[ сборник ]
Проблемы арабской культуры.
Памяти академика И.Ю. Крачковского.
// М.: ГРВЛ. 1987. 392 с.
Отв.ред. И.М. Смилянская.
Содержание
От редколлегии. — 3
А.Б. Халидов. Академик И.Ю. Крачковский. — 5
Литературоведение.
Абд ас-Саттар Саййид Ахмед, О.Б. Фролова. Сборник стихотворении сирийского поэта Абд ал-Гани ан-Набулуси (1641-1731) по рукописи, хранящейся в Восточном отделе библиотеки Ленинградского университета. — 15
И.Е. Билык. К вопросу об отражении культурных традиций в творчестве Михаила Нуайме. — 20
A.А. Долинина. Реализация канона в сюжетах и композиции макам ал-Харири. — 30
М.С. Киктев. Абу-л-Хасан ал-Джурджани (вторая половина X в.) о метафоре («арабское» и «греческое» в средневековой арабской филологической теории). — 38
B.Н. Кирпиченко. О некоторых аспектах обращения к наследию в египетской литературе. — 54
A.Б. Куделин. К интерпретации одной касыды ал-Мутанабби. — 66
Д.В. Микульский. Варианты одного сюжета у ал-Масуди и Банделло. — 78
М.А. Родионов. Поэтическое слово: материалы из Западного Хадрамаута. — 82
И.М. Фильштинский. Социальная функция арабского классицизма. — 97
B.С. Фотиева. Певцы омейядского периода по «Книге песен» Абу л-Фараджа ал-Ис̣бахāнӣ (897-967). — 110
Д.В. Фролов. Теория ‘аруда: просодия и ритм. — 124
Ш. Хушвактов. Жанр ватаниййа в египетской поэзии XIX в. — 143
Языкознание.
A.Г. Белова. Химьяритский язык по арабским источникам. — 154
Э.Н. Мишкуров. О лингвонимах в отечественной арабской диалектологии. — 163
Д.В. Фролов. Способы определения понятий в традиционной арабской грамматике. — 170
B.С. Храковский. И.Ю. Крачковский и проблема взаимосвязи арабского и общего языкознания. — 193
Г.Ш. Шарбатов. О трёхкомпонентной функциональной парадигме арабского языка и статусе арабских региональных обиходно-разговорных языков. — 200
Исламоведение.
Л.И. Надирадзе. И.Ю. Крачковский как переводчик Корана: к интерпретации термина «фаи’». — 207
C.М. Прозоров. К вопросу о «правоверии» в исламе: понятие ахл ас-сунна (сунниты). — 213
Е.А. Резван. Исследования по терминологии Корана: сура; ‘абд (‘ибад, ‘абид) [Аллах]; умма — 16:121/120. — 219
И.Ш. Шифман. Исторические корни коранического образа Аллаха. — 232
Источниковедение. Историография. Культурные взаимодействия.
В.П. Демидчик. Памятники белорусской литературы, писанной арабским письмом, и легенда о ночном вознесении Мухаммада. — 238
Р.Г. Ланда. Общность культурных традиций Магриба и арабо-мавританской Андалусии. — 254
В.В. Лебедев. Арабоязычные рукописи советских хранилищ и вопросы изучения арабско-еврейских культурных взаимосвязей. — 269
З.И. Левин. Арабская интеллигенция в сфере взаимодействия культур Запада и Востока. — 279
B.В. Матвеев. Труд Льва Африканского «Описание Африки (Африка — третья часть света)» и его значение для истории Магриба. — 285
Д.А. Оганесян. Хабар в культурном сознании общества доисламской и раннеисламской Аравии. — 302
C.Б. Певзнер. Исторические корни партикуляристских идей в Египте. — 313
К.Б. Старкова. Арабский язык и литература в оценке еврейских средневековых писателей. — 324
Т.П. Тихонова. Саты аль-Хусри о роли культуры в укреплении арабского единства. — 332
М.В. Баньковская. Три года в полувековой дружбе И.Ю. Крачковского и В.М. Алексеева. Переписка военных лет. — 344
Список сокращений. — 384
|