● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборники ]Могильники черняховской культуры.// М.: 1988. 185 с. ISBN 5-02-009413-7
Содержание
Предисловие. — 3
Г.Ф. Никитина. Могильник у с. Оселивка Кельменецкого района Черновицкой обл. — 5Л.С. Розанова. Характеристика металла в кузнечных изделиях из черняховского слоя могильника Оселивка. — 98Ю.А. Лихтер. Стеклянные изделия из могильника Оселивка. — 101Э.А. Рикман. Раскопки могильника черняховского типа Балцаты II в 1963-1964 гг. — 111Г.А. Романова. Вилы Яругские — могильник IV в. н.э. — 133П.И. Хавлюк. Доследование могильника у с. Вилы Яругские (приложение). — 142Э.А. Сымонович. Придунайский могильник Фурмановка. — 143Э.А. Сымонович. Могильник Сабадат-Охматово в Среднем Поднепровье. — 164А.В. Кропоткин, В.В. Кропоткин. Северная граница распространения амфор римского времени в Восточной Европе. — 168
Список сокращений. — 184
Предисловие. ^
Памятники черняховской культуры, которой посвящён данный сборник, были открыты на Украине в 90-х годах XIX в., но систематические археологические исследования поселений и могильников этой культуры относятся к послевоенному времени (1946-1986 гг.). В настоящее время зарегистрировано более 3000 поселений и свыше 300 могильников черняховской культуры на территории Украины, Молдавии, в Курской и Белгородской областях РСФСР, а также в ряде областей Румынии. Самые западные памятники черняховской культуры были открыты и исследованы в Трансильвании ещё в первые десятилетия XX в. (могильник Сынтана де Муреш и др.), а самые восточные поселения и могильники этой культуры обнаружены в Белгородской и Харьковской областях в бассейне р. Северский Донец и на р. Оскол. На юге черняховская культура распространялась до нижнего течения Днепра, Южного Буга, Днестра и Дуная. На севере её граница проходит приблизительно по линии Львов — Тернополь — Житомир — Киев — Сумы — Белгород — Харьков.
Археологические исследования в Курской и Белгородской областях РСФСР, в Сумской и Харьковской областях УССР позволили уточнить северо-восточную границу распространения черняховской культуры.
В научной литературе высказаны различные мнения об этнической принадлежности населения черняховской культуры и ее датировке. Ещё в начале XX в. украинский археолог В.В. Хвойко высказал идею о генетической преемственности зарубинецких и черняховских памятников в Среднем Поднепровье и их славянской принадлежности. И среди советских учёных есть ещё убежденные сторонники этой теории. Выделение праславянского языка из индоевропейских диалектов относят к эпохе средней бронзы, ко времени существования тшинецко-комаровской культуры (XV-XIII вв. до н.э.). В эпоху Геродота к праславянам относят памятники лужицкой и милоградской культур и памятники скифов-пахарей. На рубеже и в первые века нашей эры раннеславянскими археологическими культурами сторонники автохтонистского направления считают и пшеворскую и зарубинецкую культуры. Последняя, по их мнению, генетически связана с памятниками черняховской культуры, а через неё — с памятниками пражского и пеньковского типа.
Таким образом, получается непрерывная линия развития славянских племён от памятников средней бронзы (XV-XIII вв. до н.э.) до раннего средневековья (V-VII вв. н.э.).
Новые исследования зарубинецкой, пшеворской, вельбарской, черняховской и киевской культур позволили пересмотреть устоявшиеся в науке представления о происхождении черняховской культуры и её генетических связях с предшествующими и последующими археологическими культурами. Априорные построения В.В. Хвойко были подвергнуты сомнению ещё в начале XX в. Сравнительное изучение вельбарской и черняховской культур показало, что черняховская культура складывается в северо-западных областях Украины, на Волыни и в Верхнем Поднестровье. Между вельбарскими и черняховскими памятниками в этих регионах прослеживается значительная близость во всех областях материальной культуры, в погребальных обрядах, в языческих верованиях, в произведениях искусства и т.д. По-видимому, черняховская культура складывалась в конце II — первой половине III в. н.э. в результате смешения пшеворских и вельбарских племен на Волыни и в Верхнем Поднестровье. Черняховская культура — это археологическое отражение большого союза различных по происхождению племён, возникшего в III в. н.э. в Северном Причерноморье. Во главе этого союза племён стояли готы. По всей вероятности, некоторые славянские племена входили в состав этого обширного племенного союза, вошедшего в русскую и зарубежную историческую литературу под именем «державы Германариха». К раннеславянским памятникам относят зарубинецкую культуру II в. до н.э. — I в. н.э., позднезарубинецкие памятники I-II вв. н.э., поселения и могильники киевской культуры III-V вв. н.э.
Большинство раскопанных могильников черняховской культуры на территории СССР и в Румынии датируется второй половиной III — началом V в. н.э. Именно к этому времени относятся публикуемые в настоящем сборнике материалы из более или менее полно исследованных могильников у с. Оселивка Черновицкой области, у с. Балцаты Молдавской ССР, у с. Фурмановка Одесской области и у с. Вилы Яругские Винницкой области.
В небольших статьях Л.С. Розановой и Ю.А. Лихтер дана характеристика металла в кузнечных изделиях и изделий из стекла, обнаруженных в могильнике III-IV вв. н.э. у с. Оселивка.
В статье А.В. Кропоткина и В.В. Кропоткина «Северная граница распространения амфор римского времени в Восточной Европе» собраны сведения о полых находках амфорной тары римского времени в семерных областях Украины, в Курской и Белгородской областях РСФСР, на Северном Кавказе и Западном Казахстане. Северная граница распространения амфорной тары почти полностью совпадает с северной границей черняховской культуры на Левобережье Днепра и с массовым распространением кладов римских монет в Восточной Европе. В. Кропоткин Список сокращений. ^
АО — Археологические открытияАП УРСР — Археологічні пам’яткі УРСРАСГЭ — Археологический сборник ГЭВДИ — Вестник древней историиВУАК — Всеукраіньский археологічний Комітет АН УРСРГАИМК — Государственная академия истории материальной культурыГИМ — Государственный исторический музейГЭ — Государственный ЭрмитажИА АН СССР — Институт археологии АН СССРИАДК — История и археология древнего КрымаИАК — Известия археологической комиссииИОН АН УССР — Институт общественных наук АН УССРКЗ ВУАК — Коротке звідомлення ВУАККСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССРЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССРМАСП — Материалы по археологии Северного ПричерноморьяМИА — Материалы и исследования по археологии СССРСА — Советская археологияСАИ — Свод археологических источниковХГУ — Харьковский Государственный университетААС — Acta Archaeologica Carpathica. KrakówUAM — Uniwersytet im. Adama Mickiewicza. Poznań
наверх |