● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Культура и искусство средневекового города.// М.: 1984. 145 с.
Содержание
От редакции. — 3
В.П. Даркевич. Танцы и акробатика в искусстве средневековья. — 5Р.С. Орлов. Среднеднепровская традиция художественной металлообработки в X-XI вв. — 32А.А. Медынцева. Письма Григория — тиуна боярского (по материалам берестяных грамот). — 53Н.Н. Велецкая. Языческая символика антропоморфной ритуальной скульптуры (к вопросу о генезисе и трансформации атрибутов в славяно-балканских ритуальных действах). — 76М.А. Сабурова, М.В. Седова. Некрополь Суздаля. — 91А.В. Чернецов, В.П. Данильченко. Изображения обитателей моря на миниатюрах рукописи XVI в. — 131
От редакции ^
Всестороннее изучение городской цивилизации — одна из актуальных проблем медиевистики. Сложная синкретичная культура городов средневековья никогда не была строго каноничной и застывшей, представляя собой живой, меняющийся и обновляющийся организм. На почве средневекового города контактировали и активно взаимодействовали культура народная («фольклорная»), светская культура дружинной и феодальной знати, учёная культура духовенства. Соответственно и для изобразительного искусства характерно взаимопроникновение и слияние разнородных элементов. Торжество церковной идеологии и нормативность общепринятых образцов не означали полного подавления архаических верований: вплоть до позднего средневековья мировѝдение горожан сохраняло многие дохристианские черты.
Статьи, представленные в сборнике, затрагивают различные аспекты культуры средневекового города на примере конкретных сюжетов. Несмотря на разнообразие тематики, которая естественно объясняется многогранностью культурной жизни эпохи, все статьи отличает единая комплексная исследовательская методика. Внимание авторов привлекают форма и содержание памятников, их социально-культурные функции. Как частные, так и кардинальные проблемы истории можно изучать только путём освоения всего фонда письменных и вещественных источников. Авторами использован широкий круг материалов, дополняющих друг друга: изобразительное искусство, памятники письменности, архелогические, эпиграфические и этнографические данные. Плодотворно применены достижения специальных и вспомогательных исторических дисциплин. К числу новых методов, разрабатываемых в последние десятилетия, относятся анализ рецептуры металлических сплавов, атрибуция произведений художественного ремесла по малозаметным приемам исполнения, идентификация почерков в применении к берестяным грамотам. Объективные критерии рождают достаточно аргументированные выводы.
При изучении светской праздничной жизни средневековья первостепенным источником служат памятники искусства, переносящие нас в живую действительность того времени. С удивительной прелестью подлинных деталей они позволяют не только восстанавливать зрелищные моменты праздника, но и проникать в мир древних народных верований и ритуалов (статья В.П. Даркевича).
Процессу становления художественной металлообработки на Руси посвящена статья Р.С. Орлова. Тщательное исследование продукции среднеднепровских мастеров по металлу X-XI вв. (деталей парадного костюма военной феодализирующейся верхушки) позволило очертить обширный ареал культурных связей Киевской Руси. В княжеских вотчинных мастерских Киева и Чернигова творчески разрабатывали изобра- зительные мотивы из арсенала искусства Византин и стран ислама, Венгрии и Скандинавии.
А.А. Медынцевой удалось выделить большой комплекс берестяных грамот XIV — начала XV в., написанных боярским тиуном Григорием, сборщиком даней с карельских племён, подвластных Новгороду. Рассмотренные грамоты содержат важные сведения по внешнеполитической истории Новгорода, его социально-политической структуре.
Мифопоэтические, фольклорные традиции, язык магии и ритуала долго продолжали сохраняться во всех слоях городского населения. По мнению H.H. Белецкой, антропоморфная скульптура X в. из Старой Ладоги — языческий атрибут календарных обрядовых действ, связанных с культами плодородия. Автором привлечены обширные сравнительные материалы из области этнографии.
Результаты раскопок курганного могильника в Суздале XI-XII вв. изложены в публикации М.А. Сабуровой и М.В. Седовой. Интересны реконструкции деталей одежды, выполненные по незначительным фрагментам.
Сборник завершает статья В.П. Данильченко и А.В. Чернецова. В XVI в. в среде русских книжников возрастает интерес к естественнонаучным знаниям. Из Западной Европы привозят научные трактаты, иллюстрированные гравюрами. Реалистические изображения обитателей моря в лицевом Апокалипсисе миниатюрист мог позаимствовать из известного атласа швейцарского учёного К. Геснера. Метод работы по образцам, перерабатываемым местными художниками, сохранялся на протяжении всего средневековья.
Сборник адресован историкам, искусствоведам, археологам, этнографам и всем читателям, интересующимся специальными проблемами культуры и искусства средних веков.
наверх |