[ каталог выставки ]
Шедевры древнего искусства и культуры Таджикистана.
Материалы Южно-таджикистанской археологической экспедиции.
Каталог выставки.
// М.: «Советский художник». 1983. 80 с.
Научный редактор и автор введения —
начальник Южнотаджикской археологической экспедиции Б.А. Литвинский.
Составители каталога:
М.А. Бубнова — Могильники Восточного Памира. Поселение Базар-дара.
Э. Гулямова — Городище Курбан-шаид (Хульбук). Городище Сайёд.
Е.П. Денисов — Могильники Ксиров.
Е.В. Зеймаль — Древние и раннесредневековые монеты из Южного Таджикистана.
Т.И. Зеймаль — Буддийский монастырь Аджина-тепа. Городище и буддийский храм Калаи-Кафирниган.
X.Ю. Мухитдинов — Городище Саксан-Охур. Могильник «Иттифок».
И.Р. Пичикян — Городище Тахти-Сангин.
Л.Т. Пьянкова — Бронзовый век.
В.А. Ранов — Наскальные изображения.
A.В. Седов — Яванское городище (Горав-кала). Городище и некрополь Тепаи-шах. Могильники Бишкента. Могильник Туп-хона. Поселение Ак-тепа II.
B.С. Соловьёв — Городище Кафыр-кала. Городище Лягман. Отдельные находки.
Ю.Я. Якубов — Могильник Ляхш II.
Содержание (в издании не расписано)
Введение. Южный Таджикистан и Памир — контуры истории и культуры в свете археологических работ. — 3
Древние и средневековые наскальные изображения [1-5]. — 13
Бронзовый век. Середина II — начало I тыс. до н.э. [6-15] — 15
Древность. VII-VI вв. до н.э. — III-IV вв. н.э. [16-249] — 19
Могильники Восточного Памира. — 20
Городище Тахти-Сангин. — 21
Городище Саксан-Охур. — 30
Яванское городище (Горав-кала). — 34
Городище и некрополь Тепаи-Шах. — 35
Могильники Бишкента. — 36
Могильники Ксиров. — 40
Могильник Туп-хона. — 41
Могильник «Иттифок». — 42
Поселение Ак-тепа II. — 43
Отдельные находки. — 44
Раннее средневековье. [250-320] — 45
Городище Кафыр-кала. — 46
Буддийский монастырь Аджина-тепа. — 47
Городище и буддийский храм Калаи-Кафирниган. — 53
Могильник Ляхш II. — 56
Средние века. [321-425] — 57
Городище Курбан-шаид (Хульбук). — 58
Городище Сайёд. — 62
Городище Лягман. — 63
Поселение Базар-дара. — 66
Отдельные находки. — 68
Древние и раннесредневековые монеты из Южного Таджикистана. [426-790] — 69
Монеты древнего периода. — 72
Монеты селевкидских и греко-бактрийских царей. — 72
Индийские клеймёные монеты. V-II вв. до н.э. — 73
Монеты тохарско-юечжийского периода. — 73
Монеты кушанского царства. — 74
Монеты сасанидских кушаншахов. — 77
Монеты раннесредневекового периода. — 78
Пояснение к каталогу. — 79
Пояснение к каталогу.
Краткие характеристики памятников, материалы из которых представлены на выставке, составлены Б.А. Литвинским при участии авторов каталога или авторами каталога — при его участии. Основная часть экспонатов происходит из фондов Института истории им. А. Дониша, что в описаниях каталога специально не оговаривается. Экспонаты из фондов Государственного Эрмитажа снабжены пометкой: ГЭ.
Краткий словарь специальных терминов. ^
Авалокитешвара —
один из главных бодхисатв в буддийской мифологии, олицетворение сострадания; культ Авалокитешвары приобретает особо важное место в мифологии позднего буддизма.
Акинак —
кинжал древних народов Ирана, Средней Азии, Скифии.
Акротерий —
скульптурное украшение над углами архитектурного сооружения.
Бассара —
длинное одеяние в Лидии и Фракии. Его носили сопровождающие шествие Диониса.
Бодхисатва —
в буддийской религии существо, которое в одном из следующих перерождений превратится в будду.
Бутероль —
нижнее завершение ножен кинжала (меча).
Гиматий —
верхняя шерстяная одежда греков.
Гиппокамп —
морской конь (тритон).
Горгонейон —
голова Горгоны, древнегреческого божества-чудовища. Взгляд на Горгону обращал всё живое в камень. В искусстве — изображение, отвращающее злых духов.
Девата —
в буддийском искусстве божественное существо.
Инталия —
гемма с углублённым изображением.
Калаф —
высокий цилиндрический восточный головной убор.
Калыб —
штамп.
Кашьяпа —
один из персонажей буддийского пантеона.
Киаф —
черпальная кружка (половник) для вычерпывания и разлива вина в сосуды для питья.
(79/80)
Киматий —
древнегреческий орнамент, состоящий из сердечкообразных листочков с язычками и стрелками между ними.
Лакапала —
в буддийской религии охранительное божество, оберегающее одну из четырёх сторон мира.
Макара —
в индийской мифологии крокодилообразное существо, символизирующее воду, водяное чудовище.
Махайра —
вид греческого меча.
Михраб —
ориентированная в сторону Мекки молитвенная ниша в мусульманской мечети.
Наги —
персонажи индуистской мифологии, полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, олицетворение подземного мира и водной стихии.
Нирвана —
блаженное состояние, наступающее после смерти будды, с прекращением череды перевоплощений, полным освобождением от земных страстей и т.д.
Овы —
разновидность античного орнамента, состоящего из окаймлённых валиками яичек и стрелок.
Пахса —
стеновой материал (битая глина).
Пранидха —
в буддийской религии сцена поднесения даров.
Птах-Сокар —
синкретическое египетское божество, покровитель умерших, символ плодородия и воскресения.
Ступа —
ритуальный холм со священными реликтами; в архитектуре буддизма особый тип сооружений.
Суфа —
глинобитное или сделанное из кирпича возвышение вдоль стен или в центре сооружения, служившее для лежания, сидения и др.
Тамга —
тавро, шире — знак, отражающий племенную или родовую принадлежность.
Top —
часть базы (или база) колонны.
Ушниша —
выступ теменной части головы будды (в изображениях обычно прикрытый причёской) — один из признаков его сверхъестественной природы и божественного знания.
Фуст —
часть ствола колонны.
На обложке: Хильбук. Настенное панно. IX-X вв. Фрагмент. (Прорисовка).
|