[ сборник ]
Древний Восток и мировая культура.
// М.: 1981. 184 с.
Содержание
A.Д. Столяр. Проблема происхождения палеолитического изобразительного искусства как предметно-генетическая задача (к вопросу о методике историко-археологического исследования). — 5
B.П. Любин. Нижний палеолит Кавказа (история исследования, опорные памятники, местные особенности). — 12
В.М. Массон. О культурных стандартах в древнейших земледельческо-скотоводческих обществах (по материалам археологических памятников Ближнего Востока). — 17
Т.Н. Чубинишвили. Ведущие черты производящей экономики в раннеземледельческой культуре Южного Кавказа (VI — IV тысячелетия до н.э.). — 21
И.Н. Xлопин. Образ быка у первобытных земледельцев Средней Азии. — 26
О.М.Джапаридзе. Художественное ремесло в древней Грузии. — 31
Г.А. Максименков. Сюжеты окуневского искусства. — 35
A.Я. Щетенко. Древнейшие цивилизации долины Ганга. — 42
Г. Комороци. К символике дерева в искусстве древнего Двуречья. — 47
B.А. Якобсон. Регулирование международной торговли по Законам Хаммурапи. — 53
Л.С. Бретаницкий. К интерпретации одной архитектурной темы. — 55
О.Д. Лордкипанидзе. «Колхида златообильная» (миф и археология). — 59
К.X. Кушнарёва. Ритуальный кубок из святилища древнего Двина. — 63
Г.А. Меликишвили. К чтению одной армавирской урартской надписи. — 67
М. Сальвини. Уточнения двух урартских надписей в Иранском Азербайджане. — 69
Н.В. Арутюнян. Заметки по урартской эпиграфике. — 74
А.А. Мартиросян. Печати мастеров на сосудах из Аргиштихинили. — 80
С.И. Xоджаш. Знаки на урартской керамике Эребуни. — 85
К.Л. Оганесян. Урартские корни древ неармянского зодчества. — 90
С.А. Есаян. Находки урартских изделий в Ошаканском могильнике. — 94
Г.Х. Саркисян. О провинциях и провинциальных канцеляриях древней Армении. — 98
И.Ш. Шифман. Финикийская историческая традиция в греческой и римской историографии (проблема происхождения финикиян). — 103
Г.М. Бонгард-Левин. Древняя Индия и античность (общая характеристика традиций). — 107
Г.А. Пугаченкова. Храм бактрийской богини на Дальверзин-тепе. — 112
Р. Гиршман. Царь Нарсе в Бишапуре. — 118
Б.А. Литвинский. Кушанский город. Индийско-среднеазиатские параллели. — 121
Б.Я. Ставиский. Новая каменная капитель из Кара-тепе в Старом Термезе. — 125
И.Д. Амусин. К вопросу о зависимости сообщения о ессеях в древнерусском переводе Флавия от «Философумены». — 128
А.И. Еланская. Древнеегипетское божество в коптскую эпоху. — 133
И.Ф. Фихман. Новые материалы о производстве книги в Византийском Египте. — 137
Иллюстрации. — 142
Предисловие редактора
Настоящий сборник, в котором приняло участие тридцать советских и зарубежных учёных, посвящён по преимуществу разным аспектам материальной и духовной культуры и идеологии, уходящим корнями в глубины древневосточных цивилизаций, и в особенности древнеегипетской, урартской и среднеазиатской. Именно с этими регионами древнего Востока связана традиция древневосточной археологии в СССР, виднейшим представителем которой является в настоящее время академик Б.Б. Пиотровский.
На памяти старшего поколения нынешних советских специалистов по археологии, истории и филологии древнего Востока круг работ расширился за пределы этих традиционных трёх областей; от них ушли вширь индианисты, специалисты по древнему Ирану и Месопотамии, по Финикии, Сирии и Палестине; но, пожалуй, мало кто мог остаться в стороне от исконных, привычных и — в особенности если говорить об Урарту и Средней Азии — наиболее актуальных для нашей собственной истории научных направлений.
Всё это и нашло отражение в публикуемом сборнике. Нет ничего удивительного в том, что среди авторов более всего представлены ученики и ближайшие соратники по науке академика Б.Б. Пиотровского, который с самого начала своей научной деятельности был для всех образцом научной строгости, чёткости и точности в работе, что давало нам научные результаты такой достоверности и убедительности, которые редко оказывались достижимы в прежних — да и во многих нынешних — археологических и историко-культурных работах.
Обширность интересов авторов настоящего сборника и качество их работ могут считаться представляющими современный уровень нашей археологии и истории древневосточной культуры. Авторы и редактор надеются, что новые поколения окажутся достойными учителя — Бориса Борисовича Пиотровского, 70-летию которого и посвящают они свою работу.
И.М. Дьяконов
|