главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Древняя Индия. Язык. Культура. Текст.// М.: ГРВЛ. 1985. 272 с.Редколлегия: Г.М. Бонгард-Левин, В.В. Вертоградова, С.В. Кулланда. [ аннотация: ] В книгу включены статьи московских и ленинградских индологов. Представлены работы по социально-экономической и политической истории, эпосу и мифологии, литературе и языкознанию. Авторы анализируют санскритскую эпиграфику, палийские хроники, пракритскую и древнетамильскую поэзию, эпические памятники, философские произведения. Публикуются и комментируются новые тексты, выдвигаются плодотворные гипотезы по ряду актуальных проблем древнеиндийской культуры.
Содержание
От редколлегии. — 3
B.Н. Топоров. Санскрит и его уроки. — 5C.А. Старостин. Парадигматические типы древнеиндийского глагола. — 30Т.Я. Елизаренкова. О звукоподражаниях в пали. — 48Т.И. Оранская. Производные корня dakṣ в индоарийских языках. — 57Ю.М. Алиханова. О двух диалогических песнях палийского канона. — 66С.Л. Невелева. Сюжет о Карне в третьей книге «Махабхараты» («сознание инициации»). — 76В.Н. Романов. Из наблюдений над композицией «Махабхараты». — 88В.В. Вертоградова. К истокам пракритской поэзии (охотничьи песни). — 105A.М. Дубянский. О некоторых религиозно-мифологических представлениях древних тамилов в связи с культом Муругана. — 117Т.К. Носова. Мифология «Девимахатмья». — 134Г.М. Бонгард-Левин. Новый санскритский фрагмент махаянской «Махапаринирвана-сутры» из Центральной Азии. — 146B.П. Андросов. Вклад Нагарджуны в концепцию ниришвара. — 156В.К. Шохин. Некоторые аспекты формирования классической санкхьи. Тексты и доктрины (к вопросу об исторических связях санкхьи с буддизмом). — 172В.Г. Лысенко. Учение вайшешиков о движении (На материале комментария Прашастапады на «Вайшешика-сутры»). — 195Л.В. Исаева. Концепция индивидуальной души в комментарии Шанкары на «Брахма-сутры». — 209Е.М. Медведев. Хартия Вишнушены как источник по истории раннесредневекового города. — 222Л.А. Вигасин. «Меры против воров» в «Нарадасмрити». — 240А.М. Самозванцев. Система юридической аргументации в древнеиндийском праве (о характере функциональной эволюции). — 255
От редколлегии. ^
За той областью индологии, которая занимается изучением древней и раннесредневековой истории и культуры Индии на материале древне- и среднеиндийских языков, в последнее время закрепился термин «санскритология». Появление такого термина, в содержании своём перешагнувшего границы исследования самого санскрита или санскритоязычной словесности, разумеется, не случайно, а обусловлено глубоким влиянием, которое оказал санскрит как язык культовый и литературный на всю историю индийской культуры.
Ряд опубликованных в недавнее время сборников, в том числе тех, которые подготовлены к международным санскритологическим конференциям, являются свидетельством ведущихся в нашей стране исследований, продолжающих традиции отечественной санскритологии.
Существенным для этих исследований можно считать то, что многие проблемы из чисто индологических, какими они были в первой половине XX в., должны решаться как общетеоретические, встающие в настоящее время перед гуманитарными науками.
Таковы, например, вопросы о роли языка в истории культуры, об истоках поэтического творчества, о соотношении разных форм словесного искусства, мифа и обряда, о формировании основных религиозных и философских школ и учений.
С другой стороны, многообразие древнеиндийских текстов, количество которых благодаря новым открытиям постоянно растёт, делает актуальной задачу введения новых источников, а также новых версий достаточно изученных текстов, таких, как «Нарадасмрити» или буддийская «Махапаринирванасутра», что позволяет с большей достоверностью восстановить первоначальный облик памятника.
В русле перечисленных выше проблем находится и предлагаемый читателю сборник, включающий статьи московских и ленинградских индологов. Материалом для исследования, а иногда и предметом публикации послужили тексты на санскрите, пали, пракритах и «гибридном санскрите». (Единственная статья, основанная на памятниках древнетамильского языка, важна для изучения индуистской традиции, частично ассимилировавшей дравидийские мифологические представления.)
Композиционное расположение материала находится в соответствии со следующими по порядку темами: язык, становление поэтической и эпической традиции, мифология, религия и философия, право.
Представленные в сборнике лингвистические работы, кроме статьи о роли санскрита в истории индийской культуры, являющейся, по существу, вводной ко всему сборнику, посвящены выявлению существенных диахронических закономерностей в формировании древне- и среднеиндийских языков и имеют широкие культурно-исторические выходы.
Статьи, посвящённые становлению поэтической и эпической традиции, находятся в русле весьма актуальной в современной науке проблемы соотношения ранних форм словесного творчества, мифа и обряда и отражают разные подходы к этой проблеме, наметившиеся в советской индологии.
Статьи, исследующие проблемы древнеиндийской религии и философии, содержат интерпретацию интереснейших памятников культурного наследия Индии (текстов санкхьи, вайшешики, адвайта-веданты, некоторых направлений буддизма) и выдвигают гипотезы о сложении и функционирования тех или иных философских школ и направлений. Некоторые работы этого раздела являются первыми научными публикациями древних текстов.
Две статьи посвящены реконструкции древнеиндийских правовых норм на основе исследования юридических трактатов.
Сборник подготовлен к печати Сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР.
наверх |