главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии.// Новосибирск: 1981. 185 с.
Содержание
Предисловие. — 3
К.М. Герасимова. Синкретизм культа Далха. — 7Г.Р. Галданова. Эволюция содержания охотничьего культа. — 46Г.Р. Галданова. Почитание животных у бурят. — 56Г.Н. Очирова. Шаманистский культ Гутайн-бабая. — 70Е.А. Хамзина, Н.В. Именохоев. Два шаманских погребения из Кижинги. — 84К.М. Герасимова. Тибетоязычные обрядники ламаизированного культа шаманских предков. — 110Д.Б. Дашиев. Материалы по традиционным верованиям тибетцев в литературе популярного вероучения ламаизма. — 131Н.Д. Болсохоева. Материалы по обрядам тибетцев в составе сумбума тибетского автора XVIII в. Енцзин Ешэчжалцана. — 149Т.Д. Скрынникова. О хубилганах Сайн-нойон-хановского аймака. — 158Ц.П. Пурбуева. Описание намтара Нейджи-тойна. — 167
Предисловие. ^
Историческое исследование религиозных обычаев монгольских народов — вопрос не только теоретического анализа и обобщений, но и прежде всего сбора первичного фактического материала по определённой программе, продиктованной нашими представлениями о системе народных религиозных верований. Решение этой задачи сопряжено с известными трудностями, поскольку в процессе становления социалистического образа жизни монголов и бурят религия потеряла свои основные социальные позиции и перешла в область бытовых пережиточных явлений. Но научная постановка атеистического воспитания предполагает конкретное знание характера ещё бытующих религиозных явлений, неоднородных по своему происхождению, социальной функции и идеологическому содержанию. Выявление исторической типологии наиболее устойчивых религиозных обычаев наталкивается на значительные и многочисленные пробелы в фондах нашей фактологической лаборатории: многое своевременно не было зафиксировано, а в настоящее время уже забыто и навсегда ушло в прошлое; то, что ещё сохраняется в обычаях народа, утратило соответствующий уровень знаний обрядовых традиций и целостность комплекса религиозных представлений и ритуальных действий.
В распоряжении исследователей имеется ламаистская обрядовая литература на тибетском и монгольском языках, особого внимания заслуживают ритуальные тексты бытовой обрядности, которые могут быть использованы для исследовательской реконструкции забытых форм традиционных народных верований, в том числе и ранних. Бытовая ламаистская обрядность — это ламаизированная форма дошаманистских и шаманистских верований. В изучаемых нами странах она делится на бытовые обряды местного происхождения и обряды, пришедшие извне, но по своему генезису также относящиеся к народным верованиям, ассимилированным в различных регионах распространения буддийской религии.
Ритуальные тексты бытовой ламаистской обрядности многочисленны и многовариантны, поскольку формировались они неодновременно и относились к традициям разных сект тибетского ламаизма и его региональных форм на территории расселения монгольских народов. Везде ламаизм проникал в народный быт путём ламаизации местных традиционных верований. Ламаистская церковь ассимилировала ключевые, социально значимые культы, связанные с основными интересами жизнедеятельности людей: их хозяйственными занятиями по добыванию средств существования, бытом семьи — первичной ячейки общества, социальными функциями родового коллектива или территориально-этнической общности.
Ламаизация дошаманистских и шаманистских культов семейно-родовых и личных покровителей позволила церкви осуществлять всесторонний контроль над всеми делами семейного, хозяйственного и общественного быта первичной семейно-родовой ячейки социального организма. Устойчивость общинных структур обусловила и живучесть соответствующих религиозных культов. Сопоставление разновременных источников выявляет эволюцию родовых культов в процессе исторического развития общества и его духовной культуры. Культ семейно-родовых и личных покровителей людей дошёл до нашего времени. Но конкретное содержание его претерпело историческую эволюцию. В данной роли, в частности, выступали и «хозяева местности». Их культ сохраняет свою устойчивость в религиозных пережитках и сейчас, но субъект этого культа трансформировался: «хозяевами местности» были животные, птицы, духи земли, леса, гор, водных источников, в свою очередь, представления об этих духах изменялись в процессе исторической эволюции религиозных верований. Иными словами, в культе «хозяев земли» можно проследить стадиальные сдви- ги от ранних форм религии до позднейших модификаций ламаистского обряда в XIX-XX вв.
Генезис ламаистской бытовой обрядности диктует комплексное привлечение и исследование полевых и текстовых источников доламаистских и ламаистских форм однородных культов, таких, например, как культ хозяев земли, леса, водных источников, гор, скал, камней, деревьев, культ предков, календарные обычаи и обряды и т.д. Тибето- и монголоязычные обрядники нередко дополняют и уточняют утраченные детали доламаистских обрядов, в свою очередь, последние объясняют исходные реалии терминологии и содержания ламаистских обрядников в тех случаях, когда предшествующие формы обряда уже полностью вытеснились, стёрлись ламаистскими обычаями. Достаточно привести в качестве примера одно из правил сооружения ламаистского обо, когда около стержневой оси обо закапывались в землю изображения домашних животных. В.П. Дьяконова в статье «Религиозные культы тувинцев» (Памятники культуры народов Сибири и Севера, сб. МАЭ, XXXIII. Л., 1977) описывает ламаистский обычай закапывать живьём домашнее животное при основании нового обо. Статьи Л.П. Потапова о ритуальной технике тувинских шаманов помогли понять эпитеты и значение атрибутов знаменитого шамана древности Даян-дэрхэ, описанные в его тибето- и монголоязычных ламаистских обрядниках, и т.д.
Статьи данного сборника выполнены в основном на материале тибетских и монгольских культовых текстов, хранящихся в рукописных фондах Бурятского филиала СО АН СССР, в фондах АН МНР и у верующих бурят различных районов Бурятской АССР и Читинской области, а также на материалах экспедиций 1962-1965 гг. Отдела зарубежного Востока, полевых исследований 1968-1978 гг. сектора буддологии Института общественных наук БФ СО АН СССР, привлечена специальная литература, отечественная и зарубежная. Основная задача сборника — источниковедческая. Она предполагает накопление по определённой рабочей схеме фактологического материала об отличительных признаках той региональной формы буддизма в Тибете, Монголии и Бурятии, которую следует называть ламаизмом.
По содержанию настоящий сборник является продолжением книги «Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии», но его тематика концентрируется на вопросах исторического анализа синкретизма ламаистских верований народа, а также изучения и описания дошаманистских и шаманистских культов. Дальнейшее развитие религиеведческих исследований в данной области ставит на первый план задачу систематической обработки сохранившихся письменных источников и объединения усилий тибетологов, тюркологов, монголистов и бурятоведов для изучения всего комплекса исторических форм религии кочевников Центральной Азии.
наверх |