● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Древняя Индия. Историко-культурные связи.// М.: ГРВЛ. 1982. 344 с.Отв.ред. Г.М. Бонгард-Левин. Содержание
От редактора. — 3
Л.Е. Бежин. Индия и Китай: некоторые аспекты культурных взаимосвязей в III-VI вв. — 6С.Я. Берзина. Древняя Индия и Африка. — 17Г.М. Бонгард-Левин, С.Г. Карпюк. Сведения о буддизме в античной и раннехристианской литературе. — 42В.И. Брагинский. Следы теории раса в малайской классической литературе (К проблеме индо-мусульманского синтеза). — 53Б.И. Вайнберг. Кушанские монеты в древнем Хорезме. — 61A.И. Володарский. Влияние индийской математики на науку других стран. — 66П.А. Гринцер. Пути распространения древнеиндийского эпоса. — 73М.В. Горелик. Кушанский доспех. — 82М.А. Дандамаев. Индийцы в Иране и Вавилонии в ахеменидский период. — 113М.М. Елканидзе. Материалы к исследованию системы пространственных характеристик в «Махавамсе». — 126Л.А. Лелеков. Термин «арья» в древнеиндийской и древнеиранской традициях. — 148Б.А. Литвинский, Т.И. Зеймаль. Некоторые аспекты иерархии и семантики stūpa в Средней Азии и Индии. — 164B.Г. Лысенко. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа). — 187Е.М. Медведев. Роль географического фактора в исторических контактах индийской цивилизации с окружающим миром. — 202A.Н. Мещеряков. О некоторых особенностях раннеяпонского буддизма (Карма и зооморфность). — 219Е.Д. Огнева. Санскритско-тибетские параллели в сочинении Цзонхавы. — 228П.В. Познер. К вопросу о древнейших связях между Вьетнамом и Индией. — 238Г.А. Пугаченкова. Бактрийско-индийские связи в памятниках искусства. — 244B.А. Ранов. Соанская культура: миф или действительность? — 267В.И. Сарианиди. Об одной группе древнебактрийской глиптики. — 297В.И. Сарианиди, Г.А. Кошеленко. Монеты из раскопок некрополя, расположенного на городище Тилля-тепе (Северный Афганистан). — 307Б.Я. Ставиский. Династийное святилище в сел. Мат и буддийские памятники Термеза (О двух художественных течениях в искусстве Кушанской империи). — 319В.Н. Топоров. Сравнительный комментарий к одному мотиву древнеиндийской мифологии — Индра-муравей. — 327
Принятые сокращения. — 342
От редактора. ^
С каждым годом и в отечественной и в зарубежной науке неуклонно возрастает интерес к древнеиндийской культуре. Особое внимание учёных к проблемам, связанным с наследием Древнеиндийской цивилизации, отнюдь не случайно: оно объясняется той поистине огромной ролью, которую сыграла древняя Индия в истории мировой цивилизация, а также неослабевающим воздействием многих культурных традиций, возникших в прошлом, на развитие духовной культуры современной Индии. Вопрос о культурном наследии древней Индии — сложном феномене различных и часто противоположных по содержанию и характеру компонентов — нередко приобретает в Индии сегодняшнего дня острое политическое звучание, получает подчас разную, явно тенденциозную трактовку, служит предметом идеологических споров. Жаркие дискуссии по проблемам культурного наследия древней Индии ведутся и в индийской исторической науке. Всё это ставит перед современной наукой, и прежде всего наукой марксистской, задачу объективного и глубокого, основанного на тщательном анализе источников исследования кардинальных проблем историко-культурного развития древней Индии. За последние десятилетия советские индологи добились заметных успехов в изучении древнеиндийской культуры, появилось немало обобщающих трудов по истории древнеиндийской словесности, религиозно-философским течениям, изданы и переведены многие памятники литературы, наука обогатилась новыми, ранее неизвестными памятниками индийской культуры, открытыми и всесторонне исследованными советскими учёными в Средней Азии. И вместе с тем целый комплекс проблем древнеиндийской истории и культуры ждёт своего дальнейшего изучения, продолжает оставаться полностью или частично не решённым. И одна из них — проблема историко-культурных связей древней Индии. Освещению различных аспектов этой темы и посвящён настоящий сборник, содержащий статьи и сообщения историков, филологов, археологов, нумизматов, искусствоведов.
Было бы неправильным утверждать, что вопросы историко-культурных контактов древней Индии с другими странами Востока и странами античного мира не освещались в индологической литературе. Скорее наоборот: начиная уже с первых научных индологических трудов, появившихся в Европе в конце XVIII — начале XIX в., в связи с общим стремлением западной индологии объяснить специфические особенности древнеиндийской культуры естественно возник интерес к проблеме историко-культурных связей древней Индии и возможных путей влияния на неё европейской цивилизации. В этот период к оценке древнеиндийской культуры подходили с позиций европоцентризма (эта тенденция нередко проявляется и в современных западных публикациях), а лучшие достижения её народов рассматривались либо как подражания, возникшие в результате воздействия на Индию античной циви- лизации, либо как отход от «установленных» критериев греко-римской культуры. Понятно, что в западной индологии в этот период (за редким исключением) даже не возникал вопрос о влиянии древней Индии на другие культуры, в том числе, естественно, и на античный мир. Позднее, особенно в связи с углублённым изучением буддизма, индийской философии и науки, западноевропейские учёные, хотя и не могли полностью отойти от явно тенденциозных европоцентристских установок, занялись более объективным изучением механизма взаимодействия древнеиндийской культуры с культурами других народов древности и поставили вопрос о возможном воздействии на последних цивилизации древней Индии.
В Индии формирование научной индологии относится ко второй половине XIX в., но первые капитальные труды по истории древнеиндийской культуры стали появляться с начала нашего столетия. Однако индийские учёные, даже многие крупные исследователи, активно выступая против европоцентристских установок западноевропейской историографии, выдвигали тезис об исключительности древнеиндийской культуры, якобы не сопоставимой ни с какими другими культурами (следует учесть, что такая крайняя позиция особенно упорно защищалась в период национально-освободительного движения против английского господства и появление исследования по историко-культурным связям древней Индии с античной цивилизацией могло рассматриваться как ущемление национальных чувств индийцев). Вместе с тем тезис об исключительности древнеиндийской культуры часто подкреплялся утверждением о культурном превосходстве древних индийцев. Это проявилось прежде всего при рассмотрении историко-культурных связей Индии со странами Южной и Юго-Восточной Азии, где действительно уже в древности индийское влияние в области культуры было весьма заметным. Особенно показательны в этом смысле были труды крупного индийского учёного Р.С. Маджумдара, в которых древние государства Юго-Восточной Азии рассматривались как индийские колонии и даже включались в состав «Дальней Индии» (Further India) или «Великой Индии» (Greater India) — термины, довольно прочно вошедшие в работы не только индийских, но и ряда западных историков.
За последние годы многие индийские учёные, прежде всего прогрессивные, уже с иных позиций подходят к проблеме историко-культурных связей своей страны в эпоху древности и стараются объективно оценить сложный процесс взаимодействия древней Индии с другими странами Востока и Запада.
Современный подход к рассматриваемой проблеме с необходимостью предполагает несколько взаимосвязанных путей её решения. Историко-культурные связи древней Индии с конкретной страной или регионом Востока и Запада — процесс двустороннего воздействия, взаимного обогащения достижениями культуры. Исследователь должен учитывать материалы, связанные с обеими сопоставляемыми региональными единицами, и каждый установленный факт заимствования рассматривать на общем фоне историко-культурных реалий.
Изучение историко-культурных контактов древней Индии, однако, не ограничивается выявлением путей и характера прямых или косвенных взаимовлияний; не менее перспективным и в то же время необходимым является установление типологического сходства, параллельного развития в рамках разных этно- и социально-культурных зон сходных элементов материальной и духовной культуры.
Оба эти аспекта общей темы рассматриваются в статьях сборника. При этом и географический и хронологический ареалы весьма значительны: от эпохи глубочайшей древности (нижнего палеолита) до средневековья, от Греции и Рима до Китая и Японии. Особое внимание уделяется историко-культурным связям древней Индии со Средней Азией, где советскими учёными открыты исключительно важные памятники культуры, свидетельствующие о тесном и разностороннем взаимодействии этих двух очагов древней цивилизации.
Конечно, статьи, хотя и систематизируют значительный и во многом новый материал, не решают всех аспектов проблемы, которая составила содержание данного издания, но намечают пути дальнейших поисков, создают основу для будущих исследований. Проблема историко-культурных связей древней Индии чрезвычайно важна для изучения не только истории и культуры Индии, но и более общих вопросов историко-культурного развития стран Востока и Запада в эпоху древности. Хочется надеяться, что публикуемый сборник поможет выполнить стоящие перед учёными задачи по комплексному исследованию всего круга отмеченных проблем.
Сборник подготовлен к печати Сектором идеологии и культуры древнего Востока Института востоковедения АН СССР.
Принятые сокращения. ^
АО — «Археологические открытия»APT — «Археологические работы в Таджикистане»ВДИ — «Вестник древней истории»ГМИНВ — Государственный музей искусств народов ВостокаЗВОРАО — «Записки Восточного отделения Русского археологического общества»ИАК — «Известия археологической комиссии»ИАН — «Известия Академии наук»КСИИМК — «Краткие сообщения Института истории материальной культуры»КСИНА — «Краткие сообщения Института народов Азии»МИА — «Материалы и исследования по археологии СССР»НАА — «Народы Азии и Африки»НЭ — «Нумизматика и эпиграфика»ПВ — «Проблемы востоковедения»СА — «Советская археология»СЭ — «Советская этнография»ТХАЭЭ — «Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции»ЭВ — «Эпиграфика Востока»АА — «Ars Asiatiques»AfO — «Archiv für Orientforschung»ArAs — «Artibus Asiae». AsconaARASI — «Annual Report of the Archaeological Survey of India». CalcuttaArOr — «Archiv Orientälni». PrahaArOs — «Ars Orientalis»BE — «The Babylonian Expedition of the University of Pennsylvania». Series A: Cuneiform texts. Vol. X. Philadelphia, 1904BEFEO — «Bulletin de l’École Française d’Extrême — Orient». P.BSOAS — «Bulletin of the School of Oriental and African Studies». L.CRAIBL — «Comptes rendus de l’académie des Inscriptions et Belles-Lettres».DAFI — Cahiers de la Délégation archéologique française en IranDar. — J.N. Strassmaier. Inschriften von Darius, König von Babylon. Lpz., 1892EW — «East and West». RomaFgH — F. Jaсоby. Die Fragmente der griechischen Historiker. Teil I-III. Berlin — Leiden, 1923-1958FHRI — B. Breloer, F. Bömer. Fontes Historiae Religionum Indicarum. Bonnae, 1939 (Fontes Historiae Religionum, fasc. VII)IHQ — «Indian Historical Quarterly». CalcuttaJA — «Journal Asiatique»JAOS — «Journal of the American Oriental Society»JASB — «The Journal of the Asiatic Society of Bengal». CalcuttaJBRS — «Journal of the Burma Research Society»JESHO — «Journal of the economic and social history of the Orient»JRAS — «Journal of the Royal Asiatic Society»MDAFA — «Mémoires de la Delegation Archéologique Française en Afghanistan»MDOG — «Mitteilungen der Deutschen Orient — Gesellschaft zu Berlin»MRTB — «Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko (Oriental Library)». Tokyo(342/343) NG — «Numismatic Chronicle»OS — «Orientalia Suecana»PSBA — Proceedings of the Society of Biblical ArchaeologyP-WRE — A.F. Pauly, G. Wissowa, W. Kroll, K. Ziegler. Real-encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. StuttgartRA — «Revue d’Assyriologie»RE — Pauly-Wissowa Realencyklopädie der Klassischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1893‒RHR — «Revue de l’histoire des religions»RIA — «Reallexikon der Assyriologie»RN — «Revue Numismatique»TCL XIII — «Musée du Louvre, Département des Antiquités Orientales, Textes cunéiformes». Vol. XIII. P., 1929UM — «The University of Pennsylvania. The Museum. Publications, of the Babylonian Section». Vol. II/l. Philadelphia, 1912ZDMG — «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft»
наверх |