[ сборник ]
Население и культура Крыма в первые века н.э.
// Киев: «Наукова Думка». 1983. 160 с.
Отв.ред. Т.Н. Высотская.
Содержание
Высотская Т.Н. Своеобразие культуры поздних скифов в Крыму. — 5
Михлин Б.Ю., Бирюков А.С. Склеп с уступчатым перекрытием в некрополе Керкинитиды. — 28
Яценко И.В. Северный квартал I скифского поселения на Чайкинском городище в Евпатории (по материалам раскопок 1974-1975 гг.). — 46
Высотская Т.Н., Махнева О.А. Новые позднескифские могильники в Центральном Крыму. — 66
Соломоник Э.И. Несколько памятников с сарматскими знаками. — 80
Зубарь В.М., Мещеряков В.Ф. Некоторые данные о верованиях населения Херсонеса (по материалам некрополя первых веков н.э.). — 96
Матковская Т.А. Особенности композиционного решения боспорских надгробных рельефов первых веков н.э. — 114
Орлов К.К. О двух надгробных рельефах с портретными изображениями из Херсонеса. — 136
Кутайсов В.А. Городище первых веков н.э. на горе Тас-Тепе в Крыму. — 144
Колтухов С.Г., Пуздровский А.Е. Грунтовый склеп из окрестностей Неаполя Скифского. — 149
Мыц В.Л. Позднеантичный могильник на южном склоне г. Чатырдаг. — 153
Предисловие ^
Начало Великого переселения привело в движение огромные массы разноплеменных народов. Волны кочевников начали своё поступательное движение с востока на запад. В орбиту этого процесса во II-IV вв. н.э. был втянут и Крымский п-ов.
Сложна и многообразна история Крыма. К первым векам нашей эры на территории полуострова сосуществовали три государства: Херсонес, Боспор и царство скифов. Их взаимоотношения складывались в зависимости от целого ряда причин, как политических, так и экономических.
В первом веке нашей эры скифы воюют с Херсонесом, угрожают самому полису, подрывают его экономику, лишая город хлеба, который он покупал у варваров. К этому времени посевные площади Херсонеса резко сократились, он утратил свою хору на западном и северо-западном берегу, а Гераклейский п-ов не мог обеспечить город необходимым запасом зерна. Оправившись после похода Диофанта, скифы вновь стремятся подчинить своему влиянию Херсонес. Обстановка к середине I в. накалилась настолько, что Херсонес был вынужден обратиться за помощью к Риму, который установил над ним протекторат. В 60-х годах I в. в Херсонес вошёл римский гарнизон. Простояв здесь до IV в. н.э., он надёжно защитил город от всяческих внешних посягательств, но Херсонес дорого заплатил за это — он потерял свободу и самостоятельность.
Отношения скифов с Боспором в тот же период складывались иначе. Боспор придерживался нейтралитета по отношению к скифскому царству и этим сохранил мирные отношения, хотя потенциальная угроза со стороны скифов вынуждает Боспор принять экстренные меры по обороне своих границ. Ещё Асандр возвел на перешейке Керченского п-ова рвы и валы для защиты от нападения варваров. В I в. н.э. на юго-западной окраине Боспора возникла крепость Илурат. Тем не менее угроза нападения скифов остается вполне реальной. Во II в. н.э. боспорские цари Савромат I, Котий II, а позже Савромат II одерживают над скифами ряд побед. Рискупорид III именует себя «царём всего Боспора и тавро-скифов».
Между тем уже к I в. н.э. Крым становится более широкой ареной для проникновения разноэтничных племён. В это время на территории полуострова жили тавры, греки, скифы, сарматы. После гетского нашествия на Ольвию особенно ощутимым стало влияние фракийцев. Распространению в Крыму фракийской культуры в значительной мере способствовали римские солдаты. Формирование римской армии в основном шло за счёт населения Мезии и Фракии. Фракийцы принесли с собой свои обычаи, свою материальную и духовную культуру.
С рубежа III-II вв. до н.э. и особенно во II в. до н.э., как свидетельствуют письменные источники, в Крым начинают проникать сарматы. Но массовое их продвижение на полуостров произошло в I-II вв. н.э. Сарматы пришли с севера через Перекопский перешеек и с востока — с побережья Азовского моря и Кавказа. Они привнесли в Крым новый тип погребальных сооружений — подбойные могилы, погребальный обряд, костюм, свои верования, материальную культуру.
Их влияние было настолько широко и всеобъемлюще, что оно охватило не только население Боспора, скифского царства, но и проникло в Херсонес. Это повлекло за собой повсеместное распространение подбойных могил, применение в обряде погребений различных подсыпок, появление обычая скре-
(3/4)
щивать ноги покойным, распространение сарматских знаков (особенно на Боспоре), атрибутов сарматской материальной культуры (сарматских мечей, зеркал-подвесок, сарматских курильниц и пр.). Однако вопрос о сарматских племенах, о характере и степени влияния сарматов на культуру других народов продолжает ещё оставаться во многом дискуссионным. Равно как не вполне ясна роль сарматов в этнических процессах, протекавших в Крыму в первые века н.э. За последние годы благодаря раскопкам в Крыму новых могильников увеличилось количество находок, принадлежащих черняховской культуре. В связи с этим вновь заострилось внимание к проблеме нашествия готов и гуннов.
Развернувшееся всестороннее археологическое исследование Крыма охватывает и позднескифские памятники. В значительной степени этому способствует изучение хоры Херсонеса на северо-западном берегу, где выявлены многочисленные скифские поселения, возникшие на месте ранее существовавших греческих усадеб хоры Херсонеса. В этом районе начались стационарные раскопки городищ «Чайка», Южно-Донузлавское, а также близлежащих могильников.
Кроме того, как и в предшествующие годы, интенсивно изучаются скифские памятники в Юго-Западном Крыму, где помимо разведочных работ ведутся стационарные раскопки самого крупного приморского скифского города — Усть-Альминского и его некрополя. В этом же районе полуострова широко исследуются могильники. Однако изучение поздних скифов идет неравномерно. По-прежнему белым пятном на археологической карте Крыма остаётся центральная её часть и восточная периферия.
Выявление особенностей позднескифской культуры, степени влияний на неё различных народов, объяснение сложных, далеко нерешённых вопросов истории поздних скифов (например, причины гибели городища «Чайка» в I в. н.э.) — актуальная задача археологической науки. В истории Крыма первых веков н.э. немалая роль принадлежит царству скифов. В силу этих причин большинство статей предлагаемого сборника посвящено скифской культуре.
Сборник открывается статьей Т.Н. Высотской, освещающей особенности и собственно скифские элементы в культуре поздних скифов. Ряд статей (Б.Ю. Михлина, Б.А. Бирюкова, И.В. Яценко) посвящено изучению Северо-Западного Крыма, успешное исследование которого ведётся уже 20 лет. Новые материалы, связанные с изучением Центрального Крыма, приведены в статье Т.Н. Высотской и О.А. Махневой. Проблеме взаимоотношений греков и скифов с сарматами посвящена статья Э.И. Соломоник, которая продолжает исследование сарматских знаков.
Много сложных и нерешённых проблем в истории Крыма первых веков н.э. Потребуется ещё немало упорного труда, новых археологических разведок и раскопок, чтобы достаточно объективно осветить различные её стороны. В сборнике затронуты верования населения Херсонеса (статья В.М. Зубаря и В.Ф. Мещерякова). Контакты скифов с греками, в частности с населением Херсонеса, были настолько тесные, что религия греков не могла не оказать влияния на идеологию варваров. Формирование мировоззрения последних находилось в прямой связи с религией греков. В значительной .мере этому способствовала и художественная культура античного мира. В свою очередь произведения античного искусства (статьи Т.А. Матковской и К.К. Орлова) испытали воздействие варварской культуры, на них отразился начавшийся в первые века н.э. этнокультурный синкретизм.
Завершают сборник четыре заметки. Три из них о позднескифских памятниках. В статье В.А. Кутайсова затрагивается вопрос о гибели скифского государства в IV в. н.э. Очевидно, поселения территориально тяготевшие к Херсонесу, находились под его эгидой. Они не были разрушены готами, поскольку существовали ещё столетие. Однако общая постановка такого вопроса требует дальнейших разработок.
В сборнике нашли отражение лишь некоторые аспекты многоплановой истории и культуры Крыма. Но даже освещение отдельно взятых сторон должно способствовать правильному пониманию исторического процесса, происходящего в данном регионе в начале Великого переселения народов.
Список сокращений ^
АДСВ — Античная древность и средние века. Свердловск
АИБ — Археология и история Боспора. Симферополь
АИУ — Археологические исследования на Украине
АП УРСР — Археологiчнi пам’ятки
АО — Археологические открытия
ВДИ — Вестник древней истории
ВМУ — Вестник Московского университета
ГХМ — Государственный Херсонесский музей
ГИМ — Государственный исторический музей
ГЭ — Государственный Эрмитаж
ЕКМ — Евпаторийский краеведческий музей
ЖМНП — Журнал министерства народного просвещения
30АО — Записки Одесского археологического общества
ЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей
ИАДК — История и археология Древнего Крыма
ИАК — Известия Археологической комиссии
ИВАД — Известия на Варненското археологическо дружество
ИКОГО — Известия крымского Отделения Географического общества СССР
ИТУАК — Известия Таврической Учёной Архивной комиссии
КСИА АН УССР — Краткие сообщения Института археологии АН УССР
КСИА АН СССР — Краткие сообщения Института археологии АН СССР
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
КБН — Корпус Боспорских надписей
КСОГАМ — Краткие сообщения Одесского Государственного археологического музея
ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССР
МАСП — Материалы по археологии Северного Причерноморья
МГУ — Московский Государственный университет
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
ОАК — Отчеты Археологической комиссии
ОАСА — Отдел античной и средневековой археологии
ПСА — Проблемы скифской археологии
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа
СХМ — Сообщения Херсонесского музея
(157/158)
СЭ — Советская этнография
ТМАО — Труды Московского Археологического общества
ТрГЭ — Труды Государственного Эрмитажа
ХС — Херсонесский сборник
ИАИБАН — Известия на Археологически Институт Български Академии на науките
ИВАд — Известия на Варнеското археологпческо дружество
АÉ— Archaeological Értesitö
АН — Archaeologia Hungarica
BASOR — Bulletin of the American school of Oriental Research
JHS — The Journal of Hellenic Studies
IOSPE — Inscriptiones antiquae orae septentrioualis Ponti Euxini
MCA — Materiale ci cercetări arheologice
SCIV — Studii şi cercetări de istorie veche
SC — Latyschev B. Scythia et Caucasia
|