[ коллективная монография ]
Межгосударственные отношения и дипломатия
на Древнем Востоке.
// М.: ГРВЛ. 1987. 312 с.
Отв.ред. И.А. Стучевский.
[ аннотация: ]
В книге освещаются различные проблемы межгосударственных отношений, экономических связей и дипломатии государств древнего Востока — от Египта на западе до Китая на востоке. Хронологически исследование охватывает период с III тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия н.э.
Особое внимание авторы уделяют рассмотрению наименее разработанной проблемы — характеристике своеобразных черт дипломатической практики государств древнего Востока.
Содержание
Глава 1. Древняя Месопотамия (III-II тысячелетия до н.э.). — 6
Глава 2. Древний Египет. — 29
Глава 3. Хеттское царство. — 90
Глава 4. Ассирийская держава (I тысячелетие до н.э.). — 131
Глава 5. Древняя Индия. — 177
Глава 6. Древний Китай. — 214
Примечания. — 274
Список сокращений. — 278
Список использованной литературы. — 280
Указатель имён. — 292
Указатель географических названий. — 299
Summary. — 305
Предисловие. ^
Межгосударственные отношения различного рода и дипломатия, способствующая их осуществлению, — такова тематика очерков предлагаемой работы, авторы которой, ориентируясь на имеющиеся в их распоряжении фактические материалы, стремились осветить прежде всего наименее разработанную проблему своеобразия дипломатической практики древневосточных классовых обществ.
Поскольку первичные классовые образования возникли в странах древнего Востока на обширных территориях от Египта до Китая, именно здесь находятся и истоки дипломатии как особой формы политической деятельности. [1] По словам В.И. Ленина, «политика есть концентрированное выражение экономики» [Ленин, Ещё раз о профсоюзах, с. 278], а это означает, что и дипломатия, будучи инструментом внешней политики государств, в конечном счёте также приобретает свои характерные черты под воздействием экономических факторов. С помощью дипломатии претворяется в жизнь государственная внешняя политика, обусловленная социальной структурой общества и экономическими интересами его господствующего класса, [2] и в этом отношении дипломатия уже изначально была связана с другим средством осуществления классово антагонистическим государством его внешней политики — с войной.
В.И. Ленин писал, что «„война есть просто продолжение политики другими” (именно насильственными) „средствами”» [Ленин, Крах II Интернационала, с. 224]. В классовых антагонистических обществах война является способом осуществления насильственными методами внешней политики государства в интересах его господствующего класса. Таковой она была и в огромном древневосточном мире, в котором почти каждая война имела агрессивный характер, ставя своей целью подчинение других народов, захват чужих земель, рабов и различных материальных ценностей. Воинственная захватническая внешняя политика большинства государств древнего Востока, порождённая их социальным строем, базирующимся на внеэкономической эксплуатации зависимых работников различного типа, включая рабов, определяла цели и задачи дипломатии.
В своей внешнеполитической деятельности каждое древневосточное государство стремилось прежде всего или обеспечить себе победу в подготавливаемой войне, или, напротив, предотвратить грозящую ему катастрофу. Дипломатические средства
(3/4)
использовались для того, чтобы узнать о слабых сторонах противника, организовать в его стране беспорядки, найти для себя союзников, добиться максимальных выгод от одержанной победы или, напротив, смягчить тяготы поражения. Дипломатическая активность государств древнего Востока чаще всего порождалась войной, иногда её предваряя, иногда завершая. Даже тогда, когда дипломатия регулировала контакты между государствами, не вступающими в непосредственный военный конфликт друг с другом, характер их взаимоотношений обусловливался реальной военной силой каждого, степенью его опасности для партнера. В дипломатии государств древнего Востока, которая всегда осуществлялась от имени правителей, полностью олицетворявших собой всю государственную власть, учитывалось ранговое неравенство государств и народов. В некоторых случаях государство-гегемон (например, древний Китай) считало в принципе всех своих соседей своими подданными и данниками, в других случаях такое государство (например, Египет или царство хеттов) фактически признавало различие между слабыми, зависимыми народами, обязанными беспрекословно выполнять волю государства-гегемона, и равными по могуществу державами, правители которых в дипломатической переписке назывались «братьями» и по отношению к которым требовалось соблюдение определённого этикета вежливости. Как средство укрепления дружественных связей между такими «великими» державами в целях сохранения международного равновесия использовались междинастические браки, которые, впрочем, иногда могли свидетельствовать и о некоторой неравноценности роднящихся династий, и о корыстных устремлениях одной из сторон, домогавшейся мирными средствами, без войны получить в качестве приданого за невесту односторонние преимущества, например в виде территориальных приращений.
Используемая государствами древнего Востока в основном в агрессивной внешней политике, их дипломатия имела в своём арсенале и определенные средства и приёмы, необходимые для мирного разрешения международных споров. Уже тогда были известны различные типы международных соглашений, не только наступательных, предусматривавших совместные действия на войне, но и оборонительных, уже появились различные послы, посланцы, гонцы, переводчики, хорошо разбиравшиеся в сложных внешнеполитических ситуациях, уже существовала достаточно разработанная система их отправки и приёма, уже зародилось признание особого дипломатического иммунитета неприкосновенности посла как лица, приближённого к священной персоне отправившего его в чужую страну правителя (правда, этот иммунитет неприкосновенности ещё не стал нормой международного права, нормой повсюду и всегда гарантированной и строго соблюдаемой), уже выявилось воздействие на дипломатию экономических интересов государств, побуждавших их поддерживать между собой нормальные, мирные отношения.
(4/5)
Дипломатия государств древнего Востока превратилась в действенное средство регулирования ими разнообразных взаимоотношений друг с другом.
Предлагаемая работа, написанная коллективом авторов — специалистов по истории различных стран древнего Востока, представляет собой первое в советской историографии обобщение обширного разнопланового материала, который можно привлечь для характеристики межгосударственных отношений и дипломатии на древнем Востоке. [3] В работе, которая не задумана как полный курс истории всей древневосточной дипломатии, анализируются лишь наиболее существенные, показательные и интересные факты, свидетельствующие о дипломатической активности ряда древневосточных государств в узловые периоды их исторического бытия.
В работе используются многочисленные и разнотипные источники: документы государственных архивов (прежде всего международные договоры и дипломатическая переписка), царские анналы, исторические хроники, политические трактаты, литературные материалы. Соответственно специфике каждого комплекса исследуемых источников их интерпретации не может быть однотипной по своей методике и стилю, и потому в одних очерках она отличается фактической конкретностью, а в других приобрела сугубо теоретический оттенок. Однако при всём разнообразии изложения во всех очерках основной целью авторов остаётся освещение различных проявлений межгосударственных отношений и дипломатии государств древнего Востока, характеризующих их внешнеполитическую деятельность.
* * *
Авторами данной работы являются: д-р ист.наук В.А. Якобсон (гл. 1), д-р ист.наук И.А. Стучевский (гл. 2), д-р ист.наук В.Г. Ардзинба (гл. 3), канд.ист.наук С.С. Соловьёва (гл. 4), канд.ист.наук А.А. Вигасин и Д.Н. Лелюхин (гл. 5), канд.ист.наук Т.В. Степугина (гл. 6).
(/374)
Примечания. ^
К предисловию.
[1] Само слово «дипломатия» образовалось от греческого термина «δίπλωμα». Так назывались навощённые таблички, на которых записывались инструкции послам, направляемым в другие государства с каким-либо поручением.
[2] Само собой разумеется, что дипломатия любого классового антагонистического общества в определённой степени учитывает интересы всех слоёв населения той или иной страны. Однако, безусловно, формулируется и осуществляется эта дипломатия прежде всего для удовлетворения потребностей господствующего в данной стране класса.
[3] В 1-м томе 2-го издания «Истории дипломатии» (М., 1959) дипломатии государств древнего Востока посвящены только с. 11-31.
|