● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Западная Сибирь в эпоху средневековья.// Томск: ТомГУ. 1984. 220 с.Ред. Л.А. Чиндина.
[ аннотация: ] В сборнике публикуются новые материалы и исследования этнокультурной истории, торговых и политических связей населения Западной Сибири на разных этапах средневековой эпохи (VI-XVIII вв.). Для археологов, антропологов, историков и этнографов.
Содержание
Предисловие. — 3-5
Раннее средневековье.
Я.А. Яковлев. Средневековое культовое литьё Нарымского Приобья. — 9-31Г.М. Буров. Бронзовые культовые плакетки западносибирского стиля на Европейском северо-востоке. — 32-45Ю.С. Худяков. Раскопки чаа-таса Тепсей XI в 1977 году. — 46-57А.А. Чариков. Балтакольская скульптура. — 58-63Л.М. Плетнёва. Погребения IX-X вв. в Томском Приобье. — 64-87Б.А. Коников. Усть-Ишимские курганы и некоторые вопросы раннесредневековой истории таёжного Прииртышья. — 88-98Е.П. Казаков. О культе коня в средневековых памятниках Евразии. — 99-110Л.Р. Кызласов. Торговые пути и связи древнехакасского государства с Западной Сибирью и Восточной Европой. — 111-118Ф.X. Арсланова. Пряжки «византийского» типа из Прииртышья. — 119-128Т.Н. Троицкая, Е.М. Черноскутов. К вопросу о связях Новосибирского Приобья со Средней Азией в конце I тыс. н.э. — 129-136
Позднее средневековье.
Н.А. Кренке. Коллекция В.В. Радлова из раскопок курганов XVII в. в Сибири. — 137-145А.И. Боброва. Погребения XVIII-XIX вв. Тискинского курганного могильника. — 146-167Н.В. Лукина. Заметки о системе питания хантов. — 168-179А.Р. Ким. Материалы по краниологии шорцев и кумандинцев. — 180-195
К 100-летию музея.
Л.М. Плетнёва. Музей археологии и этнографии Сибири Томского университета. — 196-204
Литература. — 205-217Список сокращений. — 218-219
Предисловие. ^
Эпоху средневековья Западной Сибири на основании динамики внутреннего социально-экономического развития общества, многообразия этнических и политических событии можно разделить на два больших периода — раннее и позднее средневековье — и четыре этапа.
Первый этап — VI-IX вв. Характеризуется дифференциацией археологических культур, возникших на месте бывшей кулайской общности и непрочных объединений гунно-сарматского мира. На данном этапе возникает ряд культур — нижнеобская, потчевашская, рёлкинская, верхнеобская, прииртышских кимаков и алтайских тюрок. Наступившая относительная стабилизация после бурных миграций эпохи раннего железа дала возможность интенсивному развитию экономики, общества и формированию устойчивых этнических образований. В южных районах, традиционно более развитых, складываются предпосылки феодальных отношений и возникновения государственности.
Второй этап — IX-XIII вв. Характеризуется, с одной стороны, развитием старых культурных традиций, с другой — сложением новых субстратных культур, возникших в результате активного проникновения в лесостепные и лесные районы Западной Сибири различных тюркоязычных этносов. В это время в Нижнем Приобье переживает последний (кинтусовский) этап нижнеобская культура, в Нижнем Прииртышье складывается усть-ишимская. В Нарымском Приобье на месте рёлкинской появляется культура, продолжившая автохтонные традиции, на территории Томского Приобья возникает культура, родственная сросткинской и кыргызской, включившая местные традиции. Верхнеобские и степные культуры Западной Сибири вошли в состав кимакского (сросткинского) и кыргызского этнокультурных ареалов.
Третий этап — XIII-XV вв. Связан с началом монгольских завоеваний и включением значительной части Западной Сибири в Сибирское ханство. В таежных и тундровых рай- онах характеризуется появлением угорских и самодийских этносов. В степных и лесостепных районах существовали культуры различных групп тюркоязычного населения. Рост производства, сложная политическая обстановка ускорили процесс феодализации и образование государств у западносибирских татар — Тюменского, а затем и Сибирского ханств.
Четвёртый этап истории населения Западной Сибири начинается с конца XVI в., когда оно вошло в состав Русского государства. Он характеризуется ломкой местных культур и включением их в орбиту общего социально-экономического развития феодального государства.
В настоящем сборнике раннее средневековье представлено обширными публикациями новых материалов в статьях Б.А. Конникова, Л.М. Плетнёвой, Ю.С. Худякова, позволяющих поставить вопросы о проникновении на территорию лесных районов с запада и юга новых этнокультурных групп и их значении в формировании новых культур.
Большой интерес представляют статьи Ф.X. Арслановой, Л.Р. Кызласова, Т.Н. Троицкой и Е.М. Черноскутова, в которых исследуются пути культурных, торговых и политических контактов населения Западной Сибири с соседними, а иногда весьма отдалёнными районами. Авторы на различных материалах демонстрируют, как широки и мобильны были эти контакты, особенно в южных районах, и как ощутимо было взаимное влияние.
Е.П. Казаков, анализируя широко распространенный культ коня, отмечает, что один из его полиэтничных вариантов проникает в Европу из Западной Сибири.
Сравнительному анализу бронзового культового литья лесного евразийского массива посвящены статьи Г.М. Бурова и Я.А. Яковлева. Г.М. Буров выделяет три большие сюжетно-художествсппые группы литья, справедливо подчёркивает своеобразие западносибирских изображений. Однако свободное обрашение автора с хронологически разными группами усиливает гипотетичность некоторых его выводов. Я.А. Яковлевым выделяются локальные варианты западносибирского литья. Следует приветствовать стремление автора выработать чёткость критериев в сравнительном анализе изображений.
Сообщение А.А. Чарикова знакомит читателя с редким для Южной Сибири и Казахстана стоящим изваянием с обо- значенными ногами и предлагает оригинальную трактовку данного образца.
Статья Н.А. Кренке посвящена публикации материалов позднего средневековья из коллекции В.В. Радлова. В новом аспекте исследуются материалы Тискинского могильника. А.И. Боброва, рассматривая внедрение христианства среди местного населения, указыает, что в первой половине XIX в. традиционные обряды на прилегающих к р. Оби территориях Нарымского Приобья почти исчезают в отличие от глубинных районов, где христианство распространялось медленнее.
Н.В. Лукиной вводятся в научный оборот новые этнографические материалы о быте хантов и исследуется влияние новаций на ломку традиционной культуры.
А.Р. Ким, изучая краниологию щорцев, кумандинцев, телеутов, приходит к важному выводу о большой антропологической близости между ними, обусловленной генетическим родством.
Сборник завершается юбилейной статьёй об истории старейшего в Сибири музея археологии и этнографии, созданного в 1982 г. в Томском университете. За 100 лет существования, музей, накопив ценнейшие материалы по археологии, этнографии, антропологии и нумизматике Сибири и других регионов, стал одним из крупных центров научных исследований Сибири.
наверх |