● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Античная торевтика.// Л.: Государственный Эрмитаж. 1986. 204 с.
Науч.ред. Н.Л. Грач. Содержание
Введение. — 3
С.П. Борисковская. Этрусские архаические шлемы. — 7-16, илл. 143-144О.Я. Неверов. Металлические перстни эпохи архаики, классики и эллинизма из Северного Причерноморья. — 17-27, илл. 145-147Л.В. Копейкина. Золотые бляшки из кургана Куль-Оба. — 28-63, илл. 148-155А.Ю. Алексеев. Нашивные бляшки из Чертомлыкского кургана. — 64-74, илл. 156-163Н.Л. Грач. Гребень и ожерелье из кургана Куль-Оба (две реконструкции). — 75-90, илл. 164-171Е.В. Мавлеев. Бронзовые зеркала этрусского города Вольсинии. — 91-110, илл. 172-185Н.П. Гуляева. Самнитские бронзовые украшения-застёжки из собрания Эрмитажа. — 111-122, илл. 186-193Д.С. Герцигер. «Монетное» зеркало из Ольвии. — 123-127, илл. 194И.П. Засецкая. Зооморфные мотивы в сарматских бляшках. — 128-134, илл. 195-198В.Н. Залесская. Сцены охоты на ранневизантийских филактериях: символика образов. — 135-140, илл. 199-201
Список сокращений. — 141Иллюстрации. — 143Содержание. — 203
[ Введение. ] ^
Торевтика — особый раздел декоративно-прикладного искусства, зародившегося в глубокой древности. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры человечеству были известны прекрасные художественные изделия из драгоценных металлов. Древние мастера Передней Азии, Эгейского мира и Египта рано постигли глубокий творческий потенциал, заложенный в их природных свойствах. Художественное литьё и чеканка, тиснение и гравировка, а также техника инкрустации, филиграни и грануляции — это великое наследие Востока было воспринято и развито мастерами Крита, Италии и Греции.
Государственный Эрмитаж обладает богатейшей коллекцией произведений изобразительного искусства, созданных торевтами античной эпохи. В музее хранятся тысячи художественных изделий из золота, серебра и бронзы, происходящих из разных областей обширной античной ойкумены и охватывающих огромный период от архаики до ранне-византийского времени. Эти изделия — неисчерпаемый источник для понимания культуры, быта, религии и мировоззрения народов, населявших территории Средиземноморья и Причерноморья.
Сборник включает статьи, в которых разрабатываются самые разные вопросы теоретического и атрибуционного характера, связанные с историей развития художественной обработки металла в античное время.
Две работы сборника посвящены этрусским бронзам. В статье С.П. Борисковской впервые публикуются два архаических шлема. Один из них является иллюстрацией этрусско-италийского варианта парадного воинского доспеха. Другой — греческой формы, происходит из мастерской Вульчи — лидирующего в VI в. до н.э. центра бронзолитейного производства. Этот шлем отличается богатством и разнообразием декора, исполненного чеканкой, гравировкой, полудой оловом и аппликацией.
Е.В. Мавлеев представляет «Бронзовые зеркала этрусского города Вольсинии» на новом, можно сказать, итоговом этапе их изучения. В своих прежних работах автор исследовал вольсинийские зеркала с точки зрения тем и сюжетов, гравированных на обороте дисков, то есть элементов идеологии и использования этих материалов как средства агитации в конкретной исторической обстановке, сложившейся в Этрурии в конце IV в. до н.э. Рассматривал автор и творческие биографии гравёров. Всё это позволило создать структуру оценок, которая даёт возможность поставить вопрос о причинах, вызывающих изменения в художественной форме предмета (в данном случае зеркала) и системе его декора. Теоретическая постановка проблемы даёт основу для проверки некоторых законов, определяющих развитие торевтики вообще.
Продолжает тему искусства торевтики народов доримской Италии публикация Н.П. Гуляевой «Самнитские бронзовые застёжки из коллекции Эрмитажа». В IV в. до н.э. бронзовые пояса и фигуративные или орнаментальные застёжки являлись непременной частью воинского снаряжения самнитов. Благодаря их изучению в научный оборот вводится новый материал, известный лишь по зарубежным изданиям. При этом, по количеству предметов и обилию художественных вариантов эрмитажный набор застёжек оказался наиболее значительным среди известных коллекций и содержит к тому же нигде пока не обнаруженный тип.
Серию статей, посвящённых материалам из Северного Причерноморья, открывает исследование О.Я. Неверова об эрмитажной коллекции металлических перстней VI-II вв. до н.э. Автор предлагает опыт предварительной классификации этого ценнейшего собрания изделий торевтики, насчитывающего около 500 экземпляров. Деление их на группы (перстни-печати и декоративные перстни) и типы с вариантами является необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения этого важного археологического источника, обладающего исключительной информативностью.
Гордостью эрмитажного собрания являются знаменитые погребальные комплексы скифской и греко-варварской знати, открытые в Северном Причерноморье. Они прославились прежде всего благодаря обилию найденных в них превосходных памятников древнегреческой торевтики. В сборнике помещены две работы — Л.В. Копейкиной и А.Ю. Алексеева — с полной публикацией и исследованием самого массового и очень важного источниковедческого материала — золотых бляшек из курганов Куль-Оба и Чертомлык.
В статье А.Ю. Алексеева описание бляшек дано в виде каталога, включающего сравнительную характеристику распределения их по погребальным камерам кургана. Определяются хронологические рамки всего комплекта украшений (вторая половина IV в. до н.э.) и отдельных экземпляров. Автор пришёл к выводу о единстве источника и времени комплектования набора нашивных бляшек.
На работе Л.В. Копейкиной, подготовленной к печати Н.Л. Грач, необходимо остановиться более подробно.
«Золотые бляшки из кургана Куль-Оба» — последний неоконченный труд безвременно ушедшей из жизни Л.В. Копейкиной. По этой теме на заседании отдела античного мира ею был прочитан доклад, высоко оценённый коллегами. При прочтении рукописи стало очевидным, что это зрелая работа с блестяще проведённым стилистическим и семантическим анализом как отдельных групп бляшек, так и комплекса в целом. В работе подняты вопросы о назначении бляшек, о времени и месте их изготовления, о принадлежности каждой группы или типа к определённому художественному кругу памятников, наконец, о значении их для понимания культуры и религии греко-варварского населения Северного Причерноморья. Отметим особую ценность каталога, где дана исчерпывающая характеристика каждого типа бляшек.
И тем не менее, рукопись, помимо стилистической правки, унификации описаний и устранения повторов, требовала решения некоторых вопросов, которые автором были ещё явно не отработаны. В первую очередь это касалось датировок отдельных групп бляшек и особенно ранних экземпляров (кат. №№ 1-5, 8, 17, 19). Их стилистический анализ вёл исследовательницу к прототипам классического времени, поэтому рядом с датой «последняя четверть V в. до н.э.» или «конец V в.» в рукописи всегда стоял знак вопроса. Осознавая всю ответственность и деликатность ситуации, мы взяли на себя смелость откорректировать и эти моменты.
К сожалению, в архиве Л.В. Копейкиной отсутствовал список ссылок. Однако в тексте статьи, а чаще в каталоге иногда были проставлены фамилии исследователей или сокращённые названия работ, к которым она аппелировала. Благодаря этому можно было ориентироваться при восстановлении аппарата, хотя мы не уверены в его полноте. Дополнения литературы произведены только за период 1981-1983 гг.
Вероятно, некоторые определения не могут быть столь точными, как это было бы в конечном итоге у самого автора. Надеемся, что правка текста не изменила его основных идей и положений, и что недочёты получились не очень большими.
Среди изделий торевтики, происходящих из царских курганов, есть вещи пострадавшие, плохо сохранившиеся и потому часто непонятные с точки зрения их назначения. В статье Н.Л. Грач предлагаются две реконструкции таких предметов — гребня с золотыми оковками и ожерелья с тремя рядами подвесок из кургана Куль-Оба.
В небольшой статье Д.С. Герцигер речь идёт о бронзовом зеркале редкого типа. Оно украшено рельефным медальоном — оттиском сестерция Нерона. «Монетные» зеркала бытовали, главным образом, в период правления этого императора. Происходят они, в основном, с территорий расположения римских войск. Находка такого зеркала в Ольвии служит одним из аргументов в пользу присутствия там римских легионов уже во второй половине I в. н.э.
Погребальные комплексы сарматской культуры первых веков нашей эры также содержат огромное количество художественных изделий из драгоценных металлов, в том числе и нашивные бляшки. Однако стилистически они существенно отличаются от ранних греко-екифских образцов. И.П. Засецкая рассматривает серию штампованных украшений, исполненных в геометрическом стиле, и убедительно доказывает, что среди них выделяются бляшки с зооморфными мотивами, представляющими символические предельно стилизованные изображения различных животных.
Сборник заключает статья В.Н. Залесской «Сцены охоты на ранне-византийских филактериях», в которой на трёх примерах прослеживается широко известная роль античного наследия в сложении формы, структуры, образов и стиля византийских памятников торевтики. Н.Л. Грач
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытияАГСП — Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории культуры. М.-Л., 1955Артамонов, 1961 — Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов. — АСГЭ, 1961, № 2Артамонов, 1966 — Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Л., Прага, 1966АСГЭ — Археологический сборник Государственного ЭрмитажаВДИ — Вестник древней историиГИМ — Государственный исторический музейГраков, 1970 — Граков Б.Н. Скифы. М., 1970ГЭ — Государственный ЭрмитажДБК — Древности Боспора Киммерийского. Спб., 1954ДГС — Древности Геродотовой СкифииИАК — Известия Археологической комиссииКСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культурыКузьмина, 1977 — Кузьмина E.E. Семантика изображения на серебряном диске и некоторые вопросы интерпретации Амударьинского клада. — В сб.: Искусство Востока и античности. М., 1977ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССРМИА — Материалы и исследования по археологии СССРОАК — Отчёт Археологической комиссииОИПК — Отдел истории первобытной культурыОнайко, 1970 — Онайко Н.А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье в IV-II вв. до н.э. — САИ, 1970, вып. Д1-27Онайко, Онайко Н.А. Заметки о технике боспорской торевтики. — СА, 1974, № 3ОПИ — Отдел письменных источниковРаевский, 1977 — Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племён. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977Раевский, 1978 — Раевский Д.С. «Скифское» и «греческое» в сюжетных изображениях на скифских древностях. — В сб.: Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. М., 1978Ростовцев, 1925 — Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Л., 1925СА — Советская археологияСАИ — Свод археологических источниковСГЭ — Сообщения Государственного ЭрмитажаСокольский, 1969 — Сокольский Н.И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья. — САИ, 1969, вып. Г1-17ТГЭ — Труды Государственного ЭрмитажаТолстой, Кондаков — Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. II. Древности скифосарматские. Спб., 1889Хазанов, 1975 — Хазанов А.М. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975Шелов, 1950 — Шелов Д.Б. К вопросу о взаимодействии греческих и местных культов в Северном Причерноморье. — КСИИМК, 1950, XXXIVAJA — American Journal of ArchaeologyAnn — Annali dell’Instituto di corrispondenza archeologica.Roma AM — Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts (Athenische Abteilung)ARV — Beazley J.D. Attic Red-Figure Vase-painters. Oxford. 1963BRGK — Berichte der Römisch-Germanischen KommissienES — Gerhard E., Korte G. Etruskische Spiegel. Berlin. 1843-1897JdI — Jahrbuch des Deutschen Archäologischen InstitutsJHS — Journal of Hellenic StudiesKukahn — Kukahn E. Der griechische Helm. Marburg Lahn. 1936MA — Monumenti antichi publicati per cura della Reale Accademia dei LinceiMEFR — Melanges d’Archeologie et d’Histoire Ecole Française de RomeNeugebauer — Neugebauer K.S. Archaische Vulcenter Bronzen.: JdI. 1943, Bd.58NSc — Notizie degli Scavi di antichitàRebuffat-Emmanuel, 1962 — Rebuffat-Emmanuel D. Ceinturons Italiques. — MEFR. 1962. vol. 74Rebuffat-Emmanuel. 1966 Rebuffat-Emmanuel D. Agrafes de ceinturons Samnites au Musée de Saint-Germain. — MEFR, 1966. vol. 78StEtr — Studi Etruschi
наверх |