главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога

Памятники культуры и искусства Киргизии. Древность и средневековье. Каталог выставки. Л.: «Искусство». 1983. [ каталог выставки ]

Памятники культуры и искусства Киргизии.

Древность и средневековье.

/ Каталог выставки. Л.: «Искусство». 1983. 80 с.

 

Составители каталога: А.К. Абетеков (15, 27, 28, 37, 40-42, 44, 97, 99-129, 225, 226, 229, 317); Г.А. Брыкина (215-219); Д.Ф. Винник (1-5, 18, 19, 38, 39, 60-62, 79, 98, 223, 224, 227-230, 232-236, 268, 276, 306); Н.Г. Горбунова (59, 66-78, 80-89); В.Д. Горячева (139, 231, 260, 261, 307-311); Т.В. Грек (242-252); Ю.А. Заднепровский (16, 17, 63-65, 253-259); А.А. Иванов (277-294); И. Кожомбердиев (6-14, 29-36, 43, 58, 130-133); П.Н. Кожемяко, И. Кожомбердиев (140-214); М.Г. Крамаровский (295-304, 315); Е.И. Лубо-Лесниченко (90-96); Б.И. Маршак (239-241, 305); В.П. Мокрынин (45-57, 262-266); С.С. Сорокин (20-26, 134-138, 220-222, 237, 238, 267, 312-314, 316).

 

Введение.

 

Ч.Т. Айтматов. — 5

Б.Б. Пиотровский. — 7

А.К. Абетеков. — 8

 


 

(/5)   ^

«...И минувшая жизнь снова возникнет пред взором живых»

 

Начальный период этой историко-культурной выставки не обозначен какой-либо предполагаемой датой — следы прошлого уходят в преддавнишние времена. Речь идёт о культурном наследии Киргизии от древних эпох и почти до наших дней. Не о таком ли ощущении великой протяжённости во времени сказано в зачине киргизского эпоса «Манас»: «... от тех дней и до этих дни утекли, как песок, ночи ушли чредой безвозвратной, годы ушли и века. В этом мире с тех пор столько душ пребывало, сколько камней есть на свете, а может и больше. Были добрые люди и злые, силачи гороподобные были, мудрецы всезнающие были, мастера всеумеющие были, народы многолюдные были, давно исчезнувшие, от которых остались теперь лишь их имена... Что было вчера, того нет сегодня. В этом мире только звёзды вечно правят свой путь при извечной луне, только вечное солнце вечно с востока встаёт, только земля черногрудая на извечном месте своём... А тем временем скалы осыпались в прах и ветры угнали ту пыль в бесследные дали. Города воздвигались, и на старые стены новые стены вставали... От тех дней и до этих слово рождало слово, мысль рождала мысль, дело рождало дело, песня сливалась с песней, быль стала древним преданием... В этом сказании воскресим мы слово отцов и дедов. .. И минувшая жизнь снова возникнет пред взором живых...» Мне представляется, что экспонируемые предметы нашей выставки в Эрмитаже тоже есть своего рода сказание, объемлющее многовековое прошлое киргизского края. Эти предметы запечатлели в себе бессмертие и преемственность человеческой мысли во времени и пространстве. По ним мы судим теперь о том, что было и как было до нас на нашей земле — о смене культур, развитии истории, об уровне искусства.

 

Каждый народ хочет сказать о себе как можно больше не только в настоящем, но и в минувшем времени. И потому мне доставляет

(5/6)

глубокое удовольствие написать несколько слов к каталогу экспозиции «Памятники культуры и искусства Киргизии», демонстрируемой в цитадели мировых шедевров — в залах Зимнего дворца.

 

То лучшее в прикладном и декоративном искусстве Киргизии, которое нашло своё место на этой уникальной выставке, по сути является лишь частью того огромного художественного наследия, которое досталось нам от далёких предков киргизского народа. Я уверен, что каждая новая выставка памятников искусства, будь то новейшие достижения искусства или загадочные предметы искусства минувших времён, не оставит равнодушными посетителей. Хочется надеяться, что и эта выставка послужит дальнейшему укреплению и развитию лучших традиций дружбы между всеми братскими народами нашей отчизны.

 

Чингиз Айтматов,

народный писатель Киргизской ССР,

лауреат Ленинской и Государственных премий СССР,

Герой Социалистического Труда, академик АН Киргизской ССР

 


 

(6/7)   ^

 

Первым шагом советского Эрмитажа была организация в музее в 1920 году отдела Востока. Этим был признан большой вклад народов Востока в историю мировой культуры. Отдел Востока Эрмитажа становится крупным научно-исследовательским центром востоковедения.

 

Налаживаются тесные связи музея с научными учреждениями, а позднее с Академиями наук союзных республик. В Эрмитаже проходят аспирантуру молодые научные работники, в Ленинграде устраиваются выставки, связанные с юбилейными датами республик Советского Союза. Эрмитаж постоянно участвует в археологических экспедициях, разрабатывает методику консервации и реставрации памятников.

 

С научными учреждениями Киргизской ССР, с музейными работниками и археологами у Эрмитажа установилось прочное сотрудничество. Выставка «Памятники культуры и искусства Киргизии» является продолжением этих традиционных связей. За последние годы археологи Киргизии провели большую работу по изучению прошлого своей страны, развернули широкие археологические исследования. Благодаря их усилиям открыты ценнейшие памятники древней культуры, которые и легли в основу настоящей выставки.

 

Демонстрируемые па выставке в залах Эрмитажа выдающиеся памятники прикладного и декоративного искусства Киргизии являются лишь частью огромного художественного наследия киргизского народа. Эрмитаж рад предоставить возможность посетителям музея ознакомиться с этими выдающимися произведениями культуры и искусства Киргизии.

 

Б.Б. Пиотровский,

директор Государственного Эрмитажа,

Герой Социалистического Труда, академик

 


 

(7/8)   ^

 

Выставка памятников культуры и искусства древнего и средневекового Киргизстана впервые в таком объёме показывает художественные сокровища предков киргизского народа. Не случайно, что выставка организована в одном из величайших музеев мира, в Государственном Эрмитаже.

 

Традиционные узы дружбы сложились между трудящимися Советского Киргизстана и городом Ленинградом. Более сорока лет Киргизия шефствует над Кронштадтом. Учёные и другие специалисты Ленинграда помогают Киргизии в подготовке национальных кадров в области науки, искусства, культуры и промышленности. Эрмитаж сотрудничает с научными учреждениями и музеями нашей республики, постоянно оказывая им практическую помощь в организации совместных археологических экспедиций, в реставрации ценных памятников культуры и искусства. Достаточно сказать, что благодаря реставраторам Эрмитажа многие уникальные вещи из древних курганов Киргизии приобрели свой первоначальный вид. В 1950-1960-е годы Эрмитаж помог киргизским археологам сохранить интересные настенные росписи из средневековых городищ Ничке, Красная Речка и монументальную глиняную статую Будды VII-VIII веков из Краснореченского буддийского монастыря.

 

Заключённый в 1978 году между Институтом истории Академии наук Киргизской ССР и Государственным ордена Ленина Эрмитажем договор о научном сотрудничестве ещё больше расширил наши дружеские связи. В Киргизии высоко оценивают роль Эрмитажа в изучении и пропаганде многообразного историко-культурного наследия народов Советского в зарубежного Востока. Ещё в довоенные годы ленинградские учёные положили начало изучению курганов древних кочевников Киргизии. Учёные Эрмитажа в течение уже полувека исследуют проблемы культуры народов нашей республики.

 

Киргизия — страна высоких гор и обширных долин. Она находится на северо-востоке Средней Азии и отличается большим разнообразием ландшафта: от вечно снежных вершин Тянь-Шаня и Алая до субтропической Ферганской долины.

 

Почти три четверти территории республики занимают горы, входящие в системы Тянь-Шаня и Памиро-Алая с примыкающими к ним предгорьями. Контрастна и своеобразна природа Киргизии: альпийские луга, леса из тяньшанской ели, горные долины с бурлящими в глубоких ущельях реками. В Киргизии много высокогорных озёр. Самое большое из них — знаменитое озеро Иссык-Куль.

 

Благодаря обилию снегов в горах, наш край обладает огромными водными ресурсами, способствовавшими с древнейших времён развитию земледелия и скотоводства.

 

За сравнительно короткое время, равное жизни одного поколения, эта, когда-то отсталая окраина Российской империи, при помощи братских народов СССР и прежде всего русского народа, превратилась в республику с мощной индустрией, развитым сельским хозяйством, высокой культурой, национальной по форме и социалистической по содержанию. Ныне киргизский народ, как и все народы нашей страны, достиг передовых рубежей социально-экономического и культурного прогресса.

(8/9)

 

За годы Советской власти у нас были достигнуты большие успехи в развитии науки, культуры и образования. В крупных городах, как Ош, Пржевальск и другие, много учебных заведений, театров, музеев.

 

Фрунзе — крупнейший культурный центр республики. Здесь находятся Академия наук, Киргизский Государственный университет, институты: сельскохозяйственный, медицинский, политехнический, Институт искусств, многие другие высшие, средние и специальные учебные заведения.

 

Большую роль в накоплении и пропаганде археологических и этнографических коллекций играют действующие в республике музеи — Киргизский государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств, областные краеведческие музеи и другие.

 

Киргизия необычайно богата памятниками старины. В последние годы их зафиксировано более двух тысяч. Это стоянки первобытных людей, курганные могильники, поселения и городища античной эпохи, каменные изваяния древних тюрков, руины средневековых городов и величественные памятники архитектуры. Свидетели минувших эпох, они имеют огромное значение для изучения далекого прошлого Киргизии, её богатой самобытной культуры.

 

Интерес к памятникам истории культуры предков современных киргизов возник в русской науке после добровольного вхождения Киргизии в состав России во второй половине XIX века. С этого времени в периодических изданиях появляются сообщения об отдельных памятниках старины. В 1895 году в Ташкенте создаётся Туркестанский кружок любителей археологии, члены которого занимались изучением археологических памятников Киргизии. Однако до 1917 года основная масса археологических памятников, расположенных на территории Киргизии, всё ещё оставалась неизученной. Планомерный научный подход к их исследованию стал возможен лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Большой вклад в изучение исторического прошлого Киргизии в 1920-е годы внесли П.П. Иванов, Б.П. Денике, Б.Н. Засыпкин, М.Е. Массон.

 

С момента образования национальных союзных республик в Средней Азии (1924 г.) начинается быстрый рост исследовательских работ по истории и культуре народов Средней Азии и Казахстана. В 1926 году были организованы Научно-исследовательский институт и Музей национальной культуры, которые способствовали накоплению археолого-этнографических материалов и их изучению.

 

В 1928 году впервые на территории Киргизии изучались памятники древних кочевников М.В. Воеводским и М.П. Грязновым. Затем с 1930 года до начала Великой Отечественной войны был открыт ряд памятников древности (работы А.Н. Тереножкина, С.А. Теплоухова, Б.М. Зимы и др.).

 

Почти двадцать пять лет неутомимым исследователем древней культуры Киргизии был А.Н. Бернштам. Его изыскания 1933-1956 годов внесли огромный вклад в археологическую науку. В 1938 году в верховьях реки Талас А.Н. Бернштам открыл могильник Кенкол, а через год по поручению Государственного Эрмитажа частично его исследовал. Эти

(9/10)

его изыскания положили начало изучению культуры кочевых племён I-V веков н.э., оставивших катакомбно-подбойный тип захоронений.

 

Большое значение имела работа А.Н. Бернштама по археологическому надзору в зоне строительства Большого Чуйского канала в 1941 году в Северной Киргизии. На 150-километровой трассе канала было собрано много древних предметов (более 3 тыс.). Создание в 1943 году Института языка, литературы и истории в составе Киргизского филиала АН СССР способствовало дальнейшему развитию археологических исследований в республике.

 

В середине 40-х годов многие труднодоступные районы Тянь-Шаня и Алая всё ещё оставались белыми пятнами в археологическом отношении. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны и здесь были развёрнуты раскопочные работы, позволившие А.Н. Бернштаму создать археологическую периодизацию древней истории Киргизии, которая в основном сохранила своё значение и до сих пор.

 

Археолого-этнографические исследования в республике особенно усилились в связи с образованием в 1954 году сектора археологии и этнографии в составе вновь созданного Института истории Академии наук Киргизской ССР. Новым этапом в изучении древних памятников стала организация в эти же годы Киргизской комплексной археолого-этнографической экспедиции, руководимой А.П. Окладниковым, а затем Г.Ф. Дебецем. Первостепенной задачей её было выяснение вопросов, связанных с этногенезом киргизского народа в свете новых данных археологии, палеонтропологии [так в тексте], лингвистики, этнографии. В составе этой экспедиции в 1953-1955 годах работал Тянь-Шанский археологический отряд под руководством А.К. Кибирова, уделивший основное внимание памятникам кочевого населения древнего Тянь-Шаня — саков, усуней и других племён. Предметы сакской культуры оказались в поле зрения и Л.Р. Кызласова, собравшего в одной из своих поездок на Иссык-Куль коллекцию бронзовых предметов сакского времени. Большие работы по обследованию памятников осёдлого населения античного времени и памятников кочевого населения в Южной Киргизии проводил Ю.А. Заднепровский.

 

В 1950-1960 годы велось успешное исследование крупных городских центров средневекового Киргизстана (Л.Р. Кызласов, П.Н. Кожемяко, Л.П. Зяблин), в результате которого были открыты Ак-Бешимский и Краснореченский храмовые комплексы, жилые дома, замки феодалов и оборонительные сооружения. Изучались производственные центры и городские постройки развитого средневековья в Таласской долине и в Кетмень-Тюбе (М.А. Бубнова, П.Н. Кожемяко).

 

Направление научных исследований, начатое экспедицией, продолжалось затем работами археологов Киргизии, Москвы и Ленинграда (П.Н. Кожемяко, Ю.А. Заднепровского, И.К. Кожомбердиева, Ю.Д. Баруздина, Г.А. Брыкиной, А.К. Абетекова, Д.Ф. Винника, М.Б. Юнусалиева, О. Берналиева и др.).

 

В связи со строительством уникального гидротехнического сооружения — Токтогульской ГЭС, в долине реки Нарын в 1958 году начала работать Кетмень-Тюбинская археологическая экспедиция, руководимая И. Кожомбердиевым, которая собрала значительный материал, позволяю-

(10/11)

щий по-новому рассматривать многие вопросы истории и культуры ранних кочевников этого региона.

 

Кетмень-Тюбинскую котловину, окружённую со всех сторон высокими горными хребтами, смело можно назвать археологическим заповедником. Здесь наблюдаются следы минувших культур в широком хронологическом диапазоне — от эпохи палеолита до позднего средневековья. Особенно много встречается памятников ранних кочевников VI века до н.э. — V века н.э., нередко группирующихся недалеко друг от друга. На некоторых крупных могильниках расположено так много захоронений, что местные жители дали им название «мин дебе», что означает «тысяча холмов». Параллельно проводилось изучение памятников осёдло-земледельческих центров эпохи бронзы, античности и средневековья на юге республики. Там раскопки помогли выявить на поселениях чёткие стратиграфические колонки и большое количество вещественных материалов, характеризующих быт, занятия, прикладное искусство, религиозные представления древних жителей. Серьёзный шаг в изучении каменных изваяний семиреченских и тянь-шанских тюрков был сделан Я.А. Шером. В последние годы в Киргизии приобретает стационарный характер изучение средневековых городов (работы Д.Ф. Винника, В.Д. Горячевой, В.П. Мокрынина и др.).

 

Бесценные шедевры древнего и средневекового искусства, накопленные усилиями советских учёных, в дальнейшем легли в основу Музея национальной культуры Киргизии — ныне Киргизского государственного исторического музея в г. Фрунзе; он по праву является одной из крупных историко-культурных сокровищниц Советского Востока.

 

Древнейшие предметы, представленные на выставке, относятся к бронзовому веку. Это случайные находки бронзовых предметов, периодически выбрасываемых волнами озера Иссык-Куль. Теперь благодаря усилиям археологов памятники эпохи бронзы обнаружены во всех географических зонах Киргизии, включая и высокогорные долины. Памятники этой эпохи, относящиеся к андроновской культуре (II тыс. до н.э.), были изучены в долине высокогорной реки Арпа. Здесь найдены орудия труда, утварь, украшения. Особенно интересны украшения кинжалов и ножей, обнаруженных в разных частях Киргизии — в Чуйской долине и на берегу озера Иссык-Куль. Рукоятки боевых кинжалов увенчаны объёмными фигурами домашних животных — лошадей, баранов. Фигура лошади на рукоятках изображена очень реалистично: с выразительной массивной головой, длинным хвостом и сильно развитой мускулатурой ног — признаками, характерными для степных лошадей (№1). Не менее интересна фигура горного барана (архара), отлитая древним мастером (№5). Такие украшения кинжалов становятся популярными во II тысячелетии до н.э., получив распространение в Приуралье (так называемые сейминско-турбинские кинжалы).

 

Как и многие другие горные районы нашей страны, Киргизия богата древними наскальными рисунками — петроглифами. В настоящее время в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая известно несколько десятков крупных комплексов петроглифов, содержащих многие сотни, а иногда и тысячи изображений. Эти исключительно интересные памятники первобыт-

(11/12)

ного искусства могут существенно дополнить наши представления о жизни и духовной культуре древних народов. Среди многочисленных подобных памятников Киргизии особого внимания заслуживают такие, как Саймалы-Таш в Ферганском хребте и Ур-Марал в долине реки Талас.

 

На Саймалы-Таше можно видеть древнейшие изображения повозок и колесниц, относящиеся к III-II тысячелетиям до н.э. Здесь также много изображений ритуально-мифологического характера.

 

Ур-Марал интересен тем, что целой серией своих изображений демонстрирует появление в Средней Азии ранних вариантов скифо-сибирского звериного стиля VIII-VII веков до н.э.

 

Значительный вклад в изучение петроглифических комплексов Киргизии внёс А.Н. Бернштам. Над этой тематикой работали: Б.М. Зима, Г.А. Агафонова, Я.А. Шер и другие.

 

В I тысячелетии до н.э. древнейшее население Центрального Тянь-Шаня и Притяньшанья перешло к кочевому способу ведения скотоводческого хозяйства, с чем связано возникновение племенных союзов. Для этого времени, по письменным источникам, известны кочевые племена: саки, усуни и другие. Их культура была широко распространена на территории степей и гор Средней Азии и Казахстана.

 

Памятники сакского искусства относятся к VII-VI векам до н.э. Этим временем датируются бронзовые алтари, орудия, оружие, украшения, изготовленные из золота, и другие предметы материальной культуры высокого художественного достоинства. Открытые на Тянь-Шане, в Иссык-Кульской, Кетмень-Тюбинской котловинах и в Чуйской долине, они широко представлены на выставке.

 

Из бронзы виртуозно отливались котлы, светильники, жертвенные столики и фигуры различных животных. Уникальны жертвенники, найденные случайно при строительных работах на южном и северном берегах озера Иссык-Куль, а также в Нарынской области. Эти комплексы включают четыре массивных жертвенных стола с ножками (№20, 22, 37, 38), два светильника и два котла из бронзы. Ножки жертвенников оформлены в виде стилизованных ног копытных животных и фигур женщин, а края светильников — в виде вереницы тигров, барсов, иногда яков (№21, 24-26). Контакт с соседними народами Центральной и Средней Азии во многом определил большое сходство искусства кочевых племён в широком поясе евразийских степей. В предметах искусства саков на протяжении многих веков нередко можно увидеть сходство с сибирскими памятниками «звериного стиля». Таковы две уникальные литые бронзовые бляхи в виде свернувшегося кольцом хищника, найденные на южном берегу озера Иссык-Куль. Интересна и другая полушаровидная бронзовая бляха, на которой изображена в классическом скифско-сибирском зверином стиле фигура пантеры, держащей две головы сайгаков (№44).

 

В своих изделиях сакские художники великолепно умели выделить наиболее характерные черты животного с помощью условных композиционных приёмов. Лучшие образцы их искусства всегда отличаются необычайной жизненностью, остротой наблюдения и лаконизмом выражения. К местной сакской торевтике относятся сто пятьдесят бронзовых бляшек с зооморфными изображениями, случайно обнаруженных на южном бе-

(12/13)

регу Иссык-Куля. Эти бляшки, видимо, были украшениями костюма воина.

 

Характерна для сакского искусства скульптура малых форм из бронзы, камня и отчасти — золота. Мастера сакского мира обращались к образам реальных животных при изготовлении различных предметов прикладного искусства. Одним из примеров такого искусства саков служит экспонируемая миниатюрная скульптурка золотого джейрана и изящная фигурка золотого петуха (№30, 32), сходные с известными памятниками скифского искусства. К этому периоду относится трёхчастная золотая серьга с инкрустацией и зернью, на ней изображены два сокола, обращённые головами в разные стороны (№31). Эта серьга находит аналогии в искусстве Ирана VI-IV веков до н.э.

 

По материалам торевтики, найденным случайно и в курганах, вырисовывается облик древних кочевников, их антропологический тип и детали одежды. В этом аспекте большой интерес вызывает нашивная бляха из тонкого листового золота из сакского могильника Джалпак-Таш в Кетмень-Тюбинской долине. На бляшке путём тиснения дан профиль человека, держащего в руках факел (№35).

 

Очень выразительны полые скульптурные ножки большого бронзового алтаря, обнаруженного на южном берегу Иссык-Куля; на них — женские фигуры с монголоидными лицами и детально проработанной одеждой. Эти произведения, относящиеся к V-III векам до н.э., возможно, связаны с началом процесса смешивания европеоидного населения с монголоидами.

 

Большим разнообразием отличалась керамика, формы которой, как полагают, были приспособлены к кочевому образу жизни. Посуда в основном вылеплена вручную без гончарного круга. Иногда она расписана красно-бурой краской в виде мазков и вертикальных линий, пересекающих друг друга, часто идущих от устья ко дну.

 

В плодородных долинах юга Киргизии с древнейших времён обитало земледельческое население, памятниками которого являются многочисленные поселения, сосредоточенные в восточной Фергане. Особенно характерной для их культуры является расписная керамика последних веков до н.э. — первых веков н.э., найденная на городище Шурабашат, Кулунчанском поселении и в других местах (№60-62).

 

Сакский период истории древних народов Киргизии в III веке до н.э. сменился усуньским. Материальная культура усуней изучена достаточно хорошо. Художественное творчество усуньских племён представлено серёжками из свёрнутой в кольцо золотой, медной или бронзовой проволоки с подвесками из камня, бронзовыми шпильками. Большого успеха усуньские мастера достигли в изготовлении керамических изделий разнообразных форм и предметов ювелирного искусства.

 

В Киргизии и на соседних с ней территориях широко распространены могильники кочевых народов, живших в I-V веках н.э. Под насыпями многих курганов находятся могилы в виде катакомб или подбоев. Люди этого времени принадлежали к европеоидному типу со значительной монголоидной примесью. Их черепа часто имеют следы характерной искусственной деформации, произведённой в раннем детстве с целью придания им удлинённой формы. Захоронения совершались в деревянных гробах

(13/14)

или арчовых колодах. Погребённых хоронили на спине в вытянутом положении, а рядом с ними ставили вещи, считавшиеся необходимыми в загробном мире.

 

К памятникам катакомбно-подбойного типа, оставленным кочевыми племенами I-IV веков н.э., относится могильник Кара-Булак. В 1954 году Ю.Д. Баруздин открыл этот большой могильник, содержавший исключительно богатый и своеобразный комплекс вещей, характеризующих культуру кочевого населения Южной Киргизии. Среди предметов из Кара-Булака, находящихся в экспозиции выставки, наряду с высокохудожественным бронзовым зеркалом древнеиндийского происхождения (№89), оригинальными керамическими сосудами (№85-87), мелкими бронзовыми статуэтками (№66-69), большой интерес представляют плетёные корзинки (№78, 79), одни из которых предназначены для предметов женского туалета, а другие для пищи.

 

Одним из ярких и богатых комплексов эпохи «великого переселения народов» (IV-V вв.) являются находки из могильника Шамши. В 1958 году в Чуйской долине в ущелье Шамши во время сельскохозяйственных работ был разрушен древний курган, в котором были обнаружены подлинные шедевры «варварского» искусства. Здесь было около ста пятидесяти предметов, изготовленных из золота, серебра и бронзы. Среди них такие уникальные находки, как диадема с шумящими золотыми подвесками, инкрустированная альмандинами (№140), медальон с погрудный барельефным изображением женщины (№144), золотая кружка с ручкой (№157). В катакомбах Киргизии находят ритуальные золотые маски, а также наглазники и накладки на рот покойника. Среди них особо выделяется замечательная золотая маска (№141) из могильника Шамши. Маски клали на лица умерших. Такой обычай, связанный с представлениями о потустороннем мире, был широко распространён у многих народов евразийских степей в эпоху «великого переселения народов». Этот обычай одни исследователи связывают с культом предков, с желанием сохранить образ умершего, другие же полагают, что, по представлениям древних, эти маски не давали душе покинуть тело покойного и причинять вред живым. Диадема из Шамши оформлена в пышном полихромном стиле, присущем прикладному искусству этого времени.

 

Ювелирное искусство кочевников ярко характеризуют золотые изделия, обнаруженные на высокогорном могильнике Джалпак-Дёбё, расположенном в Алайской долине на высоте 3000 м над уровнем моря. Почти все вскрытые там курганы были ограблены ещё в древности. Однако один из них дал интересные находки. В погребальной камере отсутствовали останки покойного, а вместо него лежал небольшой деревянный брусок длиной около 25 см, один конец которого был покрыт миниатюрной маской (№109), вырезанной из листового золота размером 7,5×6 см. Тут же находились в беспорядке около тридцати золотых вещей: овальный медальон с инкрустацией и красным гранатовым камнем (№101), круглые и квадратные нашивные бляшки из фольги (№104-107, 118-127), цепочка (№112), перстень с ромбовидными выемками для вставных камней (№110), две овальные застёжки с круглым в сечении язычком, основы которых также украшены вставными камнями, и другие вещи.

(14/15)

 

Все эти предметы — украшения так называемого полихромного стиля говорят о том, что кочевники I-V веков н.э. хорошо знали технику обработки различных драгоценных металлов и камней. Мастера-ювелиры достаточно профессионально умели обрабатывать их и владели техническими навыками ювелирного искусства — такого, как инкрустация, зернь, филигрань, холодная ковка и т.д.

 

Чрезвычайный интерес представляет замечательный стеклянный сосуд античного импорта (№128), служивший, по-видимому, для ритуальных возлияний. Относящийся к III-IV векам н.э. сосуд любопытен не только богатством и совершенством декора, но прежде всего своей редкостью. Подобный сосуд встречен впервые на территории евразийских степей. Для кочевого быта он не характерен. Такая нарядная чаша, по всей вероятности, изготовлена далеко на Западе, в пределах Римской империи. Она попала в Алайскую долину, скорее всего, по торговым путям.

 

На юге Киргизии (Западная Фергана) найдена группа алебастровых и глиняных фигур (№215-219). Эти фигуры из городища Кайрагач стояли в специальном культовом помещении. Три из них вылеплены из алебастра и раскрашены чёрной и красной краской, одна — из глины, покрытой алебастром, по которому нанесена роспись чёрной и ярко-красной красками. Все фигуры имеют вытянутые со скошенным лбом головы, удлинённые миндалевидные глаза и длинные с горбинкой носы. Во всех случаях рельефные изображения дополнены росписью.

 

В VI-VIII веках нынешняя территория Киргизии входила в состав Западного Тюркского каганата. Одной из характерных особенностей культуры этого времени была монументальная каменная скульптура (№220, 223, 224). Каменные изваяния, или, как их называют в популярной литературе, «каменные бабы» в настоящее время собраны в коллекциях Киргизского государственного исторического музея (г. Фрунзе), Буранинского археолого-архитектурного заповедника, Пржевальского краеведческого и других музеев. В древности эти каменные изваяния устанавливались в степи, в межгорных долинах, там, где сооружались культовые комплексы, посвящённые памяти умерших или погибших в боях тюркских воинов. Подобные «каменные бабы» распространены по всему евразийскому поясу степей от Монголии до Восточной Европы. Некоторые из них изображают тюркского воина в парадном облачении с оружием (кинжал и сабля) и поясом, на котором показаны фигурные бляхи. Число и состав блях служили знаками различия подобно современным погонам и петлицам. В правой руке у воина кубок, левая — опущена на рукоять сабли. Не все изваяния изображают воинов. Встречаются изображения мужчин без оружия в просторных мантиях, женщин с обнажённой грудью и с сосудом в руках и пр. Среди исследователей имеются расхождения в объяснении их смысла, но бесспорно одно — то, что эти памятники свидетельствуют о высокой и богатой культуре древних тюрков.

 

В погребениях древних тюрков часто встречаются серебряные, бронзовые украшения — бляхи, пряжки, предназначенные для декора одежды и конской сбруи. В Кара-Куджуре в тюркском кургане VII века найден наборный пояс с узорчатыми бляхами (№225). Некоторые из поясных блях представляют значительный художественный интерес как образцы

(15/16)

изображений зверей, малоизвестных для этой эпохи. Там же найдена накладка на лук с гравированной сценой охоты (№226). Эту серию находок на выставке дополняет овальная литая бронзовая бляха VIII-IX веков из Чуйской долины, на которой два рельефных льва изображены с большой экспрессией. Перечень таких вещей можно было бы продолжить. Они известны и в долине реки Талас и в Иссык-Кульской котловине. В местности Барскон (южный берег озера Иссык-Куль) найдены бронзовые части поясного набора (№262-266) IX-X веков. Они встречают близкие аналогии в памятниках енисейских кыргызов (предков современных хакасов) — народа, имя которого унаследовали среднеазиатские киргизы.

 

В экспозиции особого внимания заслуживают памятники письменности тюркоязычных племён, населявших территорию Киргизии в VIII-X веках. Ещё в дореволюционное время в Таласской долине было найдено пять довольно крупных камней, три из которых обнаружены членом Туркестанского кружка любителей археологии В.А. Калауром и два — финским учёным Г. Гейкелем. Позже (в 1932 г.) в урочище Нельды в той же Таласской долине была найдена хорошо сохранившаяся деревянная палочка с чётким древнетюркским руническим текстом.

 

Памятники письменности находят и в настоящее время. Сейчас их число на территории Киргизии превышает двадцать.

 

В начале средних веков на территории северной Киргизии появились поселения согдийцев, народа, обитавшего главным образом в долине реки Зеравшан. К XI-XII векам они постепенно ассимилировались в местной тюркской среде. Согдийцы основали ряд городов в Чуйской и Таласской долинах. В VII-VIII веках распространяется согдийская керамика, изготовленная на гончарном круге. В это время получает развитие и коропластика, явившаяся одной из отраслей художественного ремесла согдийцев.

 

В согдийское время в Северной Киргизии распространяется совершенно новый для этой территории тип погребального обряда: очищенные от мягких тканей кости помещались в специальные костехранилища — оссуарий и большие глиняные сосуды. С этим погребальным ритуалом неразрывно связана деятельность согдийских коропластов, создавших налепные украшения оссуариев. На выставке представлены оссуарий различных форм, размеров и разного декоративно-художественного уровня. Большинство оссуариев украшалось несложным орнаментом. Многие из них имитируют архитектурные формы.

 

Выдающееся место среди этих памятников раннесредневековой коропластики принадлежит краснореченскому оссуарию (№231), обнаруженному в 1978 году. Его фасад украшен лепкой и искусным резным орнаментом. Центральное место в декоре оссуария занимали лепные фигурки трёх стоящих мужчин. На фасаде сохранились лишь две фигуры — левая и центральная. Третья фигура, заключающая правый край композиции, не сохранилась, оставив только чёткий след отбитого налепа. Не менее интересно оформлена и крышка оссуария. Она украшена резными треугольниками. По центру изображения на крышке вырезаны два сквозных «окна».

(16/17)

 

Среди буддийской ритуальной пластики выделяются местные памятники — бляхи с городища Ак-Бешим (№239-246) и привозные изделия (гандхарские, кашмирские и др.).

 

В согдийских городах строились буддийские храмы с живописью и скульптурой (Ак-Бешим), но буддизм не был религией всего населения.

 

В VIII-X веках в период господства тюркского племени карлуков начинается ассимиляция согдийцев, и их культура в Семиречье приобретает новые местные особенности. К этому времени относятся кувшины с изображениями людей (№229).

 

В конце X века на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья утверждается новая тюркская династия Караханидов. В это время здесь распространяется ислам. Караханиды завоевали большую часть Средней Азии. Период их правления (X-XII вв.) характеризуется развитием феодальных отношений и ростом поселений городского типа, городских центров, подъёмом ремёсел, развитием как внутренней, так и внешней торговли и культурных связей. Именно в это время особенно усиливаются культурно-экономические контакты с соседними народами и странами мусульманского мира.

 

Как и в предыдущие периоды, воины XI-XII веков сохраняли обычай богато украшать свои пояса и сбрую коней. В Кочкорский долине (Внутренний Тянь-Шань) найдены великолепные ажурные серебряные бляхи от сбруи с изображениями зверей и птиц и растительным орнаментом (№295-304).

 

Внутренние рамки этих блях содержат ажурные изображения льва с головой анфас и прижатым хвостом; в орнамент включены повёрнутые в разные стороны головы зверей. Такого же характера композиция повторяется и на малых бляшках другой формы, где изображены две птицы, поставленные геральдически клювами друг к другу среди затейливой вязи растительного узора.

 

Бронзовые (или латунные) изделия, найденные на территории Киргизской ССР, позволяют представить разные этапы развития этого производства в Средней Азии, в первую очередь, в домонгольское время. История его начинает выясняться только в последние десятилетия. В этом отношении важное значение имеют клад, найденный в пос. Кара-Куль (№277, 279, 280, 283), и коллекция вещей из краеведческого музея г. Оша. Хотя формы вещей, которые можно уверенно относить к Средней Азии, пока не очень разнообразны (чаши полусферической формы и кувшины мастерской некоего Ахмада), но они имеют определённые черты, отличающие их от иранских. Любопытно, что находки кувшинов (во время раскопок и в составе кладов) приходятся на восточный район Средней Азии. Ныне мы знаем эти изделия для периода X-XIII веков, и дальнейшее их исследование позволит расширить круг этих памятников.

 

Экономический подъём и политическое усиление династии Караханидов повлекли за собой оживление культурной жизни. Получили развитие почти все виды искусства. Достаточно сказать о таких замечательных архитектурных памятниках, как башня Бурана, Узгенский архитектурный комплекс, многочисленные оседло-земледельческие поселения и города, созданные именно в эту эпоху. Их развалины сохранились до сих пор как

(17/18)

живое свидетельство больших масштабов строительства, развернувшегося в то время.

 

Широкое развитие получает гражданская и культовая архитектура и другие виды искусства. Общая тенденция развития прикладного искусства караханидской эпохи в сторону большей декоративности приводит к широкому применению разнообразных материалов и техники. Стены жилых помещений городской феодальной аристократии украшались панелями, покрытыми резьбой по ганчу, иногда раскрашенной (№305, 308-310).

 

Большой интерес представляет образец терракотовой плитки с рельефной фигурой льва (№306), найденный в жилом доме Краснореченского городища.

 

В декоративно-прикладном искусстве средневекового Киргизстана основное место занимает поливная керамика — продукт ремесленного производства. Она отличается многообразием и яркостью красок. Неполивная керамика изготовлялась также главным образом на гончарном круге с широким применением штампа для орнаментальных композиций и рисунков. Средневековые мастера XII — начала XIII века изготовляли богато оформленные блюда, кувшины, чаши и другие изделия. Среди них можно встретить сосуды тончайшей проработки с орнаментальными переплетениями, замысловатыми узорами, иногда с изображениями фазана, медведя и других животных (№268, 273, 276).

 

Средневековое зодчество Киргизии наиболее полно представлено в древнем городе юга Киргизии — Узгене, сохранившем своё средневековое название. Узген был одной из столиц Караханидского государства. Мавзолеи Узгена, носящие условные названия — Средний, Северный, Южный, — воздвигнуты над могилами караханидских правителей. Их строительство датируется 1012-1013 (?), 1152-1153, 1186-1187 годами. Самым ранним из мавзолеев является Средний, где, по мнению некоторых исследователей, погребён один из первых правителей караханидской династии Наср ибн Али.

 

Две наружные стены его украшены богатым декором. Здесь можно наблюдать виртуозно выполненные двенадцать разнообразных орнаментальных мотивов геометрического и растительного характера. Фигурная кладка кирпича сочетается с широко применённой резьбой по алебастровой штукатурке.

 

Северный мавзолей, построенный почти сто сорок лет спустя, в 1152-1153 годах, по архитектурным формам и декорации несколько отличается от Среднего. В фигурной облицовке портала и внешних плоскостей мавзолея наряду с ранее известными приёмами декора — фигурной кладкой кирпича и резьбой по алебастровой штукатурке — появляется новый вид декора — неполивная терракота; в орнамент введены монументальные глубоко врезанные арабские надписи. Декор здания характеризуется необычайным разнообразием геометрических и растительных орнаментальных мотивов.

 

Третий (Южный) мавзолей Узгенского архитектурного комплекса сооружен на тридцать пять лет позже Северного, но по размерам он меньше своих предшественников. Декор его портала является образцом высокого уровня производства неполивной орнаментированной терракоты.

(18/19)

Украшающие фасад здания орнаменты поражают богатством и разнообразием мотивов, виртуозным мастерством исполнения. Искусно выполненные почерками «насх» и «куфи» надписи органически связаны с орнаментальными плетениями, образуя узлы и причудливые узоры, соединяющие элементы геометризированных и растительных мотивов. Не случайно знатоки средневековой архитектуры и искусства называют декор Южного мавзолея богатейшей орнаментальной сокровищницей конца XII века.

 

Метрах в пятидесяти от вышеназванных мавзолеев высится другой памятник средневековой архитектуры — Узгенский минарет, сложенный из обожжённого кирпича на ганчевом растворе. Современная высота минарета составляет около 25 м. Он как бы делится на три объёма — восьмигранный цоколь (основание), цилиндрический ствол (средняя часть) и купольный фонарь (верхняя деталь). Всё покоится на мощном двухметровом фундаменте. Поверхность минарета украшена сложной орнаментикой из чередующихся поясов, составляя в целом ажурную композицию декоративного рисунка.

 

Все одиннадцать орнаментальных поясов минарета включают множество мотивов: сложная плетёнка, меандр, ромб с крестиками, кружочки-розетки, решётчатый орнамент из ломающихся под прямым углом линий и другие. Широкие и узкие пояса ажурной кладки облицовки выложены из кирпича, поставленного на ребро.

 

Узгенский минарет, как и башня Бурана в Северной Киргизии, принадлежит к числу наиболее древних минаретов средневековой архитектуры Средней Азии.

 

После монгольского завоевания Средней Азии в XIII веке нарушается развитие городской культуры. Однако в XIV веке продолжали строить монументальные здания. Одним из интереснейших архитектурных памятников развитой средневековой эпохи Киргизии является мавзолей Гумбез Манаса, сооружение которого киргизский народ связывает с именем эпического героя Манаса, воспетого в одноименном народном эпосе. На самом деле этот мавзолей построен над могилой знатной женщины XIV века Кенизек-Хатун.

 

Богатым декором украшены не только архитектурные памятники культового характера, но и жилые дворцовые сооружения этой эпохи. В Кетмень-Тюбинской котловине, на городище Акчий, был открыт парадный архитектурный комплекс с высокохудожественной полихромной росписью, резьбой по ганчу и сырой глине. Образцы этих архитектурных деталей из городища Акчий представлены на выставке. Яркий пример позднесредневекового прикладного искусства — тонкостенная чаша с чёрной росписью под слоем бирюзовой поливы (№317), обнаруженная при раскопках одного из парадных помещений XIV-XV веков на этом городище.

 

В могильниках кочевников XIII-XIV веков найдены художественные серебряные поясные наборы и серебряные чаши. К этому времени относится и прекрасная золотая чаша из Семиречья (№315).

 

Экспонаты настоящей выставки, демонстрируемые впервые в таком объёме, дают представление о путях исторического развития предков киргизского народа и их самобытной богатой культуре, позже органически вошедшей в материальную культуру современных киргизов.

 

Асан Абетеков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога