмитажи — раннего классицизма, Эрмитажный театр — строгого классицизма), а на единстве архитектонического ритма, сомасштабности и пропорциональной совместимости, определяющих высокие достоинства ансамбля. Особое значение при этом имеет органичное соответствие строений с пространством Невы: монументальность и фронтальный размах застройки как бы подчёркивают ширь невского простора. Отчётливо контрастируя с горизонталями берегов, горделиво устремляются ввысь золоченые шпили колокольни Петропавловского собора и башни Адмиралтейства, усиливая динамичность и выразительность всей архитектурной панорамы.
У северо-восточного угла Дворцовой площади начинается нынешняя улица Халтурина (б. Миллионная), ведущая к Марсову полю. Угол Зимнего дворца заслоняет «исток» этой улицы, сохраняя целостность чётко ограниченного пространства площади. С дворцом соединён переходами корпус Малого Эрмитажа, а за ним — здание Нового Эрмитажа с могучими гранитными атлантами портика. Вдоль восточного фасада Нового Эрмитажа течёт Зимняя канавка, ограждённая узорчатой чугунной решёткой со стрельчатыми звеньями. Её воды, уходящие к Неве под арочными сводами перехода к Эрмитажному театру и одноимённого моста по Дворцовой набережной, дают удивительный эффект отражённого овала. От западной границы Дворцовой площади начинается Адмиралтейский проспект. Он тянется вдоль Александровского сада, высаженного в 1872-1874 гг. между площадями Дворцовой и Декабристов (б. Сенатской). До разбивки этого сада Дворцовая площадь непосредственно переходила в Адмиралтейскую, сливавшуюся, в свою очередь, с Сенатской. Фасад Адмиралтейства с шестью многоколонными портиками и башней ещё не был закрыт кронами деревьев и вместе с колоннадой дома Лобанова-Ростовского являл собой пропилеи Адмиралтейского проспекта, перспектива которого замыкалась портиком Конногвардейского манежа.
У Александровского сада и Дворцовой площади начинается Невский проспект — главная магистраль города, что ещё сильнее подчёркивает роль площади как композиционного фокуса всей исторической застройки. Предпосылки формирования центрального ансамбля строящейся столицы возникли уже через полтора года после основания Петербурга, когда на левом берегу Невы, по диагонали от возводившейся Петропавловской крепости, на месте небольшого поселения началось сооружение по чертежу Петра I Адмиралтейской верфи-крепости.
Строительство Петербурга на берегах Невы, возвращённых русскими войсками в результате побед в Северной войне (1700-1721 гг.), велось в условиях, когда шведы не прекращали тщетных попыток вновь захватить древние новгородские земли. Именно сложная военно-политическая ситуация заставила Петра I строить «Адмиралтейский дом» не только как верфь, но и как крепость, отвечавшую всем требованиям фортификации того времени: Адмиралтейство было окружено каналом и земляными валами, а вокруг оставлена большая хорошо обозреваемая дозорными площадь — гласис — шириной 100-150 саженей. Дворцовая площадь. Здание Главного штаба и Александровская колонна. Palace Square. The Chief Headquarters building and the Alexander Column. (Открыть в новом окне)
По её краям строились дома для адмиралтейских служащих и рабочих. После заключения Ништадтского мира в 1721 г. гласис утратил своё оборонительное назначение и стал именоваться Адмиралтейским лугом. На его обширном пространстве со временем сформировались наиболее значительные городские площади. Они охватили с трёх сторон комплекс построек верфи с башней и шпилем над главными воротами, обращёнными к Большой перспективной дороге — будущему Невскому проспекту.
Деление Адмиралтейского луга на отдельные площади и их застройка происходили постепенно. Так, весной 1721 г. было дано повеление «рассадить деревья на Большой перспективной дороге». Аллея, начинавшаяся от ворот адмиралтейской башни, разделила луг на две части. Одна из них стала основой Адмиралтейской площади, а другая — Дворцовой; оформление последней началось с конца 1720-х годов, после опубликования указа, предписывающего строить каменные дома на Адмиралтейском острове.
В градостроительном преобразовании Адмиралтейского луга важную роль сыграли решения Комиссии о Санкт-Петербургском строении, учреждённой в 1737 г. Именно она определила границы площадей, характер застройки и направления примыкающих улиц. Большое внимание к Адмиралтейскому лугу объяснялось прежде всего тем, что между ним и Невой уже в те годы находился Зимний дворец, созданный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в 1732 г., который перестроил старые палаты, принадлежавшие Петру I и его сподвижникам.
В 1750-х годах началось мощение Адмиралтейского луга булыжным камнем. Его старое название потеряло свой прежний смысл, и часть его перед главным фасадом верфи стала именоваться Адмиралтейской площадью, а перед Зимним дворцом — Дворцовой. Последняя имела неправильное очертание. Её застройка шла по берегу Невы и вдоль изгибающегося русла Мойки. Канал и бруствер Адмиралтейской верфи-крепости углом выходили к площади.
Дворцовая площадь приобрела окончательные контуры после коренной перестройки Зимнего дворца, в основном завершённой Растрелли к 1762 г. Новый Зимний дворец стал важнейшим сооружением не только на главной площади Петербурга, но и основным в ансамбле зданий, протянувшихся на восток вдоль левого берега Невы. Здесь во второй половине XVIII в. одно за другим были возведены Малый и Большой Эрмитажи, корпус Лоджий Рафаэля, Эрмитажный театр, и, наконец, в середине XIX в. был построен Новый Эрмитаж у Зимней канавки.
Одновременно с перестройкой Зимнего дворца возникла идея создания достойной его столичной площади. В 1753-1762 гг. Растрелли разработал несколько вариантов планировки и архитектурного окружения площади перед южным фасадом Зимнего дворца, посреди которой он предполагал установить конный монумент Петру I, отлитый по модели его отца — скульптора Б.К. Растрелли. Однако растреллиевский проект преобразования площади перед Зимним дворцом остался неосуществлённым. Впервые Дворцовая площадь была скромно оформлена в связи с проведением летом 1766 г. «карусели» — увеселительного представления перед Зимним дворцом: здесь возвели временный амфитеатр с ложами для зрителей.
В 1772 г. архитектор И.Е. Старов предложил проект обрамления площади монументальной полукруглой колоннадой с башенными павильонами в центре, чтобы замаскировать неприглядные обывательские строения, вид на которые открывался из дворцовых окон. Но и этот замысел остался на бумаге. Однако проблема ансамблевости застройки площади не утратила своей остроты, и в 1779 г. Академия художеств объявила конкурс «на сочинение проекта обстройки Дворцовой площади». В итоге конкурса перед Зимним дворцом появилось несколько строений, расположенных согласно генеральному плану, разработанному ещё Комиссией о Санкт-Петербургском строении, по дуге вплотную друг к другу («сплошною фасадою»); это были частные, весьма скромные по отделке, трёхэтажные дома с небольшими портиками у входов. Их фасады были исполнены по так называемым образцовым проектам, разработанным архитектором Ю.М. Фельтеном. Четыре этих дома замыкались зданием Вольного экономического общества на углу Невского проспекта.
В последние годы XVIII в. на восточной стороне площади у Зимнего дворца по проекту архитектора В.Ф. Бренна возвели огромный Экзерциргауз (здание для воинских упражнений) с богато декорированным фасадом. Однако вновь возведённые здания не привели к законченности архитектурной композиции главной площади столицы. К началу XIX в. Адмиралтейство окончательно утратило фортификационное назначение, в связи с чем земляные валы вокруг него срыли, канал засыпали. В 1802 г. с учреждением Министерства военно-морских сил, которое должно было расположиться в Адмиралтействе, приняли решение о коренной реконструкции этого, к тому времени уже устаревшего, комплекса зданий. Столь ответственную работу поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Весной 1806 г. был утверждён его проект, и сразу же начались строительные работы. Гениальное произведение Захарова не только стало стилистическим «камертоном» последующей застройки Дворцовой, а затем и Сенатской площади, но и во многом направило дальнейшее развитие русской архитектуры на протяжении первой трети XIX в. в стиле высокого классицизма. Главный фасад Адмиралтейства со стройной башней, протяжёнными крыльями и величественными портиками мощным аккордом завершил панораму Адмиралтейской площади.
К 1823 г., после окончания перестройки Адмиралтейства, окружение Зимнего дворца претерпело ещё более существенные изменения. В 1814 г. петербуржцы с ликованием встретили доблестные русские войска, изгнавшие из пределов России и разгромившие наполеоновскую «Великую армию». Победоносный исход Отечественной войны позволил приступить к восстановлению сильно разрушенных войной городов, в первую очередь Москвы, и заняться дальнейшей застройкой Петербурга, в котором даже ансамбль Дворцовой площади всё ещё не был завершен. Вопрос о благоустройстве Петербурга в те годы приобрёл первостепенное политическое значение, и для придания столице облика, достойно отвечающего престижу державы-победительницы, в 1816 г. был учреждён «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах», [1] которому и поручалось столицу «возвести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы по всем отношениям, соответствуя достоинству её, соединяли с тем вместе общую и частную пользу». Среди основных задач, поставленных перед Комитетом, было «вырегулирование» старых и «открытие новых площадей, где последние признаны будут впредь нужными и полезными». Комитет возглавили опытный инженер А.А. Бетанкур, в его состав входили выдающиеся мастера высокого классицизма К.И. Росси и В.П. Стасов, которые играли ведущую роль в градостроительстве той поры, а также известные инженеры П.П. Базен и А.Д. Готман. Важнейшим из намеченных мероприятий было преобразование центральных площадей, особенно Дворцовой.
Проект последней разработал Росси, которому в 1819 г. было поручено приспособить для нужд Главного штаба четыре каменных дома против Зимнего дворца, приобретённых Военным министерством. Росси всегда решал любую локальную задачу с широких градостроительных позиций. Так он подошёл и к перестройке архитектурного оформления домов на Дворцовой площади. Росси сумел воплотить в архитектуре и декоре созданного им замечательного творения патриотическую идею прославления воинского подвига народа. Задумываясь над «архитектурной тайной» ленинградских ансамблей, К.Г. Паустовский писал, что «…одна из самых замечательных построек — здание Главного штаба, растянутое плавной дугой против Зимнего дворца, по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого высотного дома Москвы. Разгадка простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и небольшого числа украшений — оконных наличников, картушей и барельефов». [2]
[фото на стр. 13] Александровская колонна и Главный штаб.
Эрмитажный театр со стороны Невы.
Росси создал два огромных здания, расположенных по дуге, раскрытой к дворцу, и соединённых Триумфальной аркой, переброшенной над Большой Морской улицей (ныне ул. Герцена). Арка не только органично объединила два крыла в единый фасад громадного здания, замкнувшего контур площади. Она стала её образной кульминацией и необыкновенно эффектно оформила въезд на площадь с Большой Морской улицы. Мастерство архитектурного решения Росси заключалось в художественной и композиционной увязке новых и перестроенных зданий с Зимним дворцом при сохранении его господствующего положения на площади.
Парные коринфские колонны по сторонам упруго и отчётливо очерченной арки придают ей особую торжественность и парадность (пролет арки 17 м, высота со скульптурой 36 м). По сторонам площади она богато украшена скульптурным убранством. Выбитые из меди по рисункам Росси монументальные горельефные композиции, составленные из античных воинских доспехов, статуи воинов, летящие фигуры гениев Славы, венчающая арку колесница Победы с упряжкой в шесть коней — все эти превосходные образцы декоративной скульптуры чётко раскрывают идейное содержание Триумфальной арки. Сосредоточив здесь основные пластические средства, Росси намного усилил значение арки, развив арочную композицию трёхчетвертной коринфской колоннадой и спокойными линиями фасадов. Как отзвук центральной колоннады воспринимаются плоские портики крыльев, замыкающих гигантскую дугу перед дворцом. Только великий градостроитель, каким был Росси, смог превратить главную площадь столицы в один из самых совершенных в мире архитектурных ансамблей.
В разгар строительства Главного штаба, 7 ноября 1824 г., Петербург оказался во власти разбушевавшейся стихии. «Разъярённые волны, — повествует очевидец, — свирепствовали на Дворцовой площади, которая с Невой составляла одно огромное озеро, изливавшееся Невским проспектом, как широкою рекою до самого Аничкова моста». [3] «Зимний дворец, — писал другой современник, — как скала стоял среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с рёвом разбивавшихся о крепкие его стены, орошавших их брызгами почти до верхнего этажа». [4] Наводнение причинило огромные разрушения, задержало строительные работы. Тем не менее к 1829 г. сооружение Главного штаба было завершено.
Через пять лет на площади был воздвигнут величественный монумент в память о народном подвиге в победоносной Отечественной войне 1812 года — Александровская колонна («Александрийский столп»), созданная архитектором О.Р. Монферраном. Возведённая в геометрическом центре площади, она намного обогатила архитектурную панораму, подчеркнула протяжённость всей окружающей застройки. Монолитная гранитная колонна, возвышающаяся на пьедестале с бронзовыми барельефами и увенчанная фигурой ангела, отличается точностью выбранного размера, безупречной выверенностью силуэта, изяществом детальной прорисовки скульптурных деталей.
Общая высота монумента 47,5 м; это самая высокая триумфальная колонна в мире. Ствол колонны (25,58 м) был высечен в Лайтсальмской
каменоломне в 8 км от Пютерлакского карьера и доставлен в Петербург на специально оборудованной барже. Отполированный гранитный колосс весом около 650 т установили в вертикальное положение всего лишь за час сорок минут 2000 гвардейских солдат и 400 рабочих, согласованно управлявших 60 подъёмными механизмами. Это была непревзойдённая для того времени тщательно продуманная и умело организованная строительно-техническая операция.
Мощный пьедестал из гранитных блоков украшен бронзовыми барельефными произведениями опытных скульпторов И. Леппе и П.В. Свинцова (по эскизам Дж.Б. Скотти). На них изображены аллегорические фигуры гениев Победы, Мира, Правосудия, Милосердия, Изобилия, Мудрости, рек Вислы и Немана, а также древнерусское оружие.
Колонна, обрамлённая у основания литым бронзовым венком из лавровых листьев, завершается дорической капителью, над которой выступает полусфера с четырёхметровой статуей ангела, водружающего крест и попирающего врага, олицетворённого в виде извивающейся змеи (скульптор Б.И. Орловский).
[фото на стр. 15] Новый Эрмитаж с набережной Зимней канавки.
Торжественное открытие монумента состоялось 30 августа 1834 г.
Спустя три года на Дворцовой площади произошло трагическое событие, потрясшее и встревожившее всех петербуржцев. Вечером 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце возник пожар. «Посреди Петербурга вспыхнул вулкан, — пишет В.А. Жуковский. — Тогда вся громада дворца представляла огромный костёр, с которого пламя то всходило к небу высоким столбом, под тяжкими тучами чёрного дыма, то волновалось как море, коего волны вскакивали огромными, зубчатыми языками, то вспыхивало снопом бесчисленных ракет, которые сыпали огненный дождь на все окрестные здания. В этом явлении было что-то невыразимое: дворец и в самом разрушении своём как будто неприкосновенно вырезывался со всеми своими окнами, колоннами и статуями неподвижною чёрною громадою на ярком трепетном пламени. А во внутренности его происходило что-то неестественное: какая-то адская сила там господствовала, какие-то враждебные духи, слетевшие на добычу и на ней разыгравшиеся, бешенно мчались повсюду, сталкивались, разлетались, прядали с колонны на колонну, прилипали к люстрам, бегали по кровле, обвивались около статуй, выскакивали в окна и боролись с людьми, которые мелькали чёрными тенями, пробегая по яркому пламени…» [5]
Казалось, что Зимнему дворцу суждено долгие годы оставаться обугленной руиной, однако уже через пятнадцать месяцев дворец был возрождён; это «чудо» свершилось благодаря мастерству и самоотверженности русских архитекторов, скульпторов, инженеров и умельцев-строителей. При восстановлении наружный облик дворца был сохранён в первоначальном виде.
В эти годы заканчивается формирование композиции Дворцовой площади на её восточной стороне, где появляется здание Штаба гвардейского корпуса. Вопрос об оформлении восточной границы площади, где был расположен Экзерциргауз, со всей остротой встал ещё в 1827 г., когда подходило к концу строительство Главного штаба. Тогда предлагалось выстроить на пустыре рядом с Экзерциргаузом театр, чтобы ещё одним стилистически единым фасадом объединить оба здания и полностью завершить композицию площади. Однако предложение это не было осуществлено, и Экзерциргауз, простояв ещё девять лет, наконец уступил место зданию Штаба гвардейского корпуса, созданному видным архитектором А.П. Брюлловым в сдержанных формах позднего классицизма. Благодаря тому, что его архитектурное решение соответствовало характеру членений и масштабу остальных зданий, оно тактично «вписалось» в общую панораму площади.
С течением времени застройка участков, примыкающих к площади, менялась, что косвенно влияло и на характер ансамбля. Одним из первых сооружений, непосредственно связанных с Дворцовой площадью, является здание так называемого Императорского музеума, или Нового Эрмитажа, выстроенного в 1842-1851 гг. по проекту немецкого архитектора Л. Кленце русскими архитекторами В.П. Стасовым и H.E. Ефимовым. Фасад, обращённый к улице Халтурина (б. Миллионная), украшен оригинальным портиком с десятью мощными атлантами, высеченными из серого сердобольского гранита скульптором А.И. Теребеневым. В 1870-х годах перед главным фасадом Адмиралтейства, а в 1890-х годах перед западным фасадом Зимнего дворца были разбиты сады, ставшие неотъемлемыми элементами ансамбля. Вокруг сада у Зимнего дворца в 1901 г. установили на каменном цоколе ограду, изготовленную в 1896 г. по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера. Площадь по-прежнему оставалась мощенной булыжником.
В начале XX в. фасады Зимнего дворца, как и другие здания, находившиеся в ведении Министерства императорского двора, окрасили в тёмно-красный цвет, без колерного выделения пластического декора, что намного ухудшило и нивелировало общее художественное впечатление, а также нарушило авторский замысел. В 1917 г. Дворцовая площадь оказалась в центре революционных событий великих Октябрьских дней. С той поры она стала местом проведения праздничных демонстраций трудящихся и военных парадов.
Советский народ бережно хранит замечательную площадь, ставшую символом Революции, как и весь неповторимый город, носящий имя Ленина.
Зимний дворец из царской резиденции превратился в государственный музей мирового значения. В связи с этим в нем были осуществлены большие реконструктивные работы: разобраны позднее устроенные квартиры придворного штата, кухни, кладовые, административные помещения. Были разобраны также перекрытия, делившие высокие залы на два яруса, сняты многочисленные перегородки, раскрыты анфилады интерьеров, возрождены галереи, созданные ещё Растрелли.
В ходе реконструкции жилых «половин» Зимнего дворца и зданий Эрмитажа велась скрупулёзная реставрация парадных залов и гостиных, имеющих исключительно важное историко-архитектурное значение, наглядно иллюстрирующих эволюцию архитектуры русского интерьера XVIII-XIX веков — барокко, классицизма и исторических стилей.
В годы Великой Отечественной войны, в суровые дни блокады, ленинградцы ценой многих жертв защищали и спасли Зимний дворец, другие эрмитажные здания, а также все архитектурные памятники Дворцовой площади. Впоследствии ими были приложены немалые усилия, чтобы вернуть ансамблю его первозданную красоту соответственно замыслам его творцов.
В Зимнем дворце, Малом, Большом и Новом Эрмитажах, а также в Эрмитажном театре велись и ведутся сложные реставрационные работы. Перспективным планом развития музея предусмотрено значительное расширение экспозиционных площадей, увеличение хранилищ и подсобных помещений за счёт присоединения, реконструкции и приспособления для музейных целей соседних зданий. Ансамбль Зимнего дворца, других зданий Государственного Эрмитажа и Меншиковский дворец, являющийся его филиалом, представляют собой ярко воплощённую летопись русской архитектуры XVIII-XIX вв., олицетворённую шедеврами зодчества мирового значения. Вместе с тем в ансамбле Дворцовой площади и набережной воплощена высокая градостроительная культура, бережно соблюдена преемственность благодаря тому, что обладающие тонким художественным вкусом архитекторы Ж.-Б.М. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, Дж. Кваренги, К.И. Росси, О.Р. Монферран, А.П. Брюллов, искусно варьируя структурные членения растреллиевского дворца, сумели сохранить идейно-образную связь и масштабную общность и достигнуть тем самым художественного единства.
В предлагаемой вниманию читателей книге на основании архивных, документальных изысканий дан подробный рассказ о возникновении Зимнего дворца и других зданий Государственного Эрмитажа, а также Дворца Меншикова на Васильевском острове, приводится всеобъемлющая характеристика описываемого ансамбля и каждого архитектурного произведения в отдельности.
[1] ПСЗ. Т. XXXIII, с. 627 (1816 г., Закон №26253 «Об учреждении Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах»).[2] Паустовский К.Г. Золотая роза // Собр. соч.: В 6 т. M., 1957-58. Т. 2. С. 658.[3] Каратыгин П.П. Летопись петербургских наводнений. 1703-1809. Спб., 1889. С. 41.[4] Там же. С. 43.[5] Жуковский В.А. Полн. собр. соч. Т. 10. Спб., 1902. С. 70.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги