главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л.: Стройиздат. Лен.отд. 1989. [ коллективная монография ]

Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий.

Под общей ред. Б.Б. Пиотровского.

// Л.: Стройиздат. Лен.отд. 1989. 560 с. ISBN 5-274-00375-3

 

Предисловие ] (Б.Б. Пиотровский)

 

Эрмитаж — крупнейший музей Советского Союза — ведёт своё начало с коллекций русских императоров в Зимнем дворце; на протяжении более ста пятидесяти лет он был связан с царской резиденцией в Петербурге.

 

Зимний дворец, строившийся по проекту Б.Ф. Растрелли, был в основном закончен к 1762 г., и через год в нём стала жить Екатерина II. На антресолях её апартаментов находились интимные комнаты, в которых размещались богатейшие коллекции драгоценностей, фарфоровых изделий, резных камней. Она называла эти комнаты французским словом «эрмитаж», что означает «место уединения (приют отшельника)». Действительно, мало кто видел эти сокровища.

 

По мере увеличения коллекций, после 1764 г., когда в Зимний дворец поступили 225 картин, купленных в Берлине, рядом с дворцом по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота было сооружено здание с висячим садом на втором этаже и с замыкающими его с юга и севера павильонами. В Северном павильоне была отделана комната для интимных приёмов по образцу дворцовых интерьеров XVIII в., также называвшаяся «эрмитажем». Стены этой небольшой комнаты были сплошь завешаны картинами.

 

Собрание картин во дворце быстро росло, в связи с чем по сторонам висячего сада были пристроены две галереи, а позже (1771-1787 гг.) архитектором Ю.М. Фельтеном было возведено новое здание на набережной Невы, доходящее до Зимней канавки. Екатерина II закупала за границей картины по советам своих приближённых, особенно дипломатов, среди которых выделялся Д.А. Голицын, друг французских просветителей. После ухода его в отставку интерес императрицы к картинной галерее поубавился, но её увлекла новая страсть — театр. На месте старого дворца Петра I Екатерина поручила архитектору Дж. Кваренги построить театр.

 

Театральный зал был встроен в «скорлупу» старого Петровского дворца, причём Кваренги в подвале нового здания сохранил несколько комнат дворца.

 

После смерти Екатерины несколько лет дворец пустовал, так как император Павел I перенес свою резиденцию в Михайловский (Инженерный) замок. При Александре I Зимний дворец вновь стал царской резиденцией, но только при Николае I картинной галерее стали уделять должное внимание.

 

В декабре 1837 г. сильный пожар почти уничтожил Зимний дворец, но примыкавшее к нему здание Эрмитажа удалось отстоять. Невиданно быстро интерьеры дворца были восстановлены, одновременно были перестроены залы второго этажа фельтеновского здания. Интерьеры Кваренги были превращены в роскошные дворцовые залы.

 

Доступ в Эрмитаж при Николае I, так же как и раньше, был очень ограничен. В него можно было попасть лишь по разрешениям, выдаваемым дворцовым управлением. В связи с этим и со всё возраставшим интересом общественности возник вопрос о превращении малодоступного дворцового музея в «публичный музеум» и о постройке нового музейного здания, что было поручено Л. Кленце — автору знаменитой Пинакотеки в Мюнхене. Здание «Нового Эрмитажа», как оно было названо в царском указе, законченное в 1851 г., с портиком, украшенным гранитными фигурами атлантов, исполненных скульптором А.И. Теребеневым, отличалось большой роскошью, что вызывало восторг у его посетителей, да и коллекции, в нем размещённые, были намного богаче и разнообразнее, чем в екатерининском Эрмитаже. Первый этаж музея был занят экспозицией античных древностей и скульптуры разных эпох от античного периода до XIX в., включая произведения русских мастеров; здесь же находились кабинет гравюр и библиотека.

 

После постройки Нового Эрмитажа музей по-прежнему не был отделён от дворца и находился в ведении Министерства императорского двора. Так, первый этаж фельтеновского здания в 1828 г. был перестроен для размещения в нём Государственного Совета и Кабинета министров Российской империи, а залы второго этажа, выходящие во двор, были переделаны в помещения для гостей императорской семьи.

 

Назначение помещений в зданиях, которые занимал Эрмитаж, постоянно менялось, что приводило к частым перепланировкам и переделкам интерьеров.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила положение Эрмитажа: если раньше он всецело принадлежал Зимнему дворцу, то после революции сам Зимний дворец стал принадлежать Эрмитажу как неотъемлемая часть музейного комплекса. Отдельные части дворца передавались Эрмитажу постепенно, и с 1922 г. началась реконструкция Зимнего дворца для превращения его в музей. Позже, перед второй мировой войной, к 1941 г. была создана система переходов и галерей, связавших

(4/5)

все здания Эрмитажа в единый архитектурно-музейный комплекс. В большом объёме осуществлялись реставрация и реконструкция Зимнего дворца, его помещения освобождались от позднейших застроек. Это была громадная научно-реставрационная работа.

 

В годы Великой Отечественной войны, в суровые дни блокады, все здания Эрмитажа были сильно повреждены. Особенно пострадал декор интерьеров. Но уже в августе 1944 г. начались реставрационные работы.

 

В 1981 г. в состав Государственного Эрмитажа вошёл Дворец-музей А.Д. Меншикова, где размещены экспозиции, посвящённые русской культуре первой трети XVIII в.

 

Ныне в музейных залах и фондах Эрмитажа хранится более двух миллионов восьмисот тысяч разнообразных экспонатов, что характеризует Эрмитаж как одну из величайших сокровищниц искусства, как многогранный музей истории мировой культуры.

 

Здания Эрмитажа, составляющие сегодня громадный музейный комплекс, являются также памятниками отечественной истории. В них размещались такие важные административные учреждения Российской империи, как Кабинет министров и Государственный Совет. В Зимнем дворце происходили встречи иностранных представителей с русскими царями, велись дипломатические переговоры, заключались соглашения и договоры. В фельтеновском здании, среди картин дворцовой коллекции, вёлся допрос мужественных участников декабрьского восстания 1825 г.

 

Необходимо отметить, что здания Эрмитажа и их интерьеры являются непревзойдёнными шедеврами отечественного и мирового зодчества. При их возведении осуществлялись наиболее совершенные для того времени строительные приёмы, впервые широко использовались новшества отечественной строительной техники и наиболее эффективные материалы. Всё это способствовало развитию русской архитектуры.

 

Зимний дворец вошёл в летопись Великой Октябрьской социалистической революции, ибо здесь произошло низложение и арест Временного правительства.

 

В 1984 г. Совет Министров СССР принял решение о капитальной реконструкции и реставрации зданий музея в соответствии с современными научно-техническими требованиями.

 

Для расширения выставок и хранилищ Эрмитажу переданы два здания, к нему примыкающие, по Дворцовой набережной и улице Халтурина, а также восточное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади, построенного по проекту К.И. Росси. В нём будут экспонироваться музейные ценности, не вошедшие в экспозицию Эрмитажа.

 

Настоящая книга отражает новый этап работы по изучению комплекса эрмитажных зданий, первый итог которой был обобщён в труде, изданном в 1974 г. В ней уточнены и заново рассмотрены многие вопросы истории зданий, более полно освещены работы по восстановлению, перестройке зданий и реставрации интерьеров, значительно увеличен объём публикуемых впервые материалов. Краткие биографии зодчих дают представление о том, что в строительстве зданий Эрмитажа участвовали лучшие архитекторы России. Указатель имён архитекторов, скульпторов, художников, мастеров редких специальностей поможет читателю лучше узнать о тех, в большинстве своём выдающихся, людях, которые отдали свой талант, знания, опыт и умение созданию замечательных архитектурных памятников, входящих во всемирно известный архитектурно-музейный комплекс — Государственный Эрмитаж.

 

Директор Государственного Эрмитажа

академик Б.Б. Пиотровский

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги