[ коллективная монография ]
Исследование речевого мышления в психолингвистике.
// М.: 1985. 240 с.
Отв.ред. Е.Ф. Тарасов.
[ аннотация: ]
В книге впервые предпринята попытка дать комплексное психолинпвистическое описание процессов порождения речи, в которых реализуется речевое мышление. Формулируются обобщающие представления о предпосылках решения этой проблемы, которые созданы в философии, психологии и лингвистике. Особое внимание уделяется знаковым средствам мыслительной деятельности. Исследуются связи процессов мышления с порождением и восприятием речевых высказываний.
Авторы:
Т.В. Ахутина, И.Н. Горелов, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, Ж. Лендел, И.Ю. Марковина, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович.
Содержание
Предисловие. — 4
I. Методологические проблемы исследования речевого мышления. — 8
1. Вводные замечания. — 8
2. Предпосылки решения проблемы речевого мышления. — 12
II. Психолингвистические проблемы речевого мышления. — 32
1. Становление символической функции в онтогенезе. — 32
2. Знаковые опосредователи мышления. — 51
3. Вербальное мышление (психологический аспект). — 72
4. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. — 85
5. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания. — 99
6. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности. — 116
7. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности. — 150
8. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека. — 171
9. Национально-культурные аспекты речевого мышления. — 184
III. Экспериментальные методики изучения речевого мышления. — 203
Литература. — 224
От редактора. ^
Вряд ли требуется специально доказывать важность проблемы мышления для решения многих теоретических и практических задач. Включённость мышления практически во все виды деятельности человека и большой диапазон его феноменологических проявлений делает его объектом многих научных дисциплин. В настоящее время наибольший вклад в решение проблем мышления вносят марксистская философия разработкой понятия идеального и отечественная психология обоснованием представления о полиморфности развитого человеческого мышления, о структурном подобии внешней, практической и внутренней, умственной деятельности человека.
Лингвистика и прежде всего психолингвистика способствуют решению проблемы мышления формированием представлений о средствах мыслительной деятельности: о языковых знаках и других квазипредметных образованиях; о способах обработки и хранения воспринимаемой информации, о связях процессов мышления с продуцированием и восприятием речевых высказываний.
В психолингвистике и психологии речи получены определённые результаты, которые подлежат обсуждению и интеграции в существующие представления о речевом мышлении. Решению этой задачи и служит данная книга, написанная коллективом единомышленников.
Книга состоит из трёх разделов. В первом разделе анализируются философские и психологические предпосылки решения проблемы речевого мышления, во втором разделе излагаются отдельные аспекты психолингвистического представления о речевом мышлении, и третий раздел содержит обзор методик исследования речевого мышления.
Отдельные части книги написаны следующими авторами: канд. филол. наук Е.Ф. Тарасов, канд. филол. наук Н.В. Уфимцева — раздел I, раздел II, §1, 2; докт. психол. наук И.А. Зимняя — раздел II, §3, 4; канд. психол. наук Т.В. Ахутина — раздел II, §5; докт. филол. наук И.Н. Горелов — раздел II, §6; докт. филол. наук А.А. Залевская — раздел II, §7; канд. филол. наук А.М. Шахнарович, Ж. Лендел — раздел II, §8; канд. филол. наук Ю.А. Сорокин, канд. филол. наук И.Ю. Марковина — раздел II, §9; докт. филол. наук Р. М. Фрумкина — раздел III.
наверх
|